Освещение: азбука уюта и практичности
Краткий обоз систем освещения
Голибардова М. Освещение: азбука уюта и практичности // Будмайстер. 2002 . №21. C. 12-14
Свет нематериален по своей природе ? его нельзя ни потрогать, ни увидеть без предмета, на который специально или случайно падают его лучи. Но именно в свете проявляются яркие цвета и формы, свойственные материальному миру. Самое лучшее и полезное освещение дает нам солнце, однако оно не может светить круглосуточно, поэтому приходится прибегать к помощи его искусственных заменителей ? разнообразных по форме, стилю и мощности осветительных приборов.
Влияние освещения на ?погоду? в доме
Не секрет, что от освещения зависит наше восприятие пространства и то, как мы будем функционировать в нем.
Магия так называемого ?искусственного солнца? заключается в том, что оно способно дополнять или заменять естественное освещение, оптимизировать работу или отдых в любое время суток, подчеркивать архитектурные детали и декоративные элементы, а также насыщать или высвобождать пространство.
Заниматься проблемой выбора подходящих осветительных приборов необходимо на самой ранней стадии строительства или перепланировки объекта, только тогда оформительскую картину интерьера можно будет считать целостной. При неправильном или недостаточном (по размерам, форме, мощности и стилю) подборе детали освещения могут выступить в роли того негатива, который сведет на ?нет? всю остальную дизайнерскую работу.
Нередко продавцам приходится сталкиваться с такими клиентами, которые хотят подобрать светильники к уже отремонтированной и обставленной мебелью комнате или квартире, и в этом случае круг вариантов решения, конечно, резко сужается.
Свет должен быть расположен максимально функционально, излишний уровень освещенности, равно как и недостаточный, раздражает нервную систему человека и создает дискомфорт. Резкое переутомление, усталость, отсутствие уюта и спокойствия в помещении - чаще всего эти причины связаны именно с неправильным и безграмотным подбором осветительного оборудования.
Бездарное расположение источников света может испортить любой, даже самый изысканный интерьер и, наоборот, ?правильный? свет способен подчеркнуть красоту стиля и форм того или иного пространства, сместить акценты и поменять зрительные центры отдельных комнат, визуально увеличить или уменьшить помещение, а также помочь исправить многие ошибки, допущенные в ходе строительства или ремонта.
И, конечно же, многое зависит от целевого назначения той или иной территории - комнаты для работы, отдыха, приема гостей и др., как правило, освещаются абсолютно по-разному. Современный рыночный ассортимент осветительного оборудования позволяет максимально эффективно решать все эти проблемы, а знание элементарных дизайнерских законов помогает осуществлять единственно верный выбор.
Принципы выбора планировки
Главный лозунг специалистов от света гласит: универсального осветительного прибора ?для всех целей? не существует. Каждая модель светильника или люстры подбирается в соответствии с их месторасположением и нуждами заказчика.
Существует пять основных способов освещения: направленное, непрямое, рассеянное, смешанное и местное.
Суть направленного освещения заключается в том, что оно полностью ориентировано на определенную поверхность. Локально освещенные таким образом объекты приобретают излишнюю величину в силу акцентирования их формы и объема.
При непрямом освещении световые лучи обычно направлены на потолок или стены, которые отражают свет (причем отраженный свет тем сильнее, чем светлее цвет потолка или стен). Рассеивая освещение на 360оС, можно осветить полностью всю комнату. Лучи, исходящие от светового источника, обычно фильтруются ?щитом? из опалового или матового стекла, а также других полупрозрачных материалов.
Смешанное освещение объединяет все преимущества трех вышеперечисленных видов в один осветительный прибор, одновременно распространяющий свет вверх, вниз и сквозь полупрозрачные материалы (таким прибором может быть, например, ночник или торшер).
В добавление к основному освещению, местное позволяет видоизменять конкретные предметы и сосредотачивать внимание на определенных эффектах.
