Излучающая свет
Излучающая свет строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура
Иваненко С. Излучающая свет Строительство и реконструкция 5 сентября 2003 (№ 9) С. 50
Уже объявлен победитель международного конкурса на сооружение новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Им стал француз Доминик Перро, прославившийся строительством здания Национальной библиотеки в Париже.
Он - известный в мире архитектуры человек, признанный В«мастер дел строительныхВ» в своей стране, лауреат Большого национального приза Франции в сфере зодчества, кавалер Ордена Почетного легиона. Так что Санкт-Петербург может гордиться тем, что проект Мариинки-2 был разработан именно Перро.
Предыстория
В 1997 году Валерий Георгиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра, обратился к Ельцину с просьбой: реконструировать театральный комплекс, так как в связи с нехваткой помещений потребности известного театра обеспечены лишь на 40%. Зимой 2001 года в Госстрой России из театра были отправлены предложения по проведению международного конкурса на лучший проект реконструкции и развития Мариинки. Конечно, самостоятельность В«петербургских театраловВ» не понравилась москвичам. Госстрой, используя административный ресурс, объявил территорию театра и близлежащие площади объектом особого регулирования федерального значения. Именно Москва определила сроки проведения международного архитектурного конкурса. Он стартовал в январе 2002 года. Конкурс не был представительным: в нем участвовало всего четыре коллектива. А вскоре и вовсе остались лишь проекты питерского архитектора Олега Романова и американца Эрика Мосса. Радикальный вариант одного из лидеров мирового деконструктивизма, представляющий собой модернистское здание в бесформенной стеклянной оболочке, не прошел. И во многом благодаря твердой позиции и наступательной политике местных зодчих, утверждавших, что ультрасовременный проект обезобразит архитектурный ансамбль питерского центра. Местных зодчих поддержал и Герман Греф, министр экономики России, который демонстративно отказался знакомиться с эскизами американского архитектора. Результат конкурса был аннулирован.
Затем Москва и Питер решили провести еще один конкурс, пообещав его участникам по $40 тыс., а победителю - строительство своего детища.
На конкурс удалось пригласить на удивление звездный состав. За право построить второе здание прославленного театра В«сражалисьВ» 11 авторских коллективов - 5 российских и 6 иностранных. Россия выставила две питерские команды - В«Земцов, Кондиайн & партнерыВ» и В«Рейнберг&ШаровВ» и две московские - бюро В«ОстоженкаВ» во главе с лауреатом Госпремии Александром Скоканом и мастерскую Сергея Киселева. Пятый коллектив обозначили как В«примиренческийВ». Его возглавили представители Москвы и Питера - лауреаты В«Хрустального ДедалаВ» Андрей Боков и уже засветившийся в первом тендере Олег Романов.
В состав В«легионеровВ», кроме Мосса, входили: монументалист Марио Ботта (Швейцария), классик Арато Изодзаки (Япония), Доминик Перро (Франция), модернист Ханс Холляйн (Австрия) и малоизвестный широкому кругу Эрик ван Эгераат (Нидерланды). Им надлежало разработать проект нового здания Мариинского театра площадью около 39 тыс. м2 со зрительным залом на 2 тыс. мест, при этом уложиться в $100 млн. Новое здание должно быть концептуально и технологически связано в единый организм со старым.
Что предлагает Перро
Из всех конкурсных разработок проект Перро был самый романтический. Если большинство конкурсантов сделали акцент на форме будущего здания, то француз построил свой проект на цвете и свете. Его Мариинка-2 - это огромный полупрозрачный кристалл, который станет В«за спинойВ» старого театра и будет создавать вокруг классической постройки архитектора А. Кавоса (здание театра было построено в 1860 г.) ореол теплого желтого света. Грани театра-кристалла будут 2-х слойными. Верхний слой, В«кожаВ» здания - стекло, под ним -сетчатый каркас из анодированного алюминия, который и должен обеспечить В«золотой эффектВ». Сам Перро признался, что источником его вдохновения служили живые краски города и в первую очередь - купола Исаакиевского собора, шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости.
Золотой В«коконВ» вокруг Мариинки должен вступать с постройками XVIII-XIX вв. в некий архитектурный диалог. Мягкая, как бы тающая в воздухе форма нового здания позволит В«не ломатьВ» архитектуру XIX века, а оттенять ее, окутать старый театр новым В«зданием-вуальюВ». Тем самым Питер избежит того, чего все боялись - грубого вторжения ультрасовременной архитектуры в классический ансамбль центра города на Неве.
Главной проблемой проекта, конечно, остается его бюджет. Уже сейчас ясно, что выделенных $100 млн. не хватит на его реализацию. Постройка Перро В«от кутюрВ» потянет не менее $160 млн. Француз надеется, что Россия найдет такие средства, и строительство Мариинки-2 будет завершено к 2009 году.