Ночное солнце
Об архитектурно-художественном освещении городов
Владимирова Н. Ночное солнце // Ватерпас. 2002. №3. C.68-71
Образ вечернего города ? это причудливая игра света и тени. Огни витрин, реклам, уличные фонари и, конечно, архитектурно-художественная подсветка зданий... Правильно спроектированное освещение площадей, улиц и зданий ? это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и мощный инструмент в руках архитектора, позволяющий моделировать различные аспекты эстетического восприятия городской среды.
Образцами для подражания в архитектурно-художественном освещении являются крупнейшие мегаполисы и столицы ? Нью-Йорк, Лондон, Рим, Барселона, Париж. Миллионы туристов могут любоваться архитектурными шедеврами этих городов в вечернее время: историческими памятниками, переливающимися всеми цветами радуги фонтанами, пылающими oгнями?свечками небоскребов.
В праздничные дни города расцвечиваются дополнительной иллюминацией. Например, в Париже во время празднования 2001 года каждое дерево на Елисейских полях получило индивидуальную подсветку, а Эйфелева башня превратилась в 300-метровую разноцветную колонну света. В Москве в рамках специально разработанной программы освещено более 350 основных градостроительных доминант и зданий: все центральные площади, музеи, высотные здания, крупные универмаги и гостиницы, исторические и административные здания, церкви. В Санкт-Петербурге художественно освещены многие всемирно-исторические памятники ? Эрмитаж и Дворцовая площадь, Адмиралтейство и Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы.
В крупнейших российских городах муниципальными властями разработаны и частично воплощены специальные программы освещения исторических центров. В Украине эта работа только начинается. Только в столице разработана комплексная программа обустройства подсветки фасадов зданий, мостов, путепроводов и подъездов к Киеву. В большинстве же других городов наружным освещением занимаются локально, чаще всего организация освещения здания становится проблемой его хозяев. Очень важно, чтобы этим процессом руководили профессионалы ? архитекторы и светотехники, а художественная идея, в каждом конкретном случае, согласовывалась с общей градостроительной концепцией наружного освещения.
Трудно переоценить значение освещения в процессе восприятия и оценки эстетических качеств архитектуры. В течение светового дня визуальная структура здания определяется направлением прямого солнечного или рассеянного света. Результатом становится непрерывная игра света и тени, подчеркивающая пластическую динамику объемов архитектурного сооружения. Будучи продуктом тщательного анализа естественных световых явлений и глубокого понимания замысла архитектора, грамотно спроектированная система освещения позволяет выявить наиболее значимые элементы постройки для расстановки правильных световых акцентов. Кроме того, освещение архитектурных объектов в ночное время увеличивает продолжительность их экспонирования, позволяя даже в условиях ограниченной видимости воспринимать архитектурную ткань города.
При разработке вечернего светового образа объекта возможны два направления творческого поиска: подобие его ?дневному? образу или создание специфического ночного, декоративно-театрализованного ?контробраза?, не имеющего прямых зрительных аналогов в условиях природного освещения и обладающего собственными выразительными качествами.
Для памятников архитектуры, истории, культуры и монументального искусства, зрительные стереотипы которых уже сложились в сознании, более естественен первый путь. Примером может служить архитектурное освещение Московского Кремля или Успенского собора в Харькове. Для современных сооружений творчески продуктивен второй: Новый Андреевский мост и Бизнес-центр на Красной Пресне в Москве, здание Госпрома в Харькове.
Использование светотехнических приемов призвано не искажать, а подчеркивать архитектурные особенности здания, сформировать его ночной силуэт, выделить на фоне существующих строений. После предварительного подбора и расстановки светильников и анализа расчетных уровней освещенности, желательно получить компьютерную визуализацию эффектов освещения объекта (используя средства 2D и 3D моделирования). Это необходимо для подтверждения или коррекции принятых решений. Освещение некоторых крупных городских объектов в Украине, выполненное без подобных проектных работ, в большинстве случаев не выполняет поставленных задач. Более удачен опыт наших северных соседей. В Москве, благодаря архитектурному освещению, вечером зрительно восстанавливается характерный исторический силуэт города. Освещены кремлевские сооружения и ?сталинские? высотные здания, возрождаемые монастыри и храмы с ажурным рисунком их завершений, шатров и шпилей, куполов и гребней, когда-то господствовавших в видовых панорамах на фоне древнего неба, а ныне потерявшихся в массе современных застроек.
Реализация концептуальных архитектурных идей сопровождается творческой разработкой и внедрением новых приемов и средств освещения. На смену ранее господствовавшему приему одноцветового заливающего света пришли комбинации различных приемов освещения, позволяющие более эффектно выявить архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции и пластически выразительных деталях, достичь художественной выразительности. Однако есть и другая причина, в силу которой декоративному наружному свету следует уделять особое внимание. Сегодня внешнее искусственное освещение является неотъемлемой частью информативно-имиджевой системы общественных объектов, деятельность которых ориентирована на вечерние и ночные часы. Будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти меру и подойти к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка. Развитие светотехнических средств позволяет решать самые различные, в том числе многопрофильные, задачи, требующие применения сложных инженерных решений. При устройстве освещения олимпийского стадиона ?Лужники? акцент был
сделан на бесперебойной работе осветительного оборудования и на обеспечении безопасности зрителей в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели помимо приборов освещения (Siteco) в инфраструктуру системы был включен современный компьютерный комплекс функций управления, что позволило обеспечить автономность работы освещения в случае перебоев в системе электропитания. Предусмотрена также возможность эвакуации людей с помощью аварийного освещения. Высокая надежность работы всех систем обусловлена применением технически совершенных комплектующих узлов и функциональных блоков от компаний Siemens, OSRAM, CEAG.
