Технологии строительства и деревообработки.

Архитектура, созданная малоизвестными мастерами

Архитектура, созданная малоизвестными мастерами строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура

Иваненко С. Архитектура, созданная малоизвестными мастерами Строительство и реконструкция 7 ноября 2003 (№ 11) С. 50


Два памятника зодчества - замок Шамбор на берегах Луары и храм св. Софии в Стамбуле находятся на приличном расстоянии друг от друга. Но их объединяет одно: их сотворили малоизвестные широкому кругу архитекторы, которых пригласили правители Франции и Византийской империи. Почему именно этим зодчим было отдано предпочтение перед другими, история умалчивает. Зато они создали архитектурные шедевры, привлекающие внимание миллионов туристов ежегодно.

Первым, кому был продемонстрирован незавершенный В«замок мечтыВ» короля Франциска I, был немецкий император Карл V, политический и военный соперник Франции в Старом Свете. Когда правитель Священной Римской империи взошел на широкую ренессансную террасу Шамбора, то его ошеломила центральная часть замка, которая поражала своим архитектурным великолепием. По возвращению домой он решил создать что-то подобное на родине, но замысел не был осуществлен из-за отсутствия денег.

Шамбор - самый известный и самый большой замов на Луаре, хотя это сооружение, запланированное как феодальная охотничья резиденция, стоит в стороне от русла реки. По мысли Франциска I, Шамбор должен был затмить великолепие всех остальных замков Луары, и таким образом символизировать величие и власть короля. Чтобы возводившийся архитектурный шедевр мог отражаться в воде, король решил подвести к замку рукав Луары и заполнить водой созданные искусственные рвы. По иронии судьбы, после смерти французского короля в 1535 году, застоявшиеся каналы засыпали песком. А замок в виде компактной средневековой крепости с круглыми башнями на каждой из сторон строили еще несколько десятилетий после ухода в мир иной французского монарха. Это дорогостоящее сооружение опустошило королевскую казну на миллионы франков в старом исчислении.

У будущих королей Франции величественный и пространственный дворец с его 440 залами и покоями, 65 лестницами и 365 каминами не вызвал особого энтузиазма. Они наотрез отказались туда переселяться. Лишь Людовик XIV в XVII веке почувствовал привязанность к Шамбору, и любил бывать в нем.

Несмотря на всю свою легкость, Шамбор первоначально был задуман как средневековая защитная крепость, поэтому Франциск I велел обвести сооружение оборонительной стеной. В годы Великой Французской революции многие покои были разграблены, и Шамбор начал постепенно разрушаться. Сейчас замок стоит в центре парка площадью 5500 га. А сам парк обнесли 32-километровой стеной.

Перенесемся в другую часть Европы, которая соприкасается с азиатской, - в Стамбул. Именно в центральной части крупнейшего мегаполиса Турции расположен сказочно прекрасный собор Св. Софии (по турецки Айя София). Проект великолепного храма в лучших традициях византийского стиля был разработан двумя малоизвестными архитекторами - Исидором из Милета и Анфимием из Тралла. Будущий собор должен был достойно представлять Византийскую империю в мировом сообществе государств того времени. Финансировал строительство император Юстиниан, правивший Византией в 527-565 гг.

Собор имеет форму квадрата. Боковые стены центрального нефа прорезают ряды поднимающихся вверх колоннад с аркадами, галереей, а также оконных проемов, устремленных к массивному куполу диаметром 32 м, поднятому на высоту 54 м. Сорок окон у основания купола создают впечатление парения всей колоссальной чаши в воздухе. Купол был сложен из кирпича и камня и украшен мраморной скульптурой и мозаикой. Главной задачей зодчих, строивших Св. Софию, это создание купольного перекрытия посередине храма. Византийские мастера преодолели эту сложность посредством введения парусов: купол возведен на четырех столбах, между которыми переброшены гигантские арки с таким расчетом, чтобы основание опиралось на их верхние точки, а в промежутках между ними тяжесть купола принимали на себя паруса. Благодаря огромному плоскому куполу храм не подвержен разрушительному воздействию землетрясений. Это изобретение прочно вошло в арсенал архитекторов поздневизантийского периода.

Основу интерьера составляет центральное подкупольное пространство огромного среднего нефа (ширина 32 м и длина 68 м), пронизанное светом, льющимся через множество окон. Пол собора изначально был вымощен мозаиками тонких цветовых сочетаний, которые впоследствии были заменены каменными плитами. Внутренняя часть храма сильно пострадала 800 лет назад. По призыву Папы Римского Иннокентия III крестоносцы в 1204 году отправились освобождать Святую Землю от неверных. По пути следования в Иерусалим разношерстная армия французских и венецианских войск остановилась в Константинополе, и соблазнившись богатствами столицы Византийской империи, начала грабить храмы и дворцы. В 1453 году, когда собор был превращен в мечеть (было достроено по бокам четыре минарета), стены были оштукатурены.









Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com