Загородная жизнь урбанистов
Строительство загородных домов
Загородная жизнь урбанистов // Строительство и реконструкция . . 5 сентября 2003 (№ 9) . С. 52
Дом, в котором предполагается отдыхать летом и в выходные, - далеко не то же самое, что постоянное загородное жилище. Если в первом случае возможна некоторая непринужденность обстановки, то во втором - требуется пространство, максимально соответствующее своим хозяевам, ничем их не раздражающее, позволяющее сосредоточиться, а потом расслабиться.
Владельцы строящегося здания отнеслись к изменению его статуса со всей серьёзностью. Если раньше они собирались заниматься оформлением интерьера сами, руководствуясь общими рекомендациями строительной фирмы, то теперь решили обратиться за помощью к профессионалам. Побывав ?на объекте? и побеседовав с заказчиками, архитекторы сразу пришли к нескольким выводам. Во-первых, что молодая семья (родители и маленькая дочка) далека от сентиментальной приверженности сельскому быту и не намерена отказываться от своих урбанистских привычек. Тем более что дом расположен всего в двадцати минутах езды от центра города. Во-вторых, что работу придется вести в режиме строжайшей экономии, не имея достаточных средств на обустройство всех помещений, хозяева сначала даже не включили в договор цокольный этаж. Таким образом, для относительно свободного творчества предоставлялись два этажа, имеющие вполне квартирный масштаб.
Что было дальше?
Взяв неделю на размышление (и, говорят, не превысив этот срок), архитекторы подготовили несколько проектных предложений, одно из которых, самое необычное, пришлось хозяевам по душе. Смысл его сводился к следующему. Никакого стандартного разделения дома на зоны (первый этаж представительский, второй - приватный, один санузел внизу, другой вверху и т. д.). Весь верхний этаж, имеющий, по воле строителей здания, в плане форму короны, целиком превращался в детскую (33 м2). Внизу же располагались остальные жизненно необходимые помещения: спальня родителей, ванная и отдельный туалет, кухня, гостиная. Причём планировка первого этажа тоже получалась весьма необычной, основанной на непрямых углах и волнистых линиях. Соединять этажи было назначено лёгкой кованой лестнице, изготовленной по авторским чертежам.
Впрочем, по-настоящему оценить достоинства этого жилища можно, лишь увидев его собственными глазами.
Интерьер
Главный вход очерчен снаружи и изнутри довольно массивной деревянной рейкой, окрашенной в синий цвет. И этот цвет, и подобные рейки еще не раз встретятся нам в доме. Глубокий синий, терракотовый и жёлтый - вот три компонента колористической гаммы интерьера. А точно такие рейки присутствуют на втором этаже, в детской. И, кажется, неспроста. Убранство детской связано с фасадом не только характером внутренней отделки, и конструктивно. Над входной дверью, прямо под окном второго этажа, замаскирована заполненная землей небольшая ванна, в которой хозяева разбили маленький садик. Летом он как будто продолжает зимний сад, отделённый от него лишь оконным стеклом.
Главная достопримечательность прихожей - набегающая крупными волнами синяя стена. В ее ?складках? полускрыты дубовые двери ванной комнаты и туалета, а также вход в спальню. Волнистая стена, как и все остальные новые перегородки и объемные конструкции, изготовлена из пенобетона - того же материала, из которого возводилась коробка дома. Что касается отделки поверхности, то это рустовка (горизонтальные рельефные полосы прочерчивались ?гребёнкой? по густому раствору). Расширенный проём, ведущий в гостиную, оформлен в той же технике (правда, усложнённой - с использованием нескольких оттенков серого), а не облицован диким камнем, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не сказать, что трудозатрат всё это потребовало гигантских: один строитель только отделкой стен во входной зоне занимался месяца два. Но результат впечатляющий: и красиво, и эксклюзивно, и рукотворно, и, что важно, не особенно дорого.
Из тех же соображений эксклюзива и одновременно экономии (не правда ли, парадоксальное сочетание?) топку камина в гостиной тоже оформляли вручную. На неё одну за другой наваривали рамочки, согнутые из квадратного в сечении металлического прута. Причём сварной шов применялся такой же, как при соединении труб большого диаметра (проще говоря, довольно надёжный).
Гостиная выдержана в сине-белой гамме, кухня-столовая - в бело-золотистой. Помещения, скрытые за волнистой стеной, оформлены в тёплых тонах (жёлтый, молочно-белый). В спальне на полу - дубовая паркетная доска, а на первом этаже использована напольная плитка терракотового цвета с подогревом. Наконец, в спальне и кухне-столовой по потолку проходит плавная гипсокартонная волна, перекликающаяся с изогнутой стенкой прихожей. Таким, в общем-то, нехитрым способом авторы проекта подчеркнули стилистическое единство пространства, сообщили интерьеру логику и завершённость.
Вверх по лестнице
Но картина дома была бы неполной, если бы в нем не появилась именно такая лестница. Этот подробно продуманный арт-объект вобрал в себя все лучшее, что есть в интерьере, сделался его символом, квинтэссенцией. Обегающая вокруг стены с уже знакомой нам полосатой рельефной поверхностью, лестница выглядит необычайно изящной. Выполнена она из кованого металла, ступени дубовые. Впрочем, есть в лестничной композиции и своя, нигде в доме не повторяющаяся находка - сияющее окошко в стене. На самом деле это обычная фоторамка, в которую вставлено подсвеченное матовое стекло.
Ступив на второй этаж, мы оказываемся не просто в комнате, но в целом отдельном мире девочки-школьницы. Странная изначальная планировка помещения позволила удобно обособить рабочую зону - она оказалась в одном из ?зубцов? короны. Другой ?зубец?-эркер вместил небольшой, но столь любимый хозяйкой зимний садик. Узкое диагональное окно, необычный полуоткрытый гардероб, продолженный декоративной рамкой под потолком, еще один интересный потолочный элемент - округлый подсвеченный ?остров?, наконец, декоративная колонна, к которой прикреплён телевизор,- все это загадочно усложняет пространство, делает его нескучным, драгоценным. Шторы здесь - из той же серии, что на первом этаже. И вообще, вроде бы полностью обособившись, комната дочери не стала для дома чужеродной.
Не случайный набор занятных находок, а объединённое общим замыслом сложное пространство,- вот что удалось авторам проекта создать в этом небольшом загородном доме. Стоит ли удивляться, что расставаться со своим детищем архитекторам не захотелось? Прошло время, и они взялись за обустройство цокольного этажа (сейчас там уже готовы сауна с комнатой отдыха и каминный зал). В ближайшее время закончатся работы на большом участке с мачтовыми соснами. Только так, вложив в дом душу, можно сделать его по-настоящему пригодным для жизни. Долгой и счастливой.