Технологии строительства и деревообработки.

Культурный слой

Культурный слой строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура


Забельская М. Культурный слой Будмайстер 2003 №15 C. 14-15

Круглый стол под многозначительным названием В«Культурный слойВ», продолжил в виде дискуссии тему восприятия архитектуры и интерьера как искусства и части культуры, затронутую Константином Бондаренко. Участие в дискуссии и обсуждении современных особенностей архитектуры и культуры в целом приняли: Дмитрий Харитонов, телепродюсер; Ирина Данилевская, главный редактор журнала В«L*OfficcelВ»; Константин Бондаренко, профессор и архитектор; Елена Олейник, главный редактор журнала В«Архитектура и престижВ»; Вадим Жежерин, заслуженный архитектор Украины и председатель жюри конкурса; Юрий Макаров, журналист и телеведущий.



Дмитрий Харитонов:



— Интерьер, архитектура - это то, что окружает нас фактически 24 часа в сутки. Интерьер квартиры, дома, кафе, машины, в конце концов, зависит от того, хотим мы проводить там время или нет, хотим оттуда поскорее убежать или наоборот, раствориться и не покидать его. Посмотрите, какой на удивление популярной стала программа В«Квартирный вопросВ». Мечта каждого канала сделать интересную программу о строительстве, архитектуре, дизайне, но оказалось - это невероятно сложно.

Ведь наша проблема в чем - 80 лет советской власти и все как один, и все интерьеры похожи, как один. Вспомните фильм В«Ирония судьбыВ» - это достаточно горькое зрелище, когда все дома похожи и интерьеры похожи, и шкафы похожи, и вешалки для пиджака похожи. И мне кажется, что чем больше будет людей, которые отважатся не походить на других в своем творчестве - тем будет лучше для всех нас.



Ирина Данилевская:



— Мы живем в мире, где все меняется и эстетически, и социально, и материально. Материальные вещи и бизнес подталкивают нас к изменениям. Слушая лекцию Константина, я думала, как вас бедных жалко и как вам бедным сложно. Хочется создавать на века, а вынуждены все время прислушиваться к новым модным капризам. Дизайнерам одежды в этом отношении проще.

Я хочу задать несколько вопросов. С одной стороны, как быть, если постоянно появляются новью технологии, новые разработки и необходимо все менять? Это нужно потому, что появляются все новые и новые деньги, и каждый раз приходится убеждать своих клиентов и партнеров, что в интерьере все нужно обновлять. С другой стороны, как быть с тем, что архитектура - это нечто более вечное, чем одежда, и создается на более продолжительное время?



Константин Бондаренко:



— Архитектура - это вечная вещь. Как правило, мы, дизайнеры, занимаемся общественным интерьером. Понятно - любой общественный интерьер: ресторан, клуб или что-то другое через три года необходимо либо радикально менять либо... Вот тут и возникает В«либоВ». Из опыта харьковской архитектуры: есть прекрасное заведение, оно называется В«ОскарВ». Кто только из харьковских архитекторов и дизайнеров его не строил. Каждый год, в августе месяце, заведение закрывается на один месяц, и кто-то из дизайнеров переделывают одну или две части. Он построен так, как я люблю -фрагментарно. Это не связное цельное пространство, это абсолютно разношерстый набор отдельных элементов. Его легко представить, если во время строительной выставки на спортивной арене подняться на трибуны и посмотреть вниз. То есть, изначально подобный объект предрасположен ко всем изменениям: он живет на самом деле.

И тут вопрос в нашей внутренней этике, как мы относимся к работе своих предшественников. Наплевательски содрали все со стены или подыграли им - это уже вопрос профессиональной этики. Подобный ход существует и в квартире. Никогда не было такого, чтобы сегодня хозяину, а чаще хозяйке, передали ключи, зашли через два месяца - и все стоит на своих местах. В действительности все объекты живут вместе с нами. К этому надо относиться спокойно. Наша работа, как одноразовая посуда, рассчитана на три года. Вот как на три года рассчитаны В«КоныкиВ». В следующем году будет три года - все, пора всю бодягу ломать и делать нечто принципиально новое.



