Технологии строительства и деревообработки.

Ни страны... ни погоста

О новой попытке узаконить государственную монополию на рынке ритуальных услуг

Сидорычев А. Ни страны... ни погоста // Бизнес . 2001 . 4 июня 2001 (№ 23) . С. 70-71

Что случилось



В Государственном комитете по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины состоялось совещание, на котором обсуждалась первая редакция проекта Закона Украины ?О похоронном деле?.

На совещании по собственной инициативе присутствовали предприниматели из разных регионов Украины. По их мнению, законопроект рубит на корню хозяйственную деятельность в сфере ритуальных услуг, поскольку ведет к ее монополизации коммунальными предприятиями. Болевые точки будущего Закона представители ритуального бизнеса обозначили на ?круглом столе?, состоявшемся в редакции БИЗНЕСа.





Предприниматели предупреждают





о новой попытке узаконить государственную



монополию на рынке ритуальных услуг



Согласно законопроекту, функция погребения умерших граждан возложена на государственные специализированные службы, но предоставление ритуальных услуг осуществляется юридическими лицами (почему только юридическими?) на договорной основе с теми же государственными специализированными службами. На практике это будет означать, что чиновники на местах будут самолично решать, кого пускать на этот рынок услуг, а кого нет. Закон фактически будет поощрять не развитие этой сферы услуг, а взяточничество.

Если Закон будет принят в предложенной Госстроем редакции, то это, на наш взгляд, приведет к усилению криминализации и тенизации сферы ритуальных услуг...

Из обращения участников ?круглого стола?, проведенного газетой БИЗНЕС



История вопроса





Законодательное регулирование рынка ритуальных услуг в настоящее время практически отсутствует. Разве что Законом Украины ?О приватизации государственного имущества? от 04.03.92 г. (с изменениями и дополнениями) не предусмотрена приватизация крематориев и кладбищ.

Непосредственно в похоронном деле применяются Инструкция о порядке погребения, содержании кладбищ и организации ритуального обслуживания в населенных пунктах Украины и Правила организации погребения и ритуального обслуживания в населенных пунктах Украины (соответственно утверждены приказами бывшего Госжилкоммунхоза №126 от 16 декабря 1991 года и №10 от 3 марта 1995 года).

Документы явно устарели и не отражают серьезные перемены, произошедшие в последние годы на рынке ритуальных услуг.



Что сейчас



В настоящее время на рынке представлены два основных субъекта хозяйствования:

? предприятия коммунально-бытового обслуживания;



? предприниматели ? физические и юридические лица.



В некоторых регионах Украины частные фирмы и бюро занимают до 50% рынка ритуальных услуг. Естественно, качество и сроки обслуживания при этом не идут ни в какое сравнение с услугами, предоставляемыми коммунальщиками. Конкуренция серьезно беспокоит коммунальные предприятия, которые, напомню, располагаются непосредственно возле кладбищ. Нередко руководство коммунальных предприятий (с благословения, а часто и по прямому указанию управлений ритуальных услуг местных органов власти, в чьем ведении находятся кладбища) просто не допускает конкурентов-частников за кладбищенскую ограду.

Один из таких случаев (см. ?Чужих на погосты не пущать?, БИЗНЕС №20 от 15.05.2000 г., стр.38, 39) стал предметом разбирательства со стороны Киевского городского отделения Антимонопольного комитета Украины. После публикации БИЗНЕСа Управлению ритуальных услуг Киевгоргосадминистрации пришлось отменить собственный приказ, запрещавший предпринимателям устанавливать памятники на кладбищах, поскольку АМК усмотрел в нем нарушение антимонопольного законодательства (см. ?Ритуальный раж?, БИЗНЕС №45 от 6 ноября 2000 года, стр.46, 47).

