Технологии строительства и деревообработки.

Замок Нойшванштейн: идея и реализация

Замок Нойшванштейн: идея и реализация строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


Карманова И. Замок Нойшванштейн: идея и реализация Будмайстер 2003 №14 C. 13-15

Замки, построенные баварским королем Людовиком II, ежегодно посещают миллионы туристов. Самый большой интерес вызывает замок Нойшванштейн, расположенный рядом с маленьким городком Фюссен в полутора часах езды от Мюнхена. До середины 60-х годов прошлого столетия он слыл лишь В«пряничнымВ» замком в стиле В«китчВ», однако позднее известные историки и искусствоведы изменили свое мнение. Сегодня он служит архитектурным примером исторической эпохи — второй половины XIX века, поскольку в то время по всей Европе воздвигались подобные сооружения, и этот замок является одним из прекраснейших.





В«СказочныйВ» Баварский король



Людовик II родился в 1845 г. и прожил всего 41 год. Это был необычный король, в Баварии до сих пор его помнят, любят и называют В«сказочнымВ». Об этом свидетельствуют многочисленные открытки с его изображением, которые продаются не только в Мюнхене, но и в маленьких городках.

Людовик стал королем в возрасте 18,5 лет. Свою юность будущий король провел в основном в купленном и отреставрированном по указанию отца замке Хоэншвангау, который существует и сейчас и находится недалеко от замка Нойшванштейн. Яркое впечатление производили на принца находящиеся в замке многочисленные картины из мира средневековых сказаний и немецкой истории. Они усиливали присущую ему любовь ко всему романтическому. Он часто бродил по лесам и долинам этой замечательно красивой местности, в которой было все - горы, отвесные скалы, узкие ущелья, озера. С возрастом он все больше и больше увлекался изучением искусств, поэзии, живописи, архитектуры. Будучи хорошим пианистом, он высоко ценил музыку Рихарда Вагнера и всю свою жизнь щедро поддерживал его и сохранял с ним дружеские отношения.

Став королем в очень молодом возрасте, не имея практического опыта, Людовик понимал: идеалы королевства не соответствуют реалиям и он является лишь номинальным правителем страны, а все решения принимаются двумя палатами баварского парламента. Этот факт, а также конфликты со значительно старшими по возрасту членами правительственного кабинета постепенно уменьшили его интерес к управлению государством. Прохладно относившийся к военному делу и презиравший войну, Людовик стремился спасти свою страну от военной угрозы. Это ему не удавалось, и обостряло и без того сложные отношения с парламентом. Несмотря на привлекательную внешность и обаяние, не складывались его отношения и с обществом и дамами. Он так и не женился, хотя слабый пол и проявлял к нему интерес. В конечном итоге все это привело к тому, что он начал большую часть времени посвящать личным интересам, хотя и не пренебрегал своими королевскими обязанностями.

Чем большая пропасть разделяла его и окружение, тем глубже он уходил в себя. Король часто ездил под покровом ночи по предальпийской местности и очень редко показывался в обществе. В это время распространяются слухи и легенды об одиноком короле: для простого народа он становится символом сказочного короля. Людовик II сосредотачивает свое внимание на создании собственного мира, в котором все прекрасно и нет места для подлости. Король начинает строить свои замки. С 1869 года закладывается замок Нойшванштейн, Линдерхоф - в 1874 году, строительство замка Херренкимзее начинается в 1878 году, а к подготовке строительства замка Фалькенштейн переходят в 1885 году. Строительство замков потребовало вложения больших средств. Личных денег короля на это не хватало, он начал брать кредиты. Это вызывало негодование со стороны правительства и членов королевской семьи, которые, объединившись, принимают решение объявить короля невменяемым и передать обязанности монарха в руки регента. В соответствии с баварской конституцией, это был единственный путь отстранить короля от власти, если он не покинет престол добровольно. С помощью врача короля удалось сфабриковать заключение об его болезни. 12 июня 1886 года король из Нойшванштейна был доставлен в замок Берг на Штанбергском озере. На Троицу 13 июня 1886 года король со своим врачом пошли на прогулку, с которой не вернулись в замок. После долгих поисков их нашли в озере мертвыми. До сих пор неизвестно, как это произошло.

В память о своем короле баварцы построили недалеко от замка Нойшванштейн театр на 1380 мест для постановки мюзикла В«О короле Людовике IIВ». Архитектор Дж. Барбарино применила для этой постройки оригинальные проекты Людовика II, предназначенные в свое время для строительства театра Рихарда Вагнера в Мюнхене. Это первый в мире поставленный на месте исторических событий мюзикл, который является как бы символом тоски по несуществующему раю и отражает жизнь любимого народом короля во всем ее трагическом развитии.



Строительство замка Нойшванштейн



Замок Нойшванштейн располагается высоко в горах на месте двух крепостей - переднего и заднего Швангау. Король приказал путем взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 метров и создать тем самым площадку для возведения дворца. После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для возведения огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые ведуты. Баварского короля Людовика II можно смело назвать соавтором проекта, так как основной замысел исходил от него, он также принимал деятельное участие в разработке проекта и его осуществлении. Из сохранившихся документов по строительству видно, что король приказывал показывать ему все планы, и вносил в них изменения до тех пор, пока они не соответствовали его представлениям. Он настолько углублялся в детали, что сегодня считается, что замок Нойшванштейн как цельное произведение искусства является творением короля.

