Хай-тек с Украины: метавзгляд на явление
Чем вызван повышенный интерес к хай-теку, не проходящий более 30 лет на Западе?
Седак А. Трубченко Е. Хай-тек с Украины: метавзгляд на явление // А.С.С.. 2001. №7. C.34-35
Сегодня отечественному архитектору трудно: он переживает переломный момент развития. На рубеже подводятся итоги, и все, что казалось совершенным, перестает служить не только стратегии, но и решению повседневных задач. Архитектуре не хватает перспективы, с которой она и связанные с нею события могли бы быть оценены, так же, как достижения прошлых эпох. Эмоции пока заслоняют приближающееся завтра с покаянным похмельем о хай-теке.
По мере развития техники инженерная сторона архитектуры постепенно подменяла эстетическую, доведя в конце XX века этот процесс до абсурда, родив выпестованный продукт ? хай-тек, имеющий огромную амбициозность в формировании художественной образности и оперирующий системой знаков, которые претендуют на универсальность. Чем вызван повышенный интерес к хай-теку, не проходящий более 30 лет на Западе?
И наконец-то прибывший к нам?
ЧТО ЭТО?
Термин "хай-тек" относится к "зонтичным" определениям, объединяющим разнородные явления, общим для которых является объединение их на какой-либо основе или их противопоставление чему-либо. В данном случае: использование в процессе архитектурного формообразования достижений новейших ("высоких") технологий. Хай-тек продолжает столетнюю проповедь "технологического оптимизма", формируя цели и определяя задачи достижения вселенского рая с помощью технического прогресса. Оптимизм хай-тека связан с тем положением, которое он занимает в удовлетворении амбициозных потребностей промышленности и лоббирующего ее истеблишмента при внедрении технологических новаций с целью получения в конечном итоге сверхприбылей нового строительства. В градоустроении вопросы концептуального и локального уровня принципиально замыкаются на определенные школы, в перспективе обеспечивая их все новыми и новыми заказами. При этом техническая и экономическая стороны хай-тека в который раз заслоняют его художественную составляющую. Его стилевыми признаками принято считать идеализацию машины, подчеркивание выразительных возможностей новейших технологий, материалов и конструкций, подчеркивание рабочих элементов и технологического оборудования.
Ориентированный на машинную эстетику, хай-тек в поиске своих решений абсолютно не расположен к диалогу с потребителем (в отличие от постмодернизма), навязывая последнему через прессинговую рекламу свой завершенный абсолютно без его участия продукт. Однако, в отличие от промышленного продукта, корректируемого и обновляемого в соответствии и под влиянием конъюнктуры, архитектура хай-тека развивается в своем независимом информационном поле, игнорирующем мнение потребителей и профессионалов, эпатируя вкусы современников.
Хай-тек несет в основе мужское начало, утверждаясь в градостроительном окружении и в историческом времени своей индифферентной независимостью и прессинговым напором, граничащим с наглостью. Возводя техническую идею в ранг всеобщего принципа, хай-тек отвергает и социальные функции архитектуры, не заботясь о решении комплексности среды, формируя ее бессистемно. Техника становится лишь инструментальным средством решения возникающих проблем, а проводник ее идей ? эстетика хай-тека ? получает урезанную Токио творческую ориентацию на сохранение энергии и ресурсов.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Точкой отсчета в развитии "технологического" направления в архитектуре следует рассматривать эпоху Первой промышленной революции, когда появились такие новаторские сооружения, как так называемый Хрустальный дворец ? павильон-оранжерея на Лондонской Всемирной выставке 1851 г. в исполнении садовника Дж. Пэкстона, техническая башня-опора горного мостового перехода ? экспонат Парижской выставки 1889 г. инженера Г. Эйфеля, многочисленные мостовые переходы в Европе и Америке конца XIX в. На протяжении второй половины XIX века строится огромное число сооружений, где ведущим мотивом служит оранжерейная стеклянно-металлическая галерея. Это ? вокзалы, универмаги, выставочные павильоны: галерея машин и универмаги в Париже, Хрустальный дворец в Копенгагене, универмаг Тица в Берлине, вокзал Паддингтон в Лондоне и множество других. Главной целью проектировщика стало желание удивить любой ценой ? то ли новейшей формой, то ли оригинальной конструкцией, величиной или скоростью возведения. Любое сооружение должно быть удобно для человека, стать его одеждой, инструментом, машиной. Тогда зачем архитектуре быть искусством? Дом ? "машина для жилья", дом-коммуна, современное развитие говардовской утопии "города-сада" в виде пресловутого "спального" города. Эти и многие другие новаторские идеи XX века постепенно и упорно подготавливали почву для своего заключительного этапа ? хай-тека.
Прорыв, сделанный в 1940-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Эти тенденции в 1950-1960-е проявились в постройках Э. Сааринена, Л. Миса Ван дер Роэ, Б. Хоффа, П.-Л. Нерви, К. Тангэ и многих других мастеров. Компьютерная "революция" 70-х поставила новые задачи перед зодчими. Главный "революционер" Билл Гейтс предсказал, что недалекое будущее ? это мир постоянно увеличивающихся скоростей, и архитектура должна была откликнуться на глобальные изменения.