Однако нет гарантии, что подобные случаи не будут повторяться. Поэтому Госкомитет по строительству, архитектуре и жилищной политике (почему именно он ? см. ?Госстрой знает, да молчит? ? стр.71) взялся за благое дело ? инициировать законопроект, дабы окончательно и бесповоротно ввести рынок ритуальных услуг в правовое русло.



О концепции





Нынешняя редакция законопроекта рубит ритуальный бизнес на корню, ибо узаконивает уже существующее положение дел.

Николай САПАРОВ: Законопроект по своей структуре в точности повторяет Правила организации погребения... от 1995 года, когда предприниматели только начинали осваивать этот рынок. Дело в том, что в проекте на первое место поставлены государственные специализированные службы погребения, точно так же, как в действующих сейчас, приоритет отдан коммунальным предприятиям.

Антонина ЛЯЩЕНКО: Это тем более странно, что в ст.3 законопроекта среди основных принципов похоронного дела провозглашается свободная предпринимательская деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг населению. А в ст.6 говорится, что государство поощряет конкуренцию между предприятиями, предоставляющими такие услуги, и защищает граждан от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в этой сфере.



Николай САПАРОВ: Однако уже в ст.42, в полном противоречии с провозглашенными принципами, говорится, что функция погребения умерших граждан возложена на государственные специализированные службы (чем не нынешние коммунальные предприятия? ? Ред.), которые создаются местными органами исполнительной власти.



Антонина ЛЯЩЕНКО: Здесь, образно говоря, отдыхают Конституция и антимонопольное законодательство. Ведь предоставление ритуальных услуг предпринимателями ? юридическими лицами (а где же физлица, они что ? неравноправные участники рынка?), согласно ст.44, осуществляется на договорных началах с государственными специализированными службами и исполкомами сельских советов, где таких служб нет. Получается, что на первом месте ? опять-таки наши конкуренты на рынке, с которыми мы к тому же должны вступать в договорные отношения. Кто же подпустит конкурентов к собственной ?кормушке?? Договор с нами могут и не подписать, а если и подпишут, то за определенную мзду, как это происходит сейчас. О какой свободной конкуренции в таком случае речь?



Николай САПАРОВ: Свою часть хочет иметь и Госстрой. Ибо законопроект (ст.7) предусматривает, что государственное управление похоронным делом осуществляется именно этим Госкомитетом, который будет:

а) вести общую координацию похоронной деятельности;

б) создавать нормативно-правовую базу для местных органов исполнительной власти в области организации похоронного дела;

в) подавать в Кабмин предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела.



Мнение духовного лица





Отец ВАДИМ: Поскольку церковь отделена от государства, я не вправе высказываться о законопроекте. Скажу о другом.

Человек, уходя в мир иной, точно так же, как он имеет право на спасение, имеет право и на достойное погребение. Поэтому в процессе похорон нужно различать техническую сторону и сам ритуал.

До революции все кладбища были разграничены по вероисповеданию и принадлежали непосредственно церкви. Теперь же соединение духовности и законности мы видим в ритуалах, проводимых частными фирмами.

То есть речь идет о том, чтобы человека действительно похоронить, а не выполнить заказ. В последние годы я выступаю консультантом предпринимателей именно по ритуальным вопросам. А вот коммунальщики к церкви по этому вопросу не обращались.



Что бы это значило?





?Волеизъявление умершего не должно противоречить действующему законодательству Украины?.

Из ст.9 проекта Закона Украины ?О похоронном деле?





О госспецслужбах





Согласно законопроекту, положение о государственных специализированных службах разрабатывает и утверждает Госстрой. По мнению участников ?круглого стола?, это ? прямой путь к монополизации рынка со стороны коммунальных предприятий.

Ирина САПАРОВА: На совещании в Госстрое нам говорили, что спецслужбы будут представлены в виде диспетчерских при местных органах власти, которые должны принимать заказы на погребение и распределять их между субъектами хозяйствования. Сам механизм такого распределения, сказали нам, не отработан. Но, похоже, что он будет напоминать ныне действующий, когда заказчика принуждают обращаться к коммунальщикам, а предпринимателя ? давать взятки представителям властей, чтобы в свою очередь нормально работать.

