Технологии строительства и деревообработки.

Москва уже построилась

В настоящее время российский рынок - самый перспективный мебельный рынок Европы

Божко О. Москва уже построилась // Бизнес . 2001 . 22 января 2001 (№ 4) . С. 56

Возможно, через пару лет Украину ожидает мебельный бум. Поэтому нужно поинтересоваться чем, где, как торгуют наши ближайшие соседи.



ОТ РЕДАКТОРА



Уважаемые производители, продавцы и покупатели мебели! Недавно мы рассказали вам о том, что происходит сегодня на украинском рынке мебели. Теперь почитайте, чем дышит мебельный рынок наших ближайших соседей - москвичей. Прошу не обвинять меня в банальности, но наше будущее во многом повторяет черты их настоящего. И если вам интересно, "что было, что будет и на чем конкуренты успокоятся" - читайте и делайте выводы.



ГДЕ ТОРГУЮТ



Говорят, в Москве мебельных магазинов больше, чем продуктовых. Каждый месяц открывается с десяток мебельных галерей. В кабинетах у некоторых директоров висят карты города, на которых флажками помечены места дислокации конкурентов. Флажки закрывают собой карту, особенно - в центре города: мебельные галереи арендуют самые престижные и дорогие помещения на Фрунзенской набережной, на Тверской, Большой Грузинской, Покровке и Арбате. Диваны и кухни располагаются в старинных сводчатых зданиях в центре города. Только шторных магазинов около пятисот. Специализированных мебельных журналов несколько десятков.

Трудно представить, что несколько лет назад все это мебельное великолепие ютилось в темных полуподвалах на окраинах. Тогда некоторые "мебельные" магазины предпочитали скрываться в неизвестных офисах и обслуживать клиентов по каталогам - количество фабрик в таком "бумажном" режиме могло доходить до тысячи. До кризиса 1998 года открылось множество претенциозных салонов, где низкокачественная мебель выдавалась за эксклюзивную продукцию, хотя приходила в негодность через неделю после покупки. На волне мебельной лихорадки некоторые покупатели вкладывали свои сбережения в спальные гарнитуры цвета "бедра испуганной нимфы", а потом долго судились с владельцами магазинов. Кризис резко сократил поставки. Половина существующих салонов закрылась - особенно пострадали те, кто ориентировался на обозначившийся средний класс. Выжили специализированные магазины эксклюзивной мебели, по-прежнему востребованной состоятельными клиентами, которых кризис не слишком затронул.



КАК ТОРГУЮТ



Владельцы выживших магазинов пересмотрели свою политику, пристально изучив изменившуюся ситуацию на мебельном рынке и ожидания покупателей. Исследования выявили, во-первых, потребность в качественной стильной мебели европейского класса. Во-вторых, желание покупателя обсидеть, обтрогать и испытать собственным позвоночником, руками и ногами любой предмет, неторопливо оценить все в магазине, а не довольствоваться плохой полиграфией и рекламными аннотациями на всех языках, кроме русского. В-третьих, платежеспособный клиент, как правило, намерен сразу увезти понравившуюся мебель из салона, а не ждать полгода поставки из недостижимой Валенсии. В-четвертых, клиент, за редким исключением, не понимает, чего хочет, а если и понимает, то шалеет от мебельного многообразия, а потому ему нужны опытный консультант-дизайнер и архитектор.

С учетом этих особенностей стали создаваться различные по ценовой и сервисной политике салоны. Некоторые начали специализироваться на мягкой, корпусной или офисной мебели, свете или сантехнике. Однако чаще всего московские салоны представляют собой разветвленные системы, направленные не только на продажу банального дивана или занавески, но на оформление жилой среды в целом. В этом преуспели сети "Стелс", "Шик", "ОРТ", мебельные центры "Гранд" и "Три кита". Салоны без собственной дизайнерской студии - сейчас редкость. В архитектурном бюро (разумеется, за немалые деньги) объяснят, почему каждый год нужно менять обои в детской, для чего проектирование квартиры необходимо начинать с окна, отчего в идеально обставленной квартире хочется иногда завыть волком.



