Технологии строительства и деревообработки.

Любимый камень фараонов

Любимый камень фараонов строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


Бычкова А. Любимый камень фараонов Строительство и реконструкция 8 ноября 2002 (№ 11) С. 30



На фоне изобилия современных искусственных отделочных материалов специалисты отмечают интерес частных застройщиков к традиционным видам наружной и внутренней отделки. Возвращение на фасады индивидуальных домов белого камня - известняка — имеет свои причины.



Морские организмы



Тем, кто бывал в Таллинне, трудно забыть его неповторимый средневековый колорит. Выразительные силуэты костелов и крепостных башен с чудными названиями В«Толстая МаргаритаВ» и В«Длинный ГенрихВ» выглядят как органическое продолжение каменистых прибрежных утесов и серо-голубого прибалтийского неба. И башни, и ратуши, и старые дома в этом городе сложены из местного строительного материала — серого известняка. Впрочем, известняку обязана не только столица Эстонии, но и все побережье Финского залива, где морской берег поднимается крутым известняковым уступом-глинтом (от финского — klint — обрыв). Все это напоминает о былом теплом море, где миллионы лет назад отлагались карбонатные остатки морских организмов, превратившихся потом в известковые слои.

Таким же зданием на известковой скале является знаменитый памятник Ренессанса — Судакская крепость в Крыму. Сложенная из необработанных крупных глыб серого известняка она выглядит не мрачно, а на удивление, романтично: серый южный известняк отличается мягким, светло-дымчатым тоном.

Как минеральный ресурс, известняки распространены повсеместно: в разновозрастных отложениях осадочного чехла Русской платформы, в скалистых горах Америки, горных массивах Крыма и Западной Европы. В горах Тянь-Шаня мощность известняковых слоев достигает нескольких километров. Как строительный материал известняк пользовался широкой популярностью еще со времен неолита. И не столько благодаря своей доступности, сколько податливости в обработке. Известняк — порода средней твердости, обычно его можно пилить простой пилой и резать ножом, хотя и встречаются и более твердые разновидности — мраморизованные известняки.

Физико-механические свойства этого камня являются одной из главных причин, в силу, которой известняки до сих пор активно используются в строительстве. Обладая высокой прочностью, устойчивостью к длительному воздействию атмосферных факторов, камень относится к категории пористых материалов. При этом строение и размер пор таково, что отделочный камень, оставаясь паропроницаемым, имеет низкую способность к водопоглошению. В силу присущей этому природному материалу химической инертности, он не вступает в реакцию с большинством веществ, входящих в состав других строительных и отделочных материалов. Все негативные явления, связанные с патологией камня и каменных облицовок, могут возникнуть по причине естественных свойств самого камня (микротрещины, присутствие в породе минералов, неустойчивых к выветриванию и др.) и привносится извне человеком, вследствие небрежности при его обработке, монтаже и эксплуатации. Считается, что камни силикатных пород (граниты, диабазы, габбро, песчаники, кварциты) гораздо долговечнее, чем карбонатные породы. Все это нашло свое выражение в цене этих материалов: известняк гораздо доступнее. А вот по поводу его долговечности хотелось бы возразить наглядными примерами.



Шедевры века



5000 лет возвышаются среди горячих песков мертвой Ливийской пустыни Египетские пирамиды. Они сложены из блоков известняка, добытого в нижнем течении Нила. Подсчитано, что пирамида Хеопса состоит из 2,3 млн. кубических блоков камня (вес каждого более 2 т.) с гладко отшлифованными сторонами. Допустим, для египетских известняков характерна т.н. В«правильная трещиноватостьВ», облегчавшая добычу монолитов в виде правильных кубов. Допустим, поразительным было мастерство древних строителей и каменотесов: блоки настолько тщательно пригнаны друг к другу, что в щель между соседними камнями нельзя вставить лезвие ножа! Но еще больше поражает долговечность материала в достаточно агрессивной климатической среде. За сорок семь веков у пирамиды Хеопса оказалась поврежденной лишь вершина, куда во время II мировой войны англичане поместили свой пост противовоздушной обороны.

Античные мастера наряду с белым поросским мрамором активно использовали желтый известняк из окрестностей Афин для скульптурного декора Акрополя. Восемь с половиной веков украшает столицу Франции собор Парижской богоматери, в строительстве, которого было использовано много видов известняка. Фундамент сложен из глыб толщиной до 1 т. Колонны нефа (в поперечнике—1,3 м) выполнены из плитчатого известняка, аркады большой галереи под башнями и скульптуры — из мелкозернистого, а вся лицевая поверхность собора облицована тонкозернистым известняком (фактурная вариативность этого камня довольно широка). Великолепные памятники архитектуры Ренессанса, в которых использовался этот древний строительный материал, сохранились и в нашей стране. Самый яркий пример — площадь Рынок во Львове. Фасады домов XVI века, расположенные на ней, покрыты тесанными, потемневшими от времени плитами известняка, обработанными по способу В«бриллиантовойВ» рустовки. В знаменитом строении под названием В«Чорна кам'яницяВ» (архитектор Петр Красовский) контраст выразительной рустовки с ювелирной тонкостью орнамента портала и фриза первого этажа придает фасаду очень живописный вид. В«Чорна кам'яницяВ» по сплошной рустованной облицовке из известняка перекликается с замечательным творением итальянского Возрождения — дворцом Питти во Флоренции.

Вообще, история архитектуры знает немало примеров, когда колорит архитектурного ансамбля зависел от местных строительных материалов, в том числе и от известняка. Городам Московской Руси было присуще сочетание серовато-белого известняка, из которого возводили церкви, монастыри, крепостные стены и боярские хоромы. В XIV в. деревянные стены Московского Кремля были заменены каменными, сложенными из тучковского и тячковского известняков, а Москва получила наименование В«белокаменнойВ». Париж и Лондон обязаны светло-серым цветом своих зданий местным известнякам, а Генуя — залегающему недалеко от нее голубовато-белому мраморизированному известняку.



