Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора
Метод оценки профессиональной мотивации при психологическом отборе курсантов ввуза
Бодров А. Сыркин Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003 . №1. C. 73-81
Обоснована необходимость использования новых методов оценки профессиональной мотивации для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида. Разработан метод оценки профессиональной мотивации при психологическом отборе курсантов ввуза, основанный на принципах психической проекции и репертуарного теста личностных конструктов Дж. Келли. Экспериментально определена последовательность процедуры проектирования методики, ее использования и анализа результатов обследования. Приведены материалы оценки профессиональной мотивации различных категорий курсантского состава ввуза (успешно обучающиеся, отчисленные и др.). Установлена эффективность применения экспериментальной методики для прогнозирования профпригодности, которая проявляется в существенном снижении отчисления курсантов в связи с низкой успеваемостью и особенно нежеланием учиться.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, профпригодность, психологический отбор, репертуарная решетка, личностные конструкты, архетипы.
ВВЕДЕНИЕ
Системный и субъектно-деятельностный подходы в отечественной психологии, обоснованные и развиваемые в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. исследователей, являются методологической основой изучения психологических закономерностей профессиональной деятельности и, в частности, пригодности человека к труду, и развития личности профессионала. Объектом и предметом исследований в данном направлении выступают личностные характеристики субъекта, которые отражают его возможности в освоении той или иной конкретной профессии, в реализации жизненных и профессиональных планов, успешном выполнении трудовых задач, подчас в условиях большой сложности, ответственности и опасности деятельности. Личностный принцип изучения структурно-динамических закономерностей формирования и проявления профессиональных способностей, профессионализации субъекта в условиях его онтогенетического развития и деятельностной детерминации находит широкое использование в исследованиях профессиональной пригодности субъекта труда [4, 15].
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Несмотря на возрастающее внимание к проблеме личностной обусловленности процесса формирования субъекта деятельности, до настоящего времени ощущается дефицит исследований в области совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и качеств и, в частности, содержания и динамики мотивов субъекта деятельности на этапах его становления как профессионала.
В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих констатации факта существенного влияния мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности [3, 8, 13, 20, 21, 25, 26 и др.]. Отмечается особая роль мотивации в обеспечении эффективности и безопасности деятельности специалистов сложных и опасных профессий. В литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов; о роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения [2, 5, 7, 8, 11, 24].
В практической психологии влияние мотивации на уровень профессиональной пригодности рассматривается в двух аспектах: во-первых, с точки зрения измерения эффектов воздействия тех или иных мотивов на процесс достижения профессиональных результатов и, во-вторых, с позиции регулирующей функции мотивов в формировании заданного уровня профпригодности [4].
Особое внимание изучению мотивационой сферы личности придается в процедурах выявления и оценки пригодности молодежи по своим индивидуально-психологическим характеристикам к определенным профессиям, т.е. при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора. Из всей совокупности профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной профессии и последующей трудовой деятельности, одно из основных значений придается системе ценностных ориентиров конкретного человека, направленности и интенсивности побудительных сил, устремлений на достижение ближайших и отдаленных целей в развитии и реализации субъекта деятельности.
О значении мотивации при выборе профессии и определении профессионального пути особенно убедительно свидетельствуют материалы отбора в военные учебные заведения и прохождения воинской службы молодежью и офицерами: высокие показатели отчислений из военных учебных заведений, недостаточный уровень успешности обучения и эффективности деятельности в значительной мере определяются низкой мотивацией к освоению военных специальностей, выполнению практических задач. Следствием этого является нарушение личных профессиональных планов, что сопровождается психологическим дискомфортом, внутриличностным конфликтом, проявлением нерациональных стратегий поведения и, в конечном итоге, снижением адаптивных возможностей и толерантности организма и психики, а также развитием функциональных нарушений нервно-психического характера [16, 20].
Однако своевременное выявление направленности и уровня профессиональной мотивации, устойчивости интересов и ценностно-смысловых конструктов мотивов выбора той или иной профессии ограничено возможностями существующих методических приемов их психодиагностики и прогностики. Именно этим объясняется невозможность надежно оценить уровень мотивации будущих специалистов, из числа которых, например, в авиационных училищах отчисляется по низкой профессиональной направленности до 25% курсантов, а в ходе последующей службы эта причина определяет увольнение до 30-45% специалистов [4, 6].
