Технологии строительства и деревообработки.

Что такое классицизм?

Что такое классицизм? строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


Тимофеенко В. Что такое классицизм? А.С.С. 2002 №8 C. 86-88



История художественной культуры человечества, как известно, четко делится на более или менее значительные периоды, этапы развития. Некоторые называют именами народов, их создавших, например, древнеегипетская, древнегреческая или китайская, другие получили наименования по стилям, в рамках которых дополнительно вычленяются стилевые направления, течения, школы. Названия стилей, как правило, случайны, точнее, не имеют никакой научной основы. Например, культуру Западной Европы XI-XII вв. называют романской, хотя ее создателями были франки, XIII-XIV вв. — готической, хотя к готам она не имеет отношения ни по времени, ни по сути. Точно так же условными являются определения "ренессанс", "барокко", "рококо", "ампир", "бидермейер" и др.



УСЛОВНОСТЬ ТЕРМИНА



Правомерность термина "классицизм" принято объяснять тем, что европейская архитектура второй половины XVIII в. целиком ориентировалась на наследие античности, которое в те времена считалась классическим образцом. Однако о преклонении перед формами античности декларировали и представители других стилей, например, итальянского ренессанса. Кстати, возможно, поэтому автор 3-томного словаря "Стили в искусстве" и 8-томного "Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства" В. Власов определяет искусство Италии XV — начала XVI вв. как классицизм, в то время как термины "возрождение" или "ренессанс" употребляет для иных стилевых эпох и направлений.

Возникает закономерный вопрос, — что считать классикой? Ответить на него невозможно. Ибо каждый стиль зарождается, развивается, достигает расцвета, затем увядает, уступая место другому. Фазу расцвета нередко называют классическим периодом. Примеры: культура майя первой половины III — первой половины IX вв., время первых императоров Древнего Рима (т. н. августовский классицизм). Время Перикла в Древней Греции, когда в основном создан был Афинский Акрополь, называют периодом высокой классики (в отличие от ранней и поздней). Впрочем, европейская архитектура, как известно, ориентировались на культуру Древнего Рима, а не Древней Греции. Последняя в XVII-XVIII вв. была еще малоизвестной. Следовательно, терминологическое определение стиля "классицизм" условно, но общеупотребительно, и нет надобности его менять, придумывая новый термин. Совершенно другой вопрос — одновременное сосуществование классицизма и барокко. Их противопоставление есть глубокое заблуждение. В действительности они братья, которые родились почти одновременно еще на закате высокого итальянского ренессанса. Отцом барокко, как известно, был Микеланджело, отцом классицизма — Палладио. А в некоторых странах (Франции, Англии, Испании) со сменой короля на престоле превалировали то барочные принципы, то классицистические. Поэтому названия стилевых направлений и течений именами правителей, к примеру, стиль Людовика XVI во Франции, Георга III в Англии или екатерининский классицизм в России, представляются оправданными.



ФАКТОРЫ



Еще во второй половине XVII в. Ф. Блонделем были сформулированы основные постулаты классицизма, выдержанные в духе картезианского рационализма. Во-первых, красота считалась свойством природы, независимым от вкусов и взглядов людей. Во-вторых, законы красоты можно постигнуть средствами разума (в архитектуре — при помощи математики и геометрии). В-третьих, законы красоты уже определили зодчие Античности, поэтому целесообразнее изучать не природу, а наследие античной эпохи. Следовательно (это было четвертое положение), стоит выработать четкие правила, вечные и неизменные каноны, которые должны неукоснительно соблюдаться. Впрочем, многие зодчие предлагали свои варианты канонов, по их мнению, наиболее отвечавшие античным первоисточникам.

Во второй половине XVIII в. классицизм стал доминирующим во всей Европе, когда диалектический сплав разнородных устремлений общественных сил вылился в форму просвещенного абсолютизма. Уничтожая наиболее реакционные институты феодального прошлого и ценой уступок духу времени, представители абсолютизма старались придать своей власти видимость просвещенности, а государству — носителя общегосударственного правопорядка. Принципы универсальной регламентации проявились во всех сферах духовной жизни. Понятие долга, подчинение государству и исполнение обязанностей стали основой поведения человека, подавление чувств во имя разума казалось высшей добродетелью, достойными подражания. Мануфактурное производство с широким разделением труда разрушило характерное для Ренессанса представление о безграничных возможностях универсально и гармонично развитой личности. Существенную роль в распространении идей классицизма сыграл культурный обмен между странами. Восхищали идеалы французских просветителей — Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеция. Знание и владение французским языком стали обязательными в среде дворян, художниками предпринимались поездки во Францию и другие страны. Приглашение французских зодчих для работы в Украине стало таким же обычным явлением, как в начале XVIII в. приглашение итальянцев. Идеи рационализма, проявившиеся в философских воззрениях Декарта, Локка, Лейбница, Спинозы и особенно французских просветителей, изменяли мировоззрение, формируя определенные нормы и положения в области художественной культуры вообще и архитектурного языка в частности, где они воплощались в новых пространственных представлениях. Понятие бесконечности, которое с таким триумфом выразила архитектура барокко, преобразуется. И так же как в природе уже не видят сверхдвижения и абсолютного покоя, так и в градостроительстве пространство пытаются формировать из однородных элементов. Улицы уже не устремляются с ускоряющимся темпом к далекой вертикали, в свою очередь растворяющейся в поднебесной лазури. Они, мерно отсчитывая такт, приближаются к объемной доминанте. Значение последней заключалось прежде всего в том, чтобы пространство улицы не "выплеснулось" в бесконечность. Дифференциация площадей, улиц, кварталов по функциональному использованию и пространственной характеристике основана на признании равенства и даже тождества ряда компонентов. В архитектурной типологии, как и в жанрах изобразительного искусства, музыки, литературы наметилась четкая дифференциация и строгая регламентация. Основное внимание уделяли зданиям общественного назначения и дворцам правителей, являвшихся средоточием власти. Их размещали на центральных площадях, их облик отличался особой представительностью. Жилые дома строились несколько скромнее, в соответствии с социальным и имущественным положением владельца. Еще сдержаннее был облик производственных зданий, находившихся обычно на периферии городов. В такой иерархии рационалистическим языком наглядно отражалась та социальная лестница, которая отражала монархические режимы того времени.



КОНТАКТЫ И ПОДРАЖАНИЯ



В развитии композиционных форм и их практическом применении большое значение прио

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com