Экспрессивные химеры



Нельзя обойти молчанием и высокие декоративные качества известняка. Кроме белой и серой окраски встречаются разновидности самых разнообразных оттенков: розовые, палевые, красно-бурые, зеленоватые и даже черные. Своеобразен шрошинский мраморовидный известняк темно-красного цвета с белыми кальцитовыми пятнами. Еще более эффективен красновато-коричневый известняк месторождения Молита с выделениями кальцита причудливой формы. Очертания выделений напоминают контуры озер на топографической карте. Края узоров черные, остальная часть скоплений — розово-белая, как у агата. Крым славится желтовато-розовыми мраморизированными известняками месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чоргунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые краски с вкраплениями светлых раковин моллюсков.

Говоря о декоративных возможностях камня, не будем забывать что это один из древнейших скульптурных материалов. Еще со времен античности известняк успешно применяли для барельефов и скульптур (достаточно вспомнить знаменитые В«химерыВ» на фасаде Нотр-Дам де Пари, выполненные из известняка по рисункам Оноре Домье), а также для изготовления многочисленных деталей архитектурного декора: капителей, порталов, пилястр, декоративных карнизов, оконных наличников, розеток, орнаментальных фризов и т.д.

Современные приемы камнеобработки, направленные на тиражирование декоративных элементов из камня, позволяют заметно упростить этот процесс. Использование в производстве специализированного станочного оборудования обеспечивает высокую точность воспроизведения модели и снижает себестоимость. Но как бы там ни было, во всем мире знатоки отдают предпочтение изделиям, выполненным традиционным способом. Ручная обработка придает резному камню живую, выразительную пластику, в результате рельеф приобретает более тонкую светотеневую моделировку.



Выбор стиля — выбор камня



Сегодня в противовес серийному домостроению все чаще появляются частные дома, построенные по индивидуальным проектам. Именно В«штучнаяВ» архитектура позволяет, с одной стороны полнее удовлетворить пожелание заказчика, с другой — реализовать творческий потенциал проектировщика. Стремление застройщиков к ярким, нестандартным архитектурным решениям во многом определяет уместность рукотворного фасадного декора, а также садово-парковой скульптуры или архитектуры малых форм из известняка.

Да и вопросы стиля сейчас стали весьма актуальными для хозяев. Например, возвращение стиля модерн в обновленном виде (неомодерн) проявляется не только в активной фасадной и интерьерной пластике, но и в широком использовании природных материалов, в том числе и известняка.

Выбор породы камня для облицовочно-декоративных работ, фактуры его поверхности и размеров облицовочных изделий определяется, прежде всего, архитектурной композицией сооружения. Многовековой опыт зодчих выявил определенные принципы выбора каменной породы и ее обработки. Эти принципы вытекают из архитектоники сооружения, условий работы материала, условий восприятия здания и соображений экономии.

Например, в эпоху Ренессанса были детально разработаны приемы выбора камня и его фактуры в соответствии с архитектоникой несущей стены. Стена членилась по вертикали на ярусы. Облицовка нижнего яруса выражала идею опоры, поэтому для нижних этажей и цоколей применяли наиболее прочные породы — гранит, габбро, лабрадорит. А вот верхние этажи облицовывали менее прочными — известняком, мрамором, доломитом, придавая им более тонкие фактуры.

В настоящее время этот принцип выбора породы камня остается аналогичным при облицовке несущих и несомых элементов зданий.

Такие элементы зданий, как порталы дверей, обрамления окон, карнизы и колонны теперь изготавливать гораздо проще из железобетона с облицовкой тонкими плитками природного камня. По декоративным качествам наибольшие требования предъявляются к колоннам и порталам дверей; по прочностным — к карнизам, базам колонн, ступеням, подвергающимся чаще, чем другие элементы здания воздействию атмосферной влаги и механическим повреждениям. Поэтому известняк, лучше всего использовать для оформления порталов, окон и облицовки стволов колонн.

Известняк — отличный материал для производства стенового камня. Наиболее экономичным для возведения наружных стен являются легкие породы камня с плотностью от 1000 до 1600 кг/м3, обеспечивающие наименьшую массу стены и наилучшее сопротивление ее теплопередаче. Такой идеальной плотностью обладают известняки-ракушечники, добываемые в Крымской, Херсонской и Одесской областях, их плотность 1000-1400 кг/м3.



Чего не любит известняк



Природный камень — самый долговечный строительный материал, но только в том случае, если был правильно сделан первоначальный выбор и предусмотрены негативные факторы, влияющие на его долговечность. Поэтому архитекторам и строителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:


При облицовке поверхности отдавать предпочтение открытой облицовке, при которой с каждой стороны плиты оставляют шов 5-6 мм. При таком способе плиты, не имея между собой стыков, не нарушают целостности конструкции при значительном расширении или сжатии в результате термического воздействия.

На недопустимость железных креплений в камне, приводящих к его растрескиванию и появлению ржавых пятен на облицовке, указывал еще в XV веке Альберти. Поэтому следует производить тщательное крепление плит к облицовочным конструкциям с использованием деталей крепления только из нержавеющих материалов.

Облицовку зданий защищать от попадания воды карнизами, козырьками, водоотводами и другими элементами, предохраняющими от прямых попаданий атмосферных осадков.

Автор выражает благодарность фирмам В«Свой домВ», Садовый центр

В«ДаЛасВ», В«ПаннаВ» и В«Саватенс ДекорВ» за помощь в подготовив материала






Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com