Технологии строительства и деревообработки.

Сады на крышах: прошлое, настоящее и будущее

Статья о садах расположенных на крышах строений

Титова Н. Сады на крышах: прошлое, настоящее и будущее // Наука и жизнь. 2004 . №4. C. 138-144


Поистине это противоречит всякой логике, когда площадь, равная целому городу,

не используется, и шиферу остается любоваться звездами!

Ле Корбюзье




"Висячие" сады: от древности до наших дней



Современный город наступает на природу невиданными доселе темпами. Все меньше остается в его пределах земли, не занятой застройкой и транспортными магистралями, не скованной асфальтом и другими твердыми покрытиями, а воздух все больше загрязняется выбросами веществ, вредных для человека и всего живого. Растениям, этим оздоровляющим "легким" городской среды, практически не остается места.

Поэтому совсем неудивительно, что в наши дни из всех семи "чудес света" чаще всего вспоминают "сады Семирамиды" - так назывались в Древнем Вавилоне террасные сады, воздвигнутые около 600 года до н.э. на сводах дворцовых погребов. Они возвышались над землей на 25 метров и поражали современников красотой и великолепием. К еще более раннему периоду - 2113 году до н.э. - археологи относят посадки высоких деревьев на террасах башен - зиккуратов. Можно привести и много других примеров. Есть среди них и сады, сохранившиеся до наших дней. Таков висячий сад над анфиладами залов и гротов дворца кардинала Борромео на острове Изола Белла в Северной Италии. Строительство сада относится к концу XVI века - эпохе позднего Возрождения.

В России впервые сады на крышах появились в XVII веке: их устраивали над погребами, складами, зернохранилищами, и принадлежали они царской фамилии, высшему духовенству, а позже - купечеству.

Висячие сады, которые называли "верховыми", украшали террасы дворца при жилых комнатах Московского Кремля. В 1623 году были заложены два больших Набережных сада - Верхний и Нижний. Верхний сад, построенный садовником Назаром Ивановым, располагался на сводах Запасного двора, спускавшегося к подножию Кремлевского холма. По утверждению известного историка И. Забелина, он был обнесен каменной оградой с частыми проемами и имел "62 сажени в длину и 8 саженей в ширину", что составляло около 2600 м2. Из проемов, украшенных резными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. Вода в искусственный водоем с "водяными взводами" (фонтанами), размещенный на крыше, подавалась специальным механизмом, находившимся в существующей и поныне Водовзводной башне Кремля.




Для устройства висячих садов на каменные своды укладывали свинцовые бруски. Их запаивали, а сверху насыпали растительный грунт "на аршин с четвертью" и высаживали плодовые деревья и кустарники. В Нижнем саду, меньшем по площади, водоем использовали не только как декоративный элемент, но и для разведения рыбы. Стены, окружавшие Верхний сад, были изнутри расписаны мастером Петром Энгелесом "першпективным письмом" - живописью с использованием растительных мотивов, зрительно расширявшим пространство. Просуществовали "верховые" сады почти 150 лет, пока на их месте не был построен Кремлевский дворец.

В том же XVII веке в Москве славились "красные", то есть красивые, сады бояр Голицыных и Ордин-Нащокиных, расположенные на уровне верхних этажей жилых домов.

Позднее, уже в XVIII веке, висячие сады появились при жилых помещениях Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (архитектор Б. Растрелли). Садик в Малом Эрмитаже размещался над дворцовыми конюшнями вдоль двух галерей - Петровской и Романовской - и напоминал галерею под открытым небом.

Висячие сады еще долго оставались достоянием знати и богатых людей, и только в середине XIX века в связи с появлением новых строительных материалов и конструкций началось "массовое" их строительство в Европе. Настоящей сенсацией стала демонстрация в Париже на Всемирной выставке 1867 года модели сада на крыше дома известного немецкого строителя и изобретателя Карла Рабитца. Публикуя фотографии сада, газеты писали: "Мы ждем, когда архитекторы начнут применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте сады найдут практическое применение в современном и будущем строительстве".