ЧЕМ ТОРГУЮТ



Утверждение, что ничто лучше не демонстрирует социальный статус человека, чем его мебель, в Москве уже аксиоматично. Сейчас покупатели стали разборчивыми, придирчивыми и избаловались настолько, что даже не смотрят на продукцию неизвестных дизайнеров или нераскрученных марок. Слово "стол" перестало означать деревянный предмет на четырех ножках, за которым работают и едят. Теперь это отполированный супертрансформер из вишни или бука, превращающийся из крошечного журнального столика в огромный обеденный. И стоить он обязан не менее $1 тыс. Современная кухня стала хирургической, где царит стерильность, автоматически и бесшумно закрываются двери, сам измельчается мусор. Более или менее приличная кухня обойдется не дешевле $4 тыс. Кабинет, способный убедить конкурентов в вашей успешности, нужно покупать за $7 тыс. И никого не удивит, если вы выложите за метр шелковой (или даже хлопчатобумажной, но с дизайнерской набивкой) французской шторы баксов 700-900. Стало престижным платить за стул $2 тыс., ставить его, например, в прихожей, а после рассказывать, из каких экзотических пород (вроде венге или бубинги) он сделан, сколькими способами он был отшлифован и каким сортом пчелиного воска покрыт. Некоторые компании даже указывают в пресс-релизах и видеофильмах, что мебель обрабатывается исключительно женщинами - это каким-то особым образом и очень благотворно влияет на ее качество.

Безусловные лидеры на московском мебельном рынке - итальянские производители. Даже в Кремле чиновники (по признанию одного из итальянских бизнесменов) сидят в итальянских креслах, ходят по итальянскому паркету и открывают итальянские окна. Итальянцы - законодатели моды на материалы и цвет мебели: в этом году актуальны выбеленный дуб, алюминий, красный и белый цвет.



ЧТО МОДНО



Повальное увлечение этнологией спровоцировало рост мебельного рынка в новом - восточном - направлении. Ажиотажный спрос на африканскую, филиппинскую, индийскую или бирманскую мебель породил массу экзотических галерей. В них обитают невообразимые предметы вроде окованных железом сундуков, треугольных шкафов-аптек или кривые журнальные столики, сделанные из слоновьих седел (от $1 тыс.). Однако самый модный и культовый Восток - это Япония, бытующая как в чистом виде, так и в форме европейского минимализма: господствующего направления в западном дизайне. За настоящую бамбуковую салфетку для чайной церемонии счастливый покупатель, не раздумывая, отдаст $50, за татами - уже $300, а за модульный итальянский шкаф, навеянный раздвижными японскими панелями, - $2 тыс. Вышеперечисленные виды мебели пользуются спросом у молодых (до 40 лет) продвинутых бизнесменов, менеджеров или успешных выходцев из артистических кругов. Политики и пожилые люди традиционно предпочитают обстановку в классическом стиле - причем классика понимается ими весьма обобщенно. Это может быть и раззолоченный испанский гарнитур в стиле Версаче, и барочная спальня с балдахином, и полный достоинства эклектичный ампир, и английская кабинетная классика в стиле "чиппендейл", и французские интерьеры девятнадцатого века. Классика - закономерно самая дорогая категория мебели. В ней используется шикарные материалы: мрамор, сусальное золото, красное и палисандровое дерево, различные виды ручной отделки (резьба, инкрустация, маркетри). Ниша классической мебели на российском мебельном рынке почти не заполнена.



ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ



Сейчас мебельный бизнес в Москве развивается не хуже компьютерного. Последняя международная выставка "Мебель-2000", проходившая в ноябре в "Экспоцентре" на Красной Пресне, заняла все (!) шесть павильонов (обогнав последний "Комтек" по экспозиционным площадям), привлекла полторы тысячи участников (из Италии, Испании, Германии, Франции, Великобритании, Китая, Польши, России). Два павильона с комплектующими были ориентированы на российского производителя - зарубежное предприятие или розничный покупатель в таком количестве комплектующие приобретать не станет. Повысился спрос на мебель местного производства, хоть и грубо, но крепко сколоченную, к тому же дешевую. Многие компании считают, что российский рынок - самый перспективный мебельный рынок Европы.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com