Технологии строительства и деревообработки.

Криволинейная Вселенная

Криволинейная Вселенная строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


де Мораес Э. Криволинейная Вселенная : [Беседа с Послом Бразилии в Украине де Мораесом Э. / Записал Астанин М.] Строительство и реконструкция 2003 7 февраля 2003 (№ 1-2) C.9



С 7 декабря по 25 января в выставочном зале Национального союза архитекторов Украины проходила выставка работ, посвященная творчеству бразильского архитектора Оскара Нимейера.



Выставка подготовлена фондом Оскара Нимейера и состоялась при содействии посольства Бразилии в Украине. На протяжении первой половины 2003 года она будет экспонироваться в крупнейших городах нашей страны.

На открытии демонстрировался документальный фильм о Нимейере. Философия, политика, литература и много других увлечений стали ключом его бурной жизни. Звучавшая в фильме музыка Басановы, откровения зодчего и дух времен, отображенные в документальной ленте, вызвали романтические чувства у архитекторов, чья молодость совпала с расцветом модернизма 60-х. Фильм существенно дополнил графические листы и фотографии реализованных работ.

Имя Оскара Нимейера является хрестоматийным и стоит рядом с именами Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ. Так совпало, что со смертью последних изменился мир, в нем стал царствовать постмодернизм с новыми законами и метафизическими принципами в архитектуре. Нимейер пережил закат модернизма и возвращение интереса к этому стилю в конце 90-х. Его творчество стало неотъемлемой частью архитектуры XX века и вошло в курс лекций по мировой истории.

Минимализм, присущий стилю Нимейера можно сравнить с музыкой Моцарта, которая выразительна и проста в односложности средств. Авторские эксперименты с железобетоном и поиск новых конструкций привели к изобретению нового вида опор, которые по своим очертаниям почти повторяют эпюру возникаемых в нагруженном элементе напряжений. Экстра легкая форма колонн во дворце В«Palacio do PlanaltoВ» стала символом пластичного южноамериканского модернизма.

В 1963 году Нимейеру присвоили звание Почетного Члена Американского Института Архитектуры. Могучее государство СССР наградило его Ленинской Премией Мира.

В 1988 году он награжден премией Прицкера и Золотой Медалью RIBA.

На церемонии открытия выставки присутствовал Посол Бразилии в Украине Элдер Мартине де Мора-ес, выступивший с приветственной речью. После выступления он любезно согласился дать интервью для В«С&РВ».



В«CAPВ»; S своей приветственной речи фамилия зодчего звучала из ваших уст в непривычной для нас транскрипции.

— Мораес: Нимейер распространенная немецкая фамилия. Мы произносим ее на немецкий лад — Нимаер. В Германии фамилия Маер стала нарицательной и даже положена в название архитектурного стиля конца XIX века В«бидермаерВ». Сам зодчий, представляясь, называет себя Нимаер.



В«С&РВ»: Оскар Нимаер ведет активную творческую жизнь и известен не только среди коллег по цеху. Благодаря открытому характеру круг знакомых у него достаточно широкий.

— Мораес: Я тоже лично знаком с этим человеком и неоднократно встречался с архитектором в официальной и неофициальной обстановке, бывал у него в гостях. С первых минут общения Нимаер располагает к непринужденному разговору, в котором чувствуешь себя раскованно и легко. Это великий зодчий, ровесник века, в этом году Нимаеру исполнилось 95 лет. Но несмотря на столь почтенный возраст Нимаер продолжает работать, проектируя как он любит, стоя за высоким столом.

Его идеи воплощаются в жизнь, а современники воспринимают эти идеи и заказывают новые проекты. На выставке представлены фотографии совсем свежих объектов, построенных и открытых в конце 2002 года. Это два музея. Первый расположен в городе Куритиба, второй в штате Парана, где, кстати, проживает 450 тыс. выходцев из Украины.

Неожиданно было услышать о том, что архитектура для Оскара не самое главное в жизни. На первом месте у него семья, друзья и только потом работа. Его внучка выполняет обязанности исполнительного директора фонда Оскара Нимаера.



В«С&РВ»: Запроектировав новый город Бразилиа, Оскар Нимаер предпочитает шить в Рио-де-Жанейро.

— Мораес: Нимаер не только придумал этот город, долгое время он занимал должность главного архитектора Бразилиа. Президент Жусцелино считал, что страна нуждалась в новой столице или крупном городе, где были бы сосредоточены все главные административные учреждения страны. Эта новая столица обязательно должна была находиться в географическом центре Бразилии, что по мнению президента, объединило страну. По этой причине возник город Бразилиа, полностью отражающий идеи лучезарного города в универсальной общности его жителей.

В 1964 году Жусцелино Кубичек, основатель города Бразилиа, был смещен и в Бразилии воцарилась диктатура военного режима, под давлением которого Нимаер переехал в Алжир, где проживал под постоянным надзором. Скучая за родиной он написал немало стихов, посвященных Бразилии.

В средине прошлого века город Бразилиа проектировался как административная столица с 50 тысячным населением. Активное его развитие привело к перенаселению. Сейчас в городе проживает около 2 миллионов жителей. Многие называют город неуютным из-за его строгости и рафинированности, соответствующей идеалам 60-х.



В«С&РВ»: Какова теперешняя жизнь у маэстро Нимаера?

— Мораес: Сегодня Нимаер живет в городе Рио-де-Жанейро, где он вырос и который считает своим любимым городом. Из окна его городской квартиры открывается изумительный вид на океан. Большинство бразильцев любят Рио больше, чем какой либо другой город своей страны.

О себе и своем творчестве он говорит так: В«Меня не привлекают прямые углы и прямые линии, созданные человеком, они жесткие и негнущиеся. Меня привлекают чувственные, свободно плывущие кривые, кривые которые я вижу в силуэте гор моей страны, в изгибах ее рек, в окаенских волнах и в теле любимой женщины. Из кривых создана Вселенная, криволинейная Вселенная Эйнштейна.В»




Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com