Вадим Жежерин:



— Смысл искусства, наверное, в иллюзии того, что можно что-то увидеть. Смотришь на какие-то странные дома в городе, и домысливаешь себе нечто, даже не обязательно связанное с архитектурными формами. Это профессионализм придумывать какую-то форму. С этого все, собственно, и начинается. И самое любопытное, когда сценарий интересен и начинаешь его разыгрывать, вот тогда, собственно говоря, и получается в архитектуре что-то.

Мы в какой-то момент привыкаем к проекту, но зато потом, вдруг до кого-то доходит: - В«Ты знаешь, эта штучка на что-то похожаВ». Оп-па! Это очень интересный момент, это и есть творческий внутренний импульс. Наверное, в интерьере это главное.

Поэтому я всегда говорю: - В«Если ты просто формально подошел к решению задачи, в интерьере, при проектировании комплекса в центре города или на периферии, то придумай себе жизнь. И не только себе. Придумай, как это все должно крутиться. В здании живут люди, и они хотят получать удовольствие от этого. Они должны отдыхать, гулять ночами, - вся жизнь их может как-то прокручиваться через впечатление от нашей деятельности.



Константин Бондаренко:



— Тезис, с которым я никогда категорически не соглашусь, прежде всего, относится к модернистской культуре. У автора есть образное видение, у автора есть, безусловно, какой-то изначальный посыл, будь то скалы Нового Света или что-то еще. Но дальше что?

Поймут это или не поймут? Если поймут - то хорошо. А если не поймут - то тоже ничего страшного нет, поскольку это мир автора. Вот для меня такого быть не может изначально. Человек должен в любом произведении увидеть что-то для себя понятное, знакомое и принятое. Почему, допустим, мы иногда обращаемся к украинской культуре или к элементам украинской культуры? Должен появиться элемент, который человека заинтересует, который будет ему понятен, т.е. первая ступенька - с чего надо начать. Пусть не обязательно это будет совпадать с концепцией автора. Более того, я еще раз повторю, что чем больше прочтений, тем содержательнее и богаче объект. В нашем произведении зритель должен увидеть что-то свое, ему понятное, а дальше уже потянется цепочка.



Вадим Жежерин:



— Действительно, в каждом произведении можно увидеть что-то свое, если оно по-настоящему хорошее - это факт. Но это что-то глубинное, маленький-маленький камешек, маленькое зернышко, которое у тебя было где-то в начале, очень трудно уловить в челом. Дальше возникают концепции, развиваются боль-иже темы и появляется масса всяких направлений, которые люди непременно должны увидеть. Но вот когда человек видит это совсем махонькое зернышко, с которого все как бы началось, вот это удивительно. Уже ты и сам иногда уходишь от него все дальше и дальше, но где-то все же в тебе сидит маленькая искорка, с которой все началось. И вдруг кто-то это видит. Это очень приятно. Я вовсе не хотел сказать, что ты дурак, и не увидел. Наоборот-может я дурак, и не донес, то есть ,не способен был донести. Вот это бывает жалко и обидно. Это тоже важно.



Константин Бондаренко:



- Тезис! - Архитектор, суть дизайнер-это вообще по принципу не художник. Для художника, наверное, самым важным является самовыражение. А что является главным с точки зрения нашей профессии? Архитектор - это провокатор. Вот я спровоцировал Вадима Жежерина еще раз выступить.

На деле мы вкладываем свой интеллект не в то содержание, которое, наверное, нам бы хотелось. Вообще нас мало кто может понять; нас может понять только коллега, и то, если коллега понял, то он точно не архитектор. Потому, что у архитекторов общего мнения быть не может.

Основная задача - это провоцировать зрителя разного рода ассоциациями и сюжетами. Для этого, пожалуй (здесь я опять говорю о себе, о вульгарного рода дизайне), лучше всего выступать в вульгарном жанре, к примеру, в детективе. Лучше всего буквально на первых строках высказать собственную позицию относительно культуры общения. К примеру, написать строки, что я не приемлю Слобожанщини, подразумевая суржик, а потом в процессе создания самой книги этим суржиком пользоваться, причем пользоваться не вкладывая в слова героя, а пользоваться, вкладывая в слова автора.

Кто из присутствующих видел мой интерьер? Не видели? Поэтому вот у нас литература на пальцах, а интерьер - в описании!



Ирина Данилевская:



- По поводу провокации. Очень удачный, конечно, тезис - гениальный. Где, как не в Харькове, в совершенно интернациональном, промышленно-урбанистическом городе и вдруг провокация. Скажите, пожалуйста, Константин, как реагирует народ?



