Технологии строительства и деревообработки.

Культовая архитектура Оскара Нимейера

Культовая архитектура Оскара Нимейера строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


Забельская М. Культовая архитектура Оскара Нимейера Будмайстер 2003 №1/2 C. 17-19

В«Не прямые углы привлекают меня, и не прямые линии, негибкие, искусственно созданные человеком. Меня привлекает свободная и чувственная кривая, та кривая, которая присуща горам моей страны, изгибам ее рек, волнам морей, телу любимой женщины. Вся Вселенная состоит из кривых — кривая Вселенная ЭнштейнаВ».

Оскар Нимейер




Штрихи к портрету



Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer) родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. С 1930 по 1934 гг. он изучал архитектуру в Национальной школе изящных искусств (ныне Национальный архитектурный институт). В 1936 году под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье Нимейер вместе с группой молодых архитекторов проектировал здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Постройка была завершена в 1943 году и привлекла всеобщее внимание не только как общественное сооружение, созданное с применением новейших архитектурных средств, но и как первый пример использования сплошного солнцемодулирующего экрана на одном из фасадов.

За пределами Бразилии Оскаром Нимейером был построен Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. В 1974 г. он выступил в роли главного консультанта при сооружении здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1955-1956 гг. Оскар Нимейер разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, а для проходившей в 1957 г. в Берлине Международной строительной выставки построил постоянный жилой блок. В 1966 г. он завершил проектирование здания штаб-квартиры французской коммунистической партии в Париже и обширного жилого комплекса в городе Грасс близ Ниццы. В 1957 г. Оскар Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа, новой столицы страны. Ее генеральный план был выполнен Нимейером совместно с Лючио Коста. Нимейер проектировал все крупные общественные здания, включая президентский дворец - Дворец Рассвета, Министерство иностранных дел - Дворец Арок, здания Национального Конгресса с двумя 28-этажными башнями-близнецами и Верховного Суда. И, наконец, - кафедральный собор, архитектурные формы которого по замыслу архитектора Оскара Нимейера символизируют корону.

Свой метод работы великий архитектор характеризует следующим образом: В«Мой метод остается неизменным: сначала я фиксирую идею, затем формулирую ее письменно в виде текста. Если аргументы, найденные мной, являются не достаточно весомыми, возвращаюсь к эскизуВ».



В столичном Доме архитектора проходит организованная при содействии посольства Бразилии фотовыставка, посвященная творчеству Оскара Нимейера. Она дает возможность архитекторам и студентам архитектурных факультетов ознакомиться не только с идеями культового архитектора XX века, но и его взглядами на межчеловеческие отношения.

Нестандартное восприятие мира, безукоризненность форм и гармония с окружающей средой - это и есть вершина архитектурного творчества. С этой точки зрения произведения бразильского архитектора Оскара Нимейера являются одним из наиболее ярких символов XX века.



Архитектура



Рассказ об Оскаре Нимейере будет не полным, если мы не вспомним о его родной стране Бразилии и ее архитектурных традициях, а также новой столице страны, в архитектуре которой он воплотил свои неординарные идеи.

Бразильская архитектура колониального периода сформировалась под влиянием португальской, но была адаптирована для тропического климата. Больше всего образцов этого стиля сохранилось в церквях и монастырях старинных городов, особенно в Оуру-Прету, первой столице бывшей провинции, а теперь штата Минас Жерайс. Этот город был тщательно отреставрирован и перешел под охрану государства как национальное достояние Бразилии, а теперь включен ЮНЕСКО в список городов, являющихся мировым достоянием.

Со второй половины XIX века до начала XX века бразильские архитекторы испытали большое влияние французской архитектуры. С тех пор, не теряя связей с такими новаторами из других стран, как Ле Корбюзье во Франции и Франк Ллойд Райт в США, бразильская архитектура идет своим путем. В настоящее время она привлекает всеобщее внимание как одна из самых оригинальных. Темпы и объемы городского строительства в течение последних тридцати лет способствовали появлению исключительных возможностей для гармоничного сочетания общественных и функциональных задач с художественным оформлением. В результате появились не только необычные сооружения, но и целые города и пригороды.

Прекрасными примерами современной бразильской архитектуры, начиная с 40-х годов, являются пассажирский терминал аэропорта Сантус Дюмон, построенный братьями Роберту, и Министерство образования в Рио-де-Жанейро, жилые дома в микрорайоне Педрегулью близ Рио, а также Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро, построенный по проекту Афонсу Рейди, Музей современного искусства в Сан-Паулу (проект Лину Бо Барди), Церковь в Пампулье (Белу Оризонти), возведенная по проекту Оскара Нимейера.

Несомненно, самым известным примером современной бразильской архитектуры стала столица, город Бразилиа, где воображению архитекторов была дана полная свобода. Лусиу Коста выполнил проект генерального плана города, а Оскар Нимейер спроектировал основные здания. Эти проекты стали первыми вехами новой массовой архитектуры. Среди основных зданий, спроектированных Оскаром Нимейером в Бразилии, следует отметить Дворец Итамарати (Министерство иностранных дел Бразилии) с его широкими проемами, высокими бетонными арками и аквапарком; Кафедральный собор в Бразилиа, который многие считают шедевром Нимейера.

