Кирпичная эстетика
Кирпичная эстетика строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура
Бычкова А. Кирпичная эстетика Строительство и реконструкция 5 декабря 2002 (№ 12) С. 37
Сегодня, когда явно возросли требования к художественной стороне архитектуры, проблема выбора строительных материалов приобретает особую актуальность. Азартное освоение всех новинок, предлагаемых рынком - занятие для архитектора, безусловно, увлекательное, но не всегда является синонимом творчества и новаторства.
Известно, что Ф. Л. Райт, А. Аалто, Л. Кан и многие другие корифеи архитектуры, свои самые дерзкие замыслы воплощали с помощью материалов В«земныхВ» и традиционных: неокрашенного дерева, необработанного камня и стандартного кирпича. Умение из обычного создать нечто невиданное, а из унифицированных элементов — уникальное, вот в чем заключается истинное новаторство. Поразительный по разнообразию форм храм Василия Блаженного в Москве, сложен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей. Не менее совершенный памятник — храм Вознесения в Коломенском — из девяти, а все орнаментальное богатство среднеазиатской архитектуры держится всего лишь на четырех стандартных элементах декора.
Именно поэтому непритязательный кирпич, древнейший строительный материал, был и остается, в буквальном смысле, В«пробным камнемВ» для зодчего. Более того, в современных условиях он стал одним из главных средств В«гуманизацииВ» искусственно создаваемой вокруг нас среды. Почему? Кирпич изначально соизмерим с человеческой рукой, и потому всегда был связующим звеном между архитектурой (особенно крупномасштабной) и человеком. Восприятие сплошной бетонной стены и стены кирпичной, как говорится, — две большие разницы. В первом случае, мы испытываем визуальный прессинг, во втором — эстетическое воздействие ритмической кладки. Можно понять логику древних египтян, изобретателей кирпича. Когда живешь в городе-некрополе, в окружении гигантских гробниц, невольно придет в голову идея строить жилища из деталей, соизмеримых самому себе, а не величию фараона. Просто, удобно, да и глазу приятно. Тем более долина Нила издавна славилась большими залежами глины.
Универсальная единица
Кирпичное производство — одно из древнейших в человеческой культуре. Кирпич стали изготавливать в Египте за шесть тысячелетий до нашей эры, и с тех пор его производство остается важнейшей областью в индустрии строительных материалов. Самое ценное свойство кирпича заключается в том, что обожжённая глина камнеподобна и плохо проводит тепло. Но не только этим обусловлено его историческое долголетие. А прежде всего, тем, что кирпич имеет неизменную форму и размеры. Поэтому его можно было заготавливать впрок, независимо оттого, что из него станут возводить — жильё или городскую крепость. И вот из этого единственного стандарта, размером с ладонь, строили и строят самые разнообразные сооружения: жилые дома и храмы, больницы и театры, библиотеки и бани и т. п. Из одного и того же кирпича-стандарта выкладывают стены разной толщины (в полкирпича, в кирпич, в полтора кирпича и т. д.); получают различные конструкции (арки, своды, купола...); создают архитектурные детали (карнизы, пилястры, тяги и т. д.) и орнаменты с помощью различных кладок — русской, фламандской, американской. Кирпич универсален, именно это свойство сделало его В«вечнымВ» материалом.
Но что происходит сегодня? На рынке появляется все больше разновидностей кирпича: кирпич клинкерный, шамотный, лицевой... Соответствуют ли новые его разновидности старому содержанию, т.е. традиционному стандарту? Выясняется, что в соответствии с ГОСТом стандарт, как и прежде — 250x120x88 мм, для одинарного модульных размеров — 228x138x63 мм и для утолщенного модульных размеров — 228x135x88 мм. Кроме того, ГОСТ разрешает предприятиям-изготовителям, по соглашению с потребителем, выпускать на заказ изделия нетрадиционных габаритов и форм — полуторный кирпич (250x120x103 мм) и двойной (250x120x138 мм). Однако во всех случаях отклонения от стандарта (или оттого, что указано в договоре) не должно превышать: по длине +/-5 мм, по ширине W-4 мм, по толщине +3/-2 мм.
Стандарту должны соответствовать не только размеры изделия, но и его внешний вид. То есть поверхность граней должна быть плоской, а ребра — прямолинейными. Правда, у рядового материала допускаются закругления вертикальных ребер радиусом до 15 мм. По фактуре поверхности ложковой и тычковой граней изделия могут быть гладкими или рифлёными. В строительстве не считается браком наличие некоторых дефектов. Отбитостей углов глубиной 10-15 мм и повреждений рёбер глубиной до 10, длиной до 10-15 мм может быть по две на штуку. Возможны трещины протяженностью до 30 мм по одной на ложковую и тычковую грани. Отколы поверхности (3-Ю мм) разрешены в количестве до 3 штук на кирпич.