Специалисты вывели несколько негласных аксиом, которых следует придерживаться при подходе к обустройству любого жилого помещения. На том этапе, когда встает вопрос о размещении светильников в пространстве, самое главное - не забывать, что для уютного существования в квартире необходимо выстроить, выражаясь языком профессионалов, три уровня освещенности: потолочный, настенный и напольно-настольный.
Традиционные потолочные люстры дают ровный, плоский, часто слишком яркий верхний свет, который наполняет комнату атмосферой некой торжественности. Тот же уровень освещенности может быть достигнут с помощью нескольких источников света, которые будут создавать освещенные островки и отбрасывать контрастирующие тени. Добавочный свет в виде небольших бра, точечных светильников, торшеров и др. обеспечивает дополнительную порцию комфорта и уюта, которых нельзя достигнуть с помощью одной массивной люстры на потолке.
Единственным жилым помещением, в котором вообще не рекомендуется использовать потолочное освещение с мощным открытым светом, является спальная комната -здесь будет достаточно настенного света в виде прикроватных ламп или бра, а также маленького напольного светильника. Чем локальнее свет, тем большему уюту он способствует.
Что касается рабочего освещения (в кабинете, на кухне и т. д.), то оно должно быть достаточно сильным и сконцентрированным в одном направлении, чтобы давать возможность без лишнего напряжения и утомления зрения читать, писать, работать на компьютере, готовить еду и др. Как правило, для решения этих задач используют разнообразные точечные светильники.
Удачная схема освещения - это возможность варьировать его в зависимости от ситуации, используя разное направление и интенсивность света.
Стилевые особенности современной осветительной моды
Желание оформить красивый и гармоничный интерьер не всегда сопряжено с большой тратой денег, сделать жилое пространство стильным и ?вкусным? сегодня доступно практически всем.
Сумасшедший ритм нашей жизни вводит в моду простоту, легкость и удобство, поэтому современные тенденции в светотехнике чаще всего охватывают изделия практичные и многофункциональные.
В последнее время появляется много так называемых ?квартир-студий?, хозяева которых пытаются избавиться от лишних стен и таким образом расширить пространство, то есть наполнить его воздухом. Здесь свет служит тем эффективным и незаменимым инструментом, который четко разграничивает цельное помещение на отдельные функциональные зоны, регулируя при этом их объемные пропорции.
В таких квартирах большой популярностью пользуются осветительные приборы, которые при необходимости могут трансформировать свои формы и размеры, смещать цветовые и световые акценты, то есть адаптироваться под интерьер, чтобы донести свет до нужных частей помещения. Кроме того, некоторые модели современных светильников, а также специальная география их расположения могут иногда служить и определенным энергосберегающим элементом помещения.
В освещении, как и в остальных сферах обустройства интерьера, процесс смены модных тенденций стал происходить значительно быстрее, чем раньше, именитые производители, чьи торговые марки всегда на слуху, обновляют свои коллекции теперь примерно раз в полгода. И, например, если пару лет назад ультрамодным можно было назвать помещение, которое, вне зависимости от его функционального назначения, напоминало что-то среднее между дискотекой и космическим кораблем (обилие металла, цветного стекла, перегруженность массивными предметами, яркие краски, нестандартные формы и т. д.), то сегодня на арену выходит разумный минимализм и легкая строгость.
Сейчас в моде спокойные пастельные тона (белый, бежевый, серый, голубой и др.) и теплые ?живые? материалы (дерево, шелк, кожа и т. д.). Многие ведущие производители активно стали использовать в моделях светильников абажуры: они смягчают свет, расслабляют атмосферу, способствуют концентрации положительной энергии внутри помещения (особенно это справедливо для тканевых абажуров). Конфигурация современных моделей светильников тоже не отличается особой оригинальностью и экстравагантностью - постепенно прослеживается возвращение к более простым и мягким формам.