В 1869-1873 годах был построен мощный фундамент и выполнены подъезд к замку, ворота, часть помещений на втором и третьем этажах. В 1883 году строительство дворца было почти завершено, весной 1884 года король мог уже жить в своих покоях на четвертом этаже. После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не возведена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне. Многие задуманные королем интерьеры в уже построенных помещениях так и не были выполнены. Тем не менее, интерес к замку был настолько высок, что спустя всего несколько дней после смерти короля он был открыт для посетителей, плата была небольшой, желающих осмотреть замок оказалось очень много.

Площадь участка всего комплекса, длина которого равна 130 метрам, составляет 2557 кв. метров. Объем всех помещений равен 67179 куб. метров. Высота главного здания 56,94 метра, высота главной башни составляет 79,16 метров, квадратной башни

- 48,22 метра. Общая площадь помещений



- 55935 кв. метров.



Скала, на которой стоит замок, состоит из доломитовой горной породы. Здания комплекса построены из кирпича. Строение ворот со стороны двора облицовано желтым песчаником, с внешней стороны - красным кирпичом. Фасады облицованы плитами из известняка, добытого в местных каменоломнях, толщиной в среднем в 20-30 см. Транспортировка на гору производилась на лошадях и быках.

Наряду с высокими расходами на строительство (всего было истрачено 6 млн. 180 тысяч золотых марок) требовалась четкая организация работы. Сегодня трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериалов требовалось. Один только производитель цемента Якоб Ланг из Шонгау поставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента. В том же году фирма В«УнхохВ» поставила 1845 гектолитров извести. Песчаник для портала и эркера был привезен из Нюртингена (фирма В«Карл ШаллВ»). Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериалов поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъемных блоков. Строительные машины уже тогда проверялись ежегодно на безопасность и надежность В«Баварской ревизионной комиссией по паровым котламВ» (из которой образовался нынешний В«ТЮФВ»).

Довольно прогрессивным явлением было создание социального учреждения, которое по тем временам являлось единственным в своем роде. В апреле 1870 года было учреждено В«Объединение ремесленников королевского строительства ХоэншвангауВ», которое существует и сегодня в городе Швангау в качестве В«Частного объединения по поддержке больных людейВ». Цель этого учреждения - сбор ежемесячных взносов в сумме 0,7 марок с каждого члена объединения и денежных пожертвований для обеспечения гарантии заработной платы в течение 15 недель заболевшим или пострадавшим на стройке рабочим.



Внутренние помещения, интерьеры, оборудование



В замке имеется множество небольших сообщающихся между собой комнат. Лестницы, преимущественно винтовые, располагаются в круглых башнях. На первом этаже находились дворцовая кухня, горничная и рыцарские помещения (в настоящее время там располагается охрана). На втором этаже жил управляющий замком и находились гостевые комнаты. На третьем этаже был предусмотрен мавританский зал с фонтаном, который так и не был установлен. Покои короля (спальня, столовая, домашняя капелла, кабинет, гостиная) и тронный зал располагались на противоположных торцах четвертого этажа, камердинерская и адъютантская комнаты - в средней его части. На пятом этаже находился Зал певцов.

Помещения третьего, четвертого и пятого этажей замка великолепно отделаны и имеют множество настенных картин, которые нанесены масляной краской на гладкий гипсовый слой. Сюжеты картин - это, в основном, иллюстрации к национальным сагам и легендам, многие из которых были выбраны Рихардом Вагнером в качестве сюжетов для своих опер - В«Кольцо НибелунговВ», В«ТангейзерВ», В«Тристан и ИзольдаВ», В«ЛоэнгринВ» и др. Настенные обрамления, скамьи, мебель выполнены из дуба и богато украшены резьбой. Так как замок был построен в стиле средневековой крепости, а в XII веке не было стеклянных окон, король хотел создать впечатление открытых оконных сводов! Поэтому стекло сводов, а также стекло между колоннами было встроено непосредственно в каменную стену. Особое место занимает великолепно отделанный мрамором тронный зал. Так как идеалы короля об абсолютном королевстве были утрачены, трон повелителя отсутствовал.

Дворцовая кухня для того времени была очень хорошо оснащена, в ней была установка с проточной горячей и холодной водой и автоматические вертела для жарки. Уже в 1884 году замок Нойшванштейн отапливался централизовано из подвала или с первого этажа. По специальным шахтам подавался воздух на верхние этажи. Большие отопительные печи расположены в подсобных кухонных помещениях. Специальное подъемное устройство доставляло огромное количество дров для топки.

Сегодня существует мнение, что строительство и художественное оформление замка Нойшванштейн способствовало развитию новых строительных технологий и народных ремесел, так как многие уникальные изделия, вышивка и отделочные работы выполнялись местными мастерами и мастерицами. Великолепные картины, украсившие замок, были заказаны королем многим немецким художникам, и замок является своеобразной картинной галереей. Замок притягивает к себе миллионы людей, являясь как бы духовным наследием романтической трагической личности и неповторимым архитектурным творением, составляющим единое целое с прекрасной окружающей природой.








Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com