Анализ рынка наружных осветительных приборов позволяет говорить о господствующем положении крупных мировых производителей, таких как Siteco (Siemens], Philips, General Electric, iGuzzini, Simes, SBP, Begelli и др. Продукция этих компаний отличается выраженной типологией и образует четкие модельные ряды, что значительно облегчает выбор оборудования при решении конкретных светотехнических задач. Эти компании предлагают оборудование в различных ценовых диапазонах, например, аналогичные задачи можно решить используя высококачественную, но достаточно дорогую продукцию Simes, а можно используя менее дорогостоящее оборудование SBP. Кстати, именно Продукцией Simes освещены такие знаменитые памятники архитектуры, как Эйфелева башня и Дом Гауди (Барселона). Из российских производителей только ООО ?Лихославский завод светотехнических изделий? предлагает обширную гамму наружного осветительного оборудования. Явно уступая иностранным конкурентам по дизайну и технологичности монтажа, российская продукция выгодно отличается доступной ценой. В Украине наиболее уверенно на рынке осветительного оборудования чувствует себя АО ?Ватра?. Благодаря доступным ценам и адаптированности к отечественным энергосистемам, продукция АО ?Ватра? достаточно востребована на территории нашей страны.
Как правило, исходными данными при определении комплектации светотехнического устройства являются: назначение прибора, его тип, способ установки, конструкция и вид крепления осветительного прибора, а также тип лампы, которая будет использоваться в приборе. При этом необходимо удостовериться, что изделие отвечает требуемым уровням защиты в соответствии с принятыми нормами. Это касается электробезопасности, пыле-и влагостойкости, климатического исполнения и защиты от механических воздействий.
Функциональное назначение объекта определяет тип применяемого наружного освещения. Спортивно-оздоровительные комплексы, фитнес-центры и гостиницы теряются в новых высотных жилых районах и вынуждены тратить огромные деньги на наружную рекламу. Бизнес-центры и банки строятся по оригинальным проектам. Однако с каждым годом становится все труднее выделиться на общем фоне городской застройки и обеспечить удобство ориентации для своих потенциальных клиентов. Выход из этой проблемы довольно прост и не требует титанических усилий: достаточно хорошо осветить обьект. Сделать это лучше, подсветив весь фасад, а не парадный вход, как принято в большинстве случаев. Если есть желание выделить вход на общем фоне, то его можно ?залить? другим цветом. Однако обеспечить яркую индивидуальность и подчеркнуть свой престиж, используя белый свет, вряд ли удастся. Следует найти более интересное решение цвета, движения лучей, проекции изображений и логотипов и т. д.
Итак, современное городское освещение ? не только эффективное средство организации городской среды, но и один из основных инструментов для создания собственного имиджа и привлечения клиентов. В организации освещения фасадов прослеживаются два основных приема: ?заливающее? ? лобовое прожекторное освещение, при котором фасад освещается полностью и равномерно; и ?акцентированное? ? локальная подсветка наиболее значимых пластических элементов фасада здания. Различным приемам светового дизайна была посвящена статья в Ватерпасе N? 5-6 (30-31) 2001, поэтому остановимся более подробно на видах осветительного оборудования, применяемого для фасадного освещения.
Уличные осветительные приборы можно условно разделить на две категории:
архитектурная подсветка и зенитные прожектора. Первая группа приборов сегодня значительно усовершенствована за счет применения современной электроники и высококачественной оптики. Они обладают высокой мощностью (от 575 Вт до 4000 Вт), работают на газоразрядных лампах, имеющих более высокую цветовую температуру, чем галогенные. Кроме этого, они позволяют получить на выходе любой цвет благодаря применению цветового миксера. Происходит это путем смешения трех основных составляющих ? cyan, yellow, magenta. Приборы, как правило, имеют еще и диммерустройство регулирования яркости и обладают ручной или дистанционной фокусировкой. Такие прожектора работают по заранее заложенной программе, которая находится либо во встроенном контроллере, либо во внешнем пульте управления, и могут объединяться в синхронно работающие группы.
Приборы второй категории (зенитные прожектора) ? отдельная группа осветительного оборудования. Зенитный прожектор ? это прибор, обладающий одним или несколькими мощными лучами. Его мощность также колеблется от 575 Вт до 4000 Вт. Работа заключается в перемещении выходящего из него луча по одной или двум осям и вращении пучка лучей вокруг своей продольной оси в многолучевых приборах. Радиус обнаружения (видимости) подобных прожекторов варьируется от 5 км до 30 км. Экономический эффект весьма ощутим, так как увеличение числа посетителей позволяет окупать вложения за один сезон. И еще один плюс: необязательно тратить деньги на объявления по поводу открытия-закрытия: ?горит? ? значит открыто.
Подобное оборудование очень легко монтируется и весьма неприхотливо в обслуживании. Ожидаемый эффект достигается с первого раза, а ?надоевшую картинку? довольно легко поменять, задав другую программу. Кроме этого, применение такого оборудования не требует каких-либо специальных согласований ни с архитекторами (за исключением памятников старины), ни с аэронавигационными службами ?таких сигналов в аэронавигации просто не существует.
Выбор светотехнического оборудования ? это результат анализа комплекса критериев: надежности, качества цветопередачи, длительности срока службы осветительных приборов и источников света, удобства монтажа и эксплуатации, эстетичности св