Таким изменениям нельзя давать категоричные оценки, это и не хорошо, и не плохо, поскольку находится вне области анализа и комментариев. Мода неожиданна и парадоксальна, она призвана манипулировать потребительским сознанием, поэтому хочется отметить, что всегда актуальным и привлекательным будет тот интерьер, который оформлен в индивидуальном и неповторимом стиле.
Рынок ?света? и его тенденции
Рынок света активно развивается в Украине в течение пяти-шести лет, и больше половины его объемов по-прежнему составляет продукция отечественных производителей, наиболее крупными из которых считаются заводы ?Ватра? (г. Тернополь) и ?Светотехника? (г. Бровары, Киевской обл.). Однако изделия этих предприятий пользуются сегодня высоким спросом, по большей части, из-за относительно доступной цены - серийно выпускаемые люстры и светильники не отличаются широким разнообразием дизайнерских решений.
Поэтому и получается, что в нише дешевых осветительных приборов европейский производитель, действительно, сегодня неконкурентоспособен. Но он находит своих потребителей среди тех, кто превыше всего ценит оригинальность и авторский подход. Изделия известных европейских торговых марок из Австрии, Испании, Италии, Германии, Финляндии и др. представляют собой, как правило, уникальные, практически единичные экземпляры, которые имеют высокий ценовой уровень и ориентированы на соответствующую клиентуру. За такими товарами обязательно стоят известные имена, стабильное качество и соответствующие гарантии. Западная продукция представлена такими известными брендами, как ?General Electric?, ?Gewiss?, ?Massive?, ?Osram?, ?Philips?, ?Tungsram? и др.
Стабильные позиции на рынке - самая главная оценка правильной политики компании, то есть хорошо подобранного ассортимента, продуманных цен, качественно разработанной рекламной кампании и т. д. Среди наиболее крупных рыночных операторов можно отметить следующие компании: ?БудМакс?, ?Капро?, ?МикШорр?, ?Лайт-люкс?, ?Солар?, группа компаний ?Элотек?, ?Фокстрот?, ?Югконтракт? и др. Как отмечают специалисты, особый успех в последнее время сопутствует тем торговым точкам, которые предлагают демократичный ассортимент, рассчитанный на максимально широкий круг покупателей.
Конкуренция на рынке света с каждым годом растет, и показателем эффективной работы того или иного предприятия является успешное привлечение как можно большего числа покупателей. Некоторые компании в погоне за потребителем стали незначительно снижать цены на свою продукцию. Однако следует учитывать, что уменьшение стоимости изделия должно компенсироваться высокими объемами его продажи, поэтому такие привлекательные для потребителя акции, как скидки и удешевление, могут позволить себе, в основном, только очень крупные и авторитетные торговые представители, которые осуществляют не только контроль качества материалов, но и предлагают полный спектр сервисных услуг.
Потребительский круг
Современные методы торговли стали более цивилизованными, и поэтому не удивительно, что большое количество покупателей стало обращаться по поводу приобретения осветительного оборудования в специализированные магазины и салоны, а не на базары, количество которых растет не по дням, а...
Как утверждают квалифицированные торговые специалисты, аргумент стоимости, как отдельно взятой оценки, отошел сегодня на второй план, качество стало являться определяющим фактором при покупке.
Очень часто нынешний покупатель оказывается в приятной растерянности, поскольку современный ассортимент настолько велик, что сделать подходящий выбор весьма непросто. Если, например, лет десять назад мы пытались найти нужную люстру среди пяти вариантов моделей, то сегодня предлагаемый круг товаров состоит, как правило, из нескольких десятков и даже сотен наименований. Но в солидном магазине или салоне на помощь клиенту всегда придут грамотные менеджеры-консультанты, которые попытаются сориентировать его в некоторых правилах соответствия и разъяснить теорию о том, что освещение - это не просто функциональное оборудование, а и важный элемент дизайна интерьера.