Александр БУЛКО: В нашем городе (Одессе. ? Ред.) управление здравоохранения обязало все медицинские учреждения, где выписывают справку о смерти, направлять родственников покойных только в коммунальные предприятия для организации похорон.

На городском кладбище в Одессе действует такое правило: все фирмы негосударственной формы собственности могут организовывать погребение только после 14 часов, а самое удобное время ? до обеда ? отдано коммунальщикам.

Клиентам частных похоронных бюро отказывают даже в подзахоронении. Вопрос ставят следующим образом: снимите заказ предпринимателей, и тогда мы похороним усопшего. В противном случае, езжайте хоронить за город.

Николай САПАРОВ: Поэтому наши предложения сводятся к тому, чтобы все вопросы, относительно организации похоронного дела, отдать в ведение местных властей под контролем общественных организаций. Не должно быть и подчиненности Госстрою.

Ирина САПАРОВА: Мы предлагаем перенять опыт россиян, где при местных органах власти созданы экспертные советы, в состав которых кроме представителей этих органов, общественных организаций, учреждений культуры входят специалисты ритуального дела, духовенство. Основное назначение совета ? присвоение статуса спецслужбы ритуальным фирмам (как частным, так и коммунальным) на основе тендера. Экспертный совет также наделен полномочиями контроля за специализированной службой, которая должна распределять заказы на ритуальные услуги между субъектами хозяйствования. Роль местных властей сводится к утверждению положения о похоронном деле с учетом особенностей региона. В данном положении могут определяться статус экспертного совета и специализированной службы и другие вопросы предоставления населению ритуальных услуг. Таким образом, местные власти получат серьезного оппонента в лице экспертного совета, который не допустит монополизации данного вида деятельности.



О ценообразовании и разрядности кладбищ





Декларируя свободную предпринимательскую деятельность по предоставлению этого вида услуг, законопроектом предполагается внедрение государственных стандартов в целях установления единой методики определения стоимости погребения.

Николай САПАРОВ: В рыночных условиях цена регулируется спросом и предложением, а не единой методикой. О каком свободном предпринимательстве тут говорить?

Ирина САПАРОВА: Можно согласиться лишь с тем, что такая методика применима только по отношению к малообеспеченным гражданам.

Николай САПАРОВ: Причем определять ее должна либо специализированная служба, либо местные власти по договору со спецслужбой.

Илона АЗАМАТОВА: В отношении малообеспеченных эту методику должна использовать любая фирма или коммунальное предприятие. Иначе одни будут хоронить только богатых, другие ? только бедных. За счет этой разрядности, применяемой не только на кладбищах, но и при заказе похоронных аксессуаров, можно будет организовать достойное погребение малоимущих.

Назар ФИЛАТОВ: Разрядность кладбищ законопроектом (ст.25) не допускается. Между тем практика хоронить на престижных участках за хорошие деньги в нашем городе (Бердянске. ? Ред.) существует. Более того, неофициально разрядность была всегда ? есть ведь Кремлевская стена и общая яма для расстрелянных и репрессированных. Непонятно другое ? в чей карман будут попадать эти самые ?хорошие деньги?, поскольку официально разрядности нет и не будет.

Мы предлагаем разрядность разрешить в законодательном порядке. Тогда за счет денег, полученных за погребение богатых людей на престижных участках (возле культовых сооружений, у центрального входа на кладбище), можно будет содержать как само кладбище, так и хоронить малообеспеченных и одиноких людей.

Ирина САПАРОВА: Важное уточнение ? разрядность кладбища должна определяться экспертными советами и местными властями, исходя из региональных условий с учетом спроса и уровня платежеспособности населения.



О собственностè


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com