Признаки В«недожогаВ» кирпича — горчичный цвет, глухой звук при ударе. В результате такого брака — плохая водо- и морозостойкость изделия. Для В«пережогаВ» характерны: черные подпалины, оплывшая форма, повышенные плотность и теплопроводность (тепло будет В«утекатьВ» гораздо интенсивнее).
Кирпич не должен содержать в себе вкраплений крупных частиц извести и камней. Если они присутствуют, то начинают впитывать влагу и разбухают, вызывая отколы на поверхности кирпича.
Виды и разновидности кирпичей
Кирпичи бывают двух видов: керамические и силикатные. Не отличаясь друг от друга по размерам, они изготавливаются разными методами. Керамические формируют из глины, а затем подвергают обжигу. Сырьевая смесь силикатного состоит из извести и кварцевого песка и обрабатывается автоклавным методом.
Керамический кирпич имеет несколько разновидностей:
• Кирпич полнотелый. Предназначен для кладки внутренних и внешних стен, возведения колонн, столбов и других конструкций, несущих, помимо собственного веса, дополнительную нагрузку.
• Кирпич пустотелый. Часто его называют В«дырочнымВ», В«щелевымВ», В«самонесущимВ» или В«лёгкимВ». Предназначен для кладки облегчённых наружных стен, перегородок, заполнения каркасов высотных зданий.
• Кирпич облицовочный. Другие названия — В«лицевойВ» или В«фасадныйВ». Этот кирпич используется в облицовке зданий. В«КерамическийВ» фасад отличается гораздо большей долговечностью, чем штукатурка. Облицовочный фактурный кирпич — декоративный. Его поверхности украшены рельефами или обработаны под натуральные материалы — В«мраморВ», В«зернистый гранитВ», В«сколотый каменьВ» и т. п.
Облицовочный кирпич имеет еще одну интересную разновидность — В«фигурныйВ». Его отличительные признаки — округленные углы и ребра, скошенные или криволинейные грани. Данные особенности кирпича позволяют возводить сложные элементы: арки, круглые колонны, лепной декор на фасаде.
• Кирпич облицовочный глазурованный и ангобированный. Предназначен для декоративной облицовки внутренних и наружных стен. По особой технологии на поверхности кирпича наносится блестящий цветной слой из стекловидной массы. Глазурованный кирпич позволяет выкладывать мозаичные панно, как в интерьере, так и на фасаде зданий. Ангобированный кирпич предназначен для таких же целей, но обладает непрозрачной матовой поверхностью и широкой цветовой гаммой.
• Кирпич клинкерный. Предназначен для облицовки цоколей и фасадов, мощения дорог, дворов и полов в цехах промышленных зданий. Фасад, отделанный клинкерным кирпичом, долгое время не нуждается в ремонте, грязь и пыль практически не проникают в структуру его поверхности, а широкий спектр цветовых и фигурных вариаций позволяют с помощью кирпича создавать различные декоративные эффекты.
• Кирпич печной шамотный. Предназначен для кладки топок печей и способен выдерживать температуру свыше 1600В°С. Еще его называют В«огнеупорнымВ». Изготавливают такой кирпич из специальной огнеупорной глины шамота и разной формы: классической (прямоугольной), трапециевидной, клиновидной и арочной.
Кирпич — штрих в живописной картине
Из стандартного, обезличенного кирпича архитекторы прошлого умели создавать безгранично разнообразные произведения, в которых был типизирован лишь первоэлемент, а не внешние формы сооружения. Обогащение архитектурного языка происходило не за счет количества модульных типов, а путем умножения числа вариантов их связи в системе сооружения. Появление кирпича с округлыми формами сразу же обогатило арсенал выразительных средств: это позволило выкладывать или облицовывать самые сложные, криволинейные поверхности. Обновленный древний материал позволил отказаться от плоской трактовки стен в пользу их скульптурной выразительности. Сегодня эта тенденция заметна не только в сложной моделировке поверхности, но и в более художественной разработке фактуры и цвета. Да и сама по себе микропластика кирпичной кладки создает своеобразную В«вибрациюВ» плоскости, что обогащает визуальное восприятие сооружения в целом. Здесь уместно обратить внимание на одну специфическую особенность кирпичных строений. В них случайное отличие одного кирпича от другого воспринимается всегда как естественная живописная В«играВ» поверхности. Ведь каждый кирпич по своему масштабу — это всего лишь В«штрихВ» в общей картине. В то же время даже незначительные различия таких крупных элементов здания, как панель или блок, выглядят как вопиющий дефект.
И еще важный момент. Кирпичное здание, являясь, по сути, одним из традиционных элементов городской среды, может выполнять особые функции в городской среде. Наиболее важная среди них — связь новых зданий с ранее сложившейся застройкой. Выбор идентичных материалов позволяет избежать дисгармонии и малоэстетичных контрастов, которые, увы, еще очень часто нарушают исторически сложившиеся ансамбли.