Не следует забывать, что здания сами по себе не могут создать эстетически прекрасную и гармоничную окружающую среду. Поэтому еще одна характерная черта современной архитектуры Бразилии - это особая роль пейзажа в создании единого архитектурно-природного комплекса. Параллельно с новыми смелыми концепциями в архитектуре Бразилии развивалась школа пейзажистов во главе с Бурле Марксом, которая ставила своей задачей уравновесить фасады из бетона и стекла освежающей зеленью садов и парков. В результате своей деятельности во многих городах Бразилии Бурле Маркс завоевал международный авторитет. Образцы его творчества можно встретить сегодня во многих общественных садах и парках по всему Американскому континенту и в Европе.



Новая столица Бразилии



Бразилиа, заслужившая название В«первой столицы современной цивилизацииВ», получила свой официальный статус в 1960 г. В девственных тропических джунглях за три года была построена новая столица.

Идея новой столицы возникла в Бразилии еще в XIX столетии и даже была включена в конституцию, когда в 1889 году страна стала республикой. Поскольку большая часть населения и основные богатства страны концентрировались на узкой полосе побережья в районе Рио-де-Жанейро, возникла насущная необходимость разомкнуть этот регион в глубь страны, основав там новую столицу. Однако вплоть до 1956 года ничего в этом направлении не предпринималось, пока президентом страны не стал Жуселину Кубичек ди Оливейра, сделавший главным лозунгом своей предвыборной кампании возведение новой столицы.

Сразу после своей победы на выборах Кубичек энергично взялся за выполнение этой задачи и пообещал, что Бразилия за пять лет продвинется вперед на полвека. Город Бразилиа был действительно построен за три года буквально на ровном месте, а точнее - в дремучих зарослях тропических лесов. 21 апреля 1960 года состоялось официальное открытие города. Сегодня его нередко называют одним из красивейших городов планеты, расхваливая просторные, распахнутые площади и парки, восхищаясь изумительной планировкой улиц. Говорят и о тщательности, с которой те или иные здания вписывались в ландшафт, словно произведения искусства. Но есть скептики, утверждающие, что Бразилиа совершенно неинтересный город, лишенный атмосферы человеческого обитания. Впрочем, об этом, наверное, пока еще рано судить. Спланированный город, которому пока не исполнилось и сорока лет, конечно, неправомерно сравнивать с городами, которые росли в течение многих столетий, вписывая в свой облик самые разные архитектурные стили.

Общая конфигурация города, которую нередко сравнивают с формой самолета или луком и стрелой, была разработана Лусиу Костой. Он вышел победителем в международном конкурсе проектов и разбил город по двум перекрещивающимся главным улицам. Через правительственные и деловые кварталы проходит дугообразная городская магистраль. Ее пересекает прямая, как стрела, главная улица, вдоль которой расположены все важнейшие здания официальных учреждений, проекты большинства из них выполнены Оскаром Нимейером.

Строительные работы шли очень трудно, ведь в этой местности не было ни подъездных путей, ни строительных материалов. Все доставлялось издалека, сначала по бездорожью, тысячи рабочих трудились непокладая рук, день и ночь, попутно сооружая еще и барачный городок для себя. Вскоре этот городок насчитывал уже 100 тыс. жителей и гордо именовался Вольный город (Cidade livre). Предполагалось, что по завершении строительства все бараки снесут, но вместо этого они образовали первый из многочисленных трущобных городов-спутников, окружающих сегодня столицу. Первым делом было вырыто огромное - 80 километров в длину, 5 в ширину - искусственное водохранилище Парануа, которое, по замыслу, должно было стать общегородской зоной отдыха и водноспортивным центром. Особое значение придавалось, естественно, архитектурному облику официальных зданий. На площади Трех властей, которой отведена роль правительственного центра, находятся Дворец правительства, здания Национального конгресса и Верховного Суда. Здание Национального конгресса включает две симметричные 28-этажные башни, по обе стороны которых расположились два приземистых корпуса: Сенат и Палата представителей. Здание Сената увенчано плоским куполом, такой же купол, но как бы в перевернутом виде, чашей укрывает Палату представителей. Перед зданием Верховного Суда установлена современная скульптура, изображающая Юстицию. Посреди площади Трех властей возвышается скульптурная работа Бруно Жиоржи - это фигуры Двух воинов. Она посвящена людям, построившим этот город. Правительству пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить армию чиновников перебраться в новую столицу. Сейчас город, первоначально рассчитанный на 800 тыс. жителей, уже имеет население ъ полтора миллиона человек.

Швейцарский архитектор Ле Корбюзье разработал в 20-е годы нашего столетия принципиально новые теории градостроительства, в которых особое внимание уделялось постоянно увеличивающимся транспортным потокам. Он рекомендовал в больших городах отделить пешеходные пути и зоны от автострад, чтобы не подвергать людей вредным воздействиям шума и выхлопных газов. Эти идеи в городе Бразилиа воплощены в жизнь. Там разработаны автономные системы движения для пешеходов, личных автомобилей и общественного транспорта.

Бразилиа привлекает своей ярко выраженной художественностью. Многие здания совершенно сознательно проектировались с таким расчетом, чтобы их причудливые формы контрастно вырисовывались на фоне неба.

Впрочем, символическое значение приданных им форм не всегда поддается однозначной интерпретации. Так, например, кафедральный собор увенчан чем-то вроде короны - но это украшение истолковывают и как цветок, и как обращенные к небу кисти рук. Как и многие другие здания, собор спроектирован Оскаром Нимейером, архитектором, творчество которого испытывало сильное влияние Ле Корбюзье. Однако, отдавая дань безусловного восхищения Ле Корбюзье, Нимейер сумел выработать собственную манеру, ярко выразившуюся во многих работах великого архитектора.


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com