И действительно, вскоре садами украсились крыши не только домов в Европе, но и первых доходных и частных домов в Москве и Петербурге. В 1908 году сад с фонтаном и розарием был "разбит" на крыше Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком, архитектор И. Иванов-Шиц). Знаменитым стал и первый московский "небоскреб" (архитектор Э. Р. Нирнзее) - сохранившийся поныне десятиэтажный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке. На его плоской крыше размещался павильон, окруженный растениями в кадках и ящиках, он то служил киностудией для съемок панорамы города, то был кафе под названием "Крыша", а то раздевалкой при площадке для катания на роликах.

В начале ХХ века большой известностью пользовались теоретические труды, проекты и постройки виднейших архитекторов и градостроителей, в частности американца Ф. Л. Райта и француза Ле Корбюзье, не представлявшего себе города будущего без крыш-садов. Сад на крыше провозглашался Ле Корбюзье одной из "отправных точек современной архитектуры". Райт проектирует и строит в Чикаго в 1914 году большой ресторан с открытыми крышами. Ле Корбюзье принадлежит огромное количество осуществленных проектов - от озеленения крыш небольших вилл до целого города Чандигарх в Индии, грандиозного ансамбля садов на крышах административных зданий.

В 30-е годы ХХ века в Лондоне архитектор Р. Хэнкок сооружает крупный комплекс на крыше шестиэтажного дома - сад "Дерри энд Томз". И поныне существуют на этой крыше исторический викторианский сад, регулярный "испанский" и пейзажный, чаще называемый английским.

По другую сторону Атлантики, в США, уже на рубеже XIX и ХХ веков с той или иной целью использовались крыши многих гостиниц Нью-Йорка. В 40-е годы появились скверы на крышах подземных гаражей в Сан-Франциско, а через десять лет висячий сад размером с целую площадь был разбит на крыше подземной автостоянки в городе Портсмуте. "Линейные" сады и бульвары на искусственных основаниях, вытянутые вдоль дорог и магистралей и разделяющие пешеходное и автомобильное движение, стали явью во многих американских городах.

В России использование плоских крыш теоретически обосновали значительно раньше, в 1920-е годы, архитекторы-конструктивисты Г. Бархин, братья Веснины, И. Леонидов и другие. Именно в те годы было построено немало зданий, крыши которых служили смотровыми площадками, использовались как сады для отдыха и даже как детские игровые комплексы, заменяющие участки детских садов. Но оставались еще огромные площади крыш промышленных, жилых и общественных зданий, в том числе и подземных сооружений. Великая Отечественная война надолго прервала проектирование крыш-садов. Лишь в конце 90-х годов прошлого века в России и Белоруссии были разработаны специальные рекомендации по проектированию крыш-садов, а в 2001 году в Москве вышло "Пособие по озеленению и благоустройству эксплуатируемых крыш жилых и общественных зданий, подземных и полуподземных гаражей, объектов гражданской обороны и других сооружений", разработанное коллективом проектировщиков ОАО "Моспроект" во главе с В. Л. Машинским (при участии автора статьи).

Общепризнанное первенство в создании крыш-садов и особенно в производстве новых строительных материалов, по мнению специалистов, в настоящее время принадлежит Германии. В этой стране одно из обязательных условий при проектировании новых зданий - озеленение крыши, в том числе имеющей значительный уклон. Введены даже налоги для домовладельцев, не использующих крыши под сады.

В швейцарских городах до 25% плоских крыш занимают газоны. В Японии действует предписание разбивать сады на всех плоских кровлях, площадь которых превышает 100 м2.



Крыша здания как составная часть архитектуры



Крышу здания нередко называют пятым фасадом. От ее размеров и художественного облика зависит силуэт застройки. Одновременно крыша - верхняя ограждающая конструкция здания. Она выполняет и несущую и теплоизолирующую функцию, а ее верхний элемент - кровля - обеспечивает защиту здания от дождя, снега, ветра, перепадов температуры воздуха. Так называемые "теплые" крыши сочетают защитную функцию с утеплительной, в то время как "холодные" не нуждаются в теплоизоляции. Но и те и другие обязательно должны иметь уклон для отвода осадков. Плоскими считаются крыши с небольшим уклоном, однако не менее 2%. Скатные крыши, покрывающие мансардные этажи или чердаки, могут иметь уклон от 20% и более.