Константин Бондаренко:



- Положительно. У нас недавно было предложение сделать аналогичный объект в Запорожье. Вот там мы, пожалуй, будем развивать новую тему. Потому, что для Запорожья, казачество - это святое, а над святым ругаться не следует. А Харьков - да, здесь это можно понять. Мы все равно лучше, чем Киев. Это первая столица. И столица не чего-нибудь, а Украины.

Я как-то говорил о том, что наше искусство вульгарно. А раз вульгарно, то оно хотя бы в посыле должно быть понятно массам. Ну, если бы мы сделали В«КоныкиВ» на тему ацтеков или инков - ну кто бы так сильно веселился? А Котляревский - это же наше, родное. В конце концов, такое В«травестиВ», как он в свое время сделал, сделали с ним.



Юрий Макаров:



вЂ”У меня есть ощущение, что каждое время себя воспринимает как В«первое времяВ». Я хотел сказать, что ситуация с цитированием на самом деле - забытое старое, это совершенно не уникальное явление как в культуре, так и архитектуре. Уж архитекторы точно знают, сколько раз в истории переосмысливались старые стили, старые эстетики, старые контексты. Я вдруг стал думать, а что, собственно, в этом уникального?

Возьмите светоча русской культуры Александра Сергеевича - сплошной постмодерн. Это цитирование, как открытое и до сих пор читаемое нами, так и абсолютно закрытые тексты. Достаточно почитать, чтобы понять, что образчик самого искреннего, самого непосредственного изъявления своих чувств - письмо Татьяны к Онегину на самом деле состоит полностью, от начала и до конца, из штампов массовой литературы начала XVIII столетия, это показывает каждая, непосредственно взятая строчка. И современникам все было понятно. Что касается этой темы, согласен, цитирование - это черта постмодернизма.

И вторая его черта - это ироническое осмысление. Извините, но у Александра Сергеевича этой иронии было в достатке. Считается, что пластические искусства, тем более, фигуральные, содержат в себе меньше иронии. Но с этим можно поспорить. Я уже не говорю о скульптуре или керамике, которая позволяет ощутить стереоскопию. Так вот у Александра Сергеевича все, что он производит - это сплошная переоценка. Следовательно, то, чем искусство конца XX века (не столько искусство, сколько его носители) пытается поднять себя на трибуну и обнаружить свою уникальность -на самом деле уже было.

Единственное, может быть, отличие заключается в том, что сегодня художник, это касается дизайнеров интерьеров, одежды и дизайна в системе, образующей пластические искусства, на мой взгляд, несколько злоупотребляют темпом. То есть, в знакомом нам историческом времени, смены стилей происходили раз в поколение, а то и реже. И люди в своем восприятии выдерживали эту скорость, она была им соразмерна. Точно так же, как она должна быть соразмерна с физическими размерами человека, так же как она должна быть соразмерна с физическим временем, в котором находится человек. Сегодня, по-видимому, нам навязывают несколько неестественный темп, когда стиль обязан поменяться раз в пять, самое большее - в десять лет. Больше - считается уже как бы неприличным. Работать в одном и том же стиле - тоже считается неприлично. Человек, который просто добросовестно воспроизводит знаковую систему, уже понятную для современников, он вроде бы уже не может претендовать на какое-то место.

Эта перемены стали утомительны. Раньше было больше ограничений в СНиП, материалах, а теперь больше свободы. И это заметно. Человеческая психика не успевает за нынешними темпами смены стилей. Не стоит брать на себя непосильный груз новых смыслов и новых стилей.



Константин Бондаренко:



— Смотрите, у архитектуры, если именовать ее искусством, есть в отличие от других искусств, одно принципиальное качество: она не обладает избирательностью. Вот уважаемый писатель повторил действительно расхожее мнение об архитектуре: В«Я иду по улице, и я это вижуВ». Если не нравится кино - я его не пойду смотреть, не нравится музыка - я ее не буду слушать, не нравится телеканал - я переключу на другой. С архитектурой так поступить нельзя. Она лишена избирательности, мы вынуждены ее В«естьВ», такой, какой она существует. И тут действительно важным моментом становится профессиональная этика по отношению к потребителям. То же самое можно сказать и о жилье, оно так же лишено избирательности.

Никогда не любил и не буду, пожалуй, проектировать жилье - там действительно &#

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com