НАЧАЛО
В мире трансконтинентальных перемещений, глобальной информационной сети, растущего динамизма жизни хай-тек стремится соответствовать эпохе, выразив давнюю мечту человека ? совмещение времени и пространства. В итоге мы видим: наука и религия, рациональное и мистическое вступают во взаимодействие, рождая все новые и новые формы искусства, понимаемого как нечто связанное с техникой. Иллюзорность, ирреальность соседствуют с прагматическим примитивом и натурализмом. Язык хай-тека не универсален, выделяясь в своеобразные группы и связанные с функционально-типологической направленностью течения.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ХАЙ-ТЕК
В этом направлении стиль высокой техники построен на широком использовании индустриальных элементов, символическом утверждении индустриальной темы, использовании художественно-иконических метафор, полученных из образов промархитектуры ? фабрик, заводов, ТЭЦ, депо, пакгаузов и др. Для данной стилистики также характерны предельная упрощенность решения, лапидарность объемов, конструктивная обнаженность формы, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т. п.), мифопоэтизация элементов конструкций.
"ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ" ХАЙ-ТЕК
Г. Борисовский в 1960-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, станут все тоньше и легче по причине отсутствия ограничений, свойственных работающим на сжатие конструкциям. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Традиционная схема, когда несущие конструкции здания стремятся в одну точку опоры, является символом-анахронизмом старой тектоники, где конструкции работают на сжатие, тектоники положенных и поставленных друг на друга строительных элементов. Бумажная фабрика "РМ 11" в Австрии ? символ новой тектоники, где конструкции работают преимущественно на растяжение, а объем сооружения имеет сложную геометрию. В наши дни растянутые конструкции получили достаточно широкое распространение: гибкие нити и висячие покрытия, подвесные вантовые и комбинированные конструкции, троссовые сетки, мембранные перекрытия. Внимание инженеров и архитекторов привлекают мягкие оболочки ? особый класс пространственных конструкций, выполненных из материалов, обладающих при растяжении высокой прочностью, которые создаются двумя способами: механическим и пневматическим. Первый способ ведет к созданию тентовых конструкций, второй ? пневматических воздухоопорных и воздухонесомых. В итоге ? самая "нетрадиционная геометрия" сооружений, за XX век ставшая традиционной.
ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ХАЙ-ТЕК
Предтечи данного направления следует также искать в русском конструктивизме: Башня III Интернационала В. Татлина, идеи "живой архитектуры" в здании "Ленинградской Правды" и памятнике Христофору Колумбу К. Мельникова содержат идею сооружений с вращающимися объемами. И разве утопии П. Солери и И. Фридмана не возникли под влиянием фантастического проекта "парящего города" Г. Крутикова ? прообраза современной космической станции в виде цилиндра со вставными летающими индивидуальными кабинами и общественными помещениями, располагающимися в его базовой части? Идея гибкости, динамизма, роста, адаптации при большом разнообразии творческих кредо авторов воплощена в проектах, объединенных одним принципом, получившим название "clip-on". Он заключается в раздельном проектировании несущей структуры ? своеобразной этажерки со всеми инженерными и энергетическими коммуникациями, рассчитанной на продолжительный срок службы и заполняющейся автономными ячейками. Этот принцип явился основой системы "plug in city", разработанной в I960 г. английской группой Аркигрэм.
БИОНИЧЕСКИЙ ХАЙ-ТЕК
В мире все взаимообусловлено, нет вещей и явлений, которые бы не были связаны непосредственно или опосредованно между собой, нет непроходимых барьеров между живой и неживой природой, существуют законы, объединяющие весь мир в единое целое и порождающие объективную необходимость использования в искусственно создаваемых системах закономерностей и принципов построения живой природы и ее конструкций. Основой этому служит биологическое родство человека и живой природы. Предвестник органического направления в архитектуре ? Антонио Гауди, который раскрыл возможности органической формы в строительстве. В период расцвета творчества Гауди со ссылкой на высказывания немецких и австрийских архитекторов Земпера, Фельдега, Бауэра выступил под псевдонимом некий Тр. Ю-П" со статьей "Теория Дарвина в строительном искусстве" (1900 г.), подтверждающей закономерность действия эволюционной теории в архитектуре.
В результате в архитектуре в конце 40-х годов появились формы, воспроизводящие конструктивные системы живой природы. Использование конструктивных систем природы проложило дорогу другим направлениям архитектурной бионики.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХАЙ-ТЕК
Значительную роль в 1990-е гг. сыграло стремительное вторжение в жизнь компьютерных технологий, положивших начало виртуальному направлению хай-тека. Долгосрочные последствия этой "мягкой технической революции", более похожей на переворот, предсказать трудно.
БУДУЩНОСТЬ
Перспективы хай-тека можно свести к ряду позиций:
1. Решение проблемы энергосбережения в зданиях, способных вырабатывать или аккумулировать энергию. В США, например, новые методы теплоизоляции "дают" на 40% энергии больше, чем вся американская нефтяная промышленность. Все больше появляется домов, самообеспечивающихся теплом, в Германии. Планируется, что к 2020 году доля подобного жилья составит в этой стране 15%. Экономия энергии уже влияет на формообразование сооружений.
2. Решение проблемы динамической архитектуры. С каждым днем увеличивается потребность в использовании мобильных сооружений, быстровозводимых зданий. Использование принципов ситуативной трансформации сооружений ? актуальный вопрос будущего.
3. Решение футурологических проблем. С тех пор, как развитие коммуникационных технологий привело к глобализации экономической и культурной жизни, любые горизонтальные границы начали стираться. Не стали ли мы космонавтами на "Космическом корабле Земля"? Не стоит ли перед нами задача вертикального взлета? За занавесом полной секретности долгие годы оставались как научно-технические изобретения, так и сами проекты космических кораблей, орбитальных станций и даже планировавшихся поселений на Луне. А ведь именно в этой области творчества представляется уникальная возможность расширить привычные границы профессии. Верный путь ? ограничить современную всеядность инжиниринга в архитектуре вообще, предоставив ему зоны технологического прорыва в будущее.