Понятно, что от типа и уклона крыши, конструктивного решения кровли зависит возможность ее эксплуатации. Несущая способность крыш, то есть способность выдерживать определенные нагрузки, в современных зданиях достаточно высока: на них нередко устраивают автостоянки, а на высотных домах - даже посадочные площадки для вертолетов. Не менее удобно использовать крыши для спортивных сооружений - плавательных бассейнов, соляриев, площадок для игр. Вместе с тем крыша современного многоэтажного дома перенасыщена коммуникациями: телевизионными антеннами, световыми фонарями, надстройками над лифтовыми шахтами, вентиляционными вытяжками... Не так-то просто найти здесь место для сада. Поэтому немаловажно, как удастся совместить конструктивное решение и архитектуру здания, построенного на долгие годы, с таким пластичным, постоянно меняющимся живым материалом, как растения. Еще совсем недавно именно это являлось главным препятствием для создания сада, если не считать неизбежного, хоть и сравнительно небольшого в общей стоимости, удорожания строительства. Кроме того, немаловажной становится и социальная функция сада, то есть использование его в определенных целях.

Таким образом, главная трудность состоит в том, что необходимо одновременно считаться с требованиями не только архитекторов, экономистов и строителей, но и самих растений, с их биологией и условиями развития.

Растения, высаженные на высоких отметках, ведут себя под воздействием природных условий иначе, чем растущие на уровне поверхности земли. Микроклимат в садах на крышах приближается к горному: высокая солнечная радиация, ветер, твердое основание для вынужденно тонкого почвенного слоя, более резкие, как в горах, колебания температуры. Относительная влажность у поверхности крыши обычно на 5-10% ниже, чем на земле, а летом еще ниже - до 20%. Почва пересыхает, и этому способствует ветер, скорость которого на высоте возрастает в несколько раз, приходится заботиться не только о поливе растений, но и об удалении излишков влаги.

Проблему решает продуманная система дренажа. Предохранять же растения от механических повреждений и переохлаждения под воздействием ветра помогают экраны, решетки и высокие парапеты.




Особое внимание уделяют составу и качеству почвы. В современных условиях используют облегченные питательные смеси - субстраты.

Рост растений на крыше начинается весной на 3-12 дней раньше, чем на земле, так же как цветение, появление плодов и осеннего наряда листвы. Это учитывается при составлении декоративных сочетаний растений. Но значительно важнее экологический критерий: совместимость различных видов деревьев и кустарников. При выборе растений для сада на крыше отдают предпочтение неприхотливым и выносливым, в том числе характерным для горной флоры. Преимущественно это стелющиеся или карликовые формы деревьев и кустарников, травянистые и особенно почвопокровные растения и лианы.



Современные решения



Проектируя сад на крыше, учитывают определенные традиции и образ жизни людей, которые будут им пользоваться. Показательный пример - монолитный башенный дом, построенный в Ташкенте после разрушительного землетрясения 1966 года. Вместо привычных одно-двухэтажных домов с уютными внутренними двориками, где проходила вся жизнь семьи, люди должны были привыкнуть к совсем иному образу жизни в многоквартирном высотном здании. Чтобы в значительной степени возместить жильцам отрыв от привычной среды, через каждые три этажа здания устроили внутренние дворики, на которые выходили балконы, а в торцах площадок разместили бетонные контейнеры с растениями. Плоскую крышу здания отвели под сад с обширным бассейном, окруженным теневыми навесами с круговыми скамьями.

Совсем недавно, в конце сентября 2003 года, в Москве открылся большой архитектурный комплекс - Московский международный Дом музыки. Фойе, в котором разместился небольшой зимний сад, продолжается под открытым небом, с крыши здания открывается прекрасный вид на Москву-реку и прилегающие архитектурные ансамбли. Летом через остекление зимний сад кажется частью сада под открытым небом, если бы не различия в ассортименте растений. В то время как в саду, разбитом в помещении, растут оранжерейные и экзотические растения, на кры

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com