Сложность психодиагностики мотивационной сферы субъекта деятельности связано с рядом обстоятельств: во-первых, ее большой изменчивостью, подверженностью влияниям различных социальных, профессиональных, личностных факторов динамического характера; во-вторых, "глубинным" характером ценностно-смысловых конструктов, лежащих в основе индивидуального своеобразия профессиональных мотивов; в-третьих, жестко детерминированным, как правило, характером вопросов, позиций анкет и опросников, которые либо исключают свободную и индивидуально значимую рефлексию в раскрытии содержательных сторон побудительной активности субъекта, либо побуждают его в своих ответах следовать общепринятым, социально одобряемым их типам; в-четвертых, наличием, наряду с полностью осознаваемыми, частично осознаваемых и неосознаваемых мотивов, "заданная" оценка которых не представляется возможной.
В настоящей работе предпринята попытка разработать и экспериментально обосновать методику оценки профессиональной мотивации в целях психологического отбора специалистов, основанную на изучении ее ценностно-смысловых конструктов и использовании статистического аппарата анализа.
МЕТОДИКА
Анализ исследований по психодиагностике мотивационной сферы свидетельствует о том, что возрастает внимание к использованию в этой области методов субъективного шкалирования в рамках экспериментальной психосемантики, принципов психической проекции и технологии репертуарных решеток [1, 9, 14, 19, 22].
В настоящем исследовании использован репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) или техника репертуарных решеток (РР), разработанные Дж. Келли [9, 22, 26]. Метод РР предназначен для описания и изучения уникальных и изменчивых личностных свойств. Он представляет собой индивидуально ориентированный подход к субъективному шкалированию и дает возможность реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащих в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний, а также воссоздать целостные системы представлений человека о различных сферах реального мира и самом себе. РР отличается от стандартизированных психометрических методик тем, что в ней присутствуют не заданные извне, а собственные, "вызванные" у самого испытуемого конструкты, которые используются в качестве инструмента анализа индивидуальной структуры личности человека.
Конструкт можно определить как особое субъективное средство, порождаемое самим человеком и валидизируемое на собственном опыте, с помощью которого он выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует свое поведение, реконструирует систему взаимоотношений с другими людьми и строит образ "Я". Конструкт - это смысловой градиент, субъектный признак различия или сходства между людьми, событиями и предметами. Метод РР логически вытекает из теории конструктов - решетки выявляют конструкты испытуемых.
Теория конструктов Дж. Келли базируется на представлениях о том, что каждый человек является исследователем, и люди стремятся найти смысл событий, явлений, предметов в окружающем мире, в самих себе, во множестве ситуаций, в которые они оказываются втянутыми реальной жизнью. Эти взгляды наиболее полно отражены в работах В.Н. Мясищева [18], предложившего рассматривать не отдельные компоненты на уровне потребностей, мотивов и ценностей, а целостную систему отношений личности.
Трудно прогнозировать и даже оценивать профессиональную значимость того или иного мотива или цели деятельности, но на уровне системы отношений личности, в рамках целостного личностного пространства можно построить эталонную модель профессионала и использовать ее для определения характера профессиональной мотивации. Именно при рассмотрении целостной системы отношений личности представляется возможным не только выявить общие для определенной группы субъектов ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации, но и специфику взаимосвязи и взаимоотношения этих компонентов в пространстве системы отношений конкретного субъекта. Получить "изображение" данного пространства позволяет математический аппарат, разработанный Дж. Келли в рамках предложенной им теории индивидуальных личностных конструктов и метода репертуарных решеток.
По мнению В.И. Похилько и Е.Д. Федотовой [22], свою психологическую определенность техника репертуарных решеток приобретает в системе теоретических и методических схем современной экспериментальной психосемантики. Авторы рассматривают РР как более общий (по сравнению с традиционными) метод субъективного шкалирования - метод с максимальным числом степеней свободы.
В настоящем исследовании техника РР была использована при проведении психологического отбора 2130 кандидатов на обучение и курсантов ввуза (юноши в возрасте 18-23 лет) и оценки их военно-профессиональной направленности. В связи с тем, что методики Дж.Келли и различные варианты ее статистической обработки не могут быть использованы непосредственно в авторском варианте, диагностика военно-профессиональной направленности (профессиональной мотивации) потребовала разработки оригинального диагностического аппарата. В предложенном варианте методики биполярность конструктов позволила получить матрицу взаимоотношений между ними, обеспечивающую проведение различных процедур латентного анализа. В ходе анализа выявлялась структура смысловых параметров, лежащих в основе восприятия конкретным человеком себя и других людей, объектов и отношений в системе выбранной профессии. Была предусмотрена также возможность оценки влияния выявленного уровня ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности на развитие неблагоприятных функциональных состояний.
При разработке варианта методики оценки военно-профессиональной мотивации были предусмотрены следующие этапы: 1) формирование ролевых списков для выявления ценностно-смыслового пространства личности; 2) проведение тестирования для подбора испытуемым персонажей под заданные ролевые позиции с дальнейшим преобразованием матрицы отношений в факторное пространство диагностических подсистем; 3) интå