Возрождение колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
О реконструкции колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Георгий (архимандрит) Возрождение колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002. №5. C.23-25
Из истории церковных колоколов
С седой древности колокол для русского человека был голосом Родины, символом единства веры, независимости и величия. Колокол на Руси - это не только важный государственный символ, но и часть национального самосознания. Трудно себе представить жизнь русского человека без колокольного звона. Колокольным звоном размерялось время, им собирались христиане на богослужение, он созывал граждан на вечевой совет и битву. В минуты скорби и торжества колокольный звон был и, милостью Божьей, остается голосом Церкви.
Первые упоминания о колоколах относятся к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Евреи использовали небольшие колокольчики для украшения одежд первосвященника (Исход.28,31 -35; 2 Пар.4,13). Ряд исследователей полагает, что именно Китай стал родиной колоколов. Отсюда они ?перекочевали? на Запад по ?Великому шелковому пути?, где началась их новая жизнь в европейской культуре.
Первое известие о применении колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к святителю Павлину, епископу Ноланскому (353-431 гг.). Полевые цветы - колокольчики подсказали святителю Павлину форму колоколов, которые и были употреблены им при богослужении.
На Православном Востоке колокола появились при храмах лишь во второй половине IX века, когда в подарок императору Василию III (865 г.) из Венеции прислали в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви.
Появление колоколов на Руси относится к самым истокам христианства. Исторически обосновано, что колокола пришли на Русь не из Византии, а с Запада (Стародубцев Олег. Из истории церковных колоколов. - Православный Паломник. №2, 2001, с.27), но широкое их распространение относится ко временам значительно более поздним.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) церкви. В XII веке русские мастера имели в Киеве свои литейные мастерские. Древнейшие русские колокола отливались небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей. В древности на Руси, как и на Западе, в колокола звонили, раскачивая их, и только в более позднее время, когда вес колоколов значительно увеличился, колокола стали неподвижно закреплять, а звонить при помощи раскачивания в них языка. После татаро-монгольского нашествия (1240 г.) колокольное дело в Древней Руси угасло.
В XIV веке литейное дело возобновляется в Северо-Восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Размеры колоколов в это время были невелики, по весу не превышали несколько пудов. В XIV-XV веках налаживаются торговые связи и много колоколов привозится из-за границы. Приезжают на Русь иностранные мастера, которые изготавливают колокола по заказам храмов и монастырей. В это же время появился и особый чин освящения колоколов, отличный от западной традиции крестить колокола.
В начале XVI века уже русские мастера с успехом не только продолжили дело литья колоколов, но и во многом превзошли своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, форма и состав колокольной меди.
При царе Иоанне Грозном колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол ?Благовестник?, весом в 1000 пудов. Среди других известных мастеров этого времени, прославившихся тщательной и художественной отделкой колоколов, можно назвать Игнатия, Богдана, Андрея Чехова и других. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Колокола изготавливали и при Борисе Годунове, хотя до настоящего времени сохранились лишь немногие из них. Часть этих колоколов находится в Москве, несколько -в Троице-Сергиевой Лавре.
Необходимо отметить, что появление первого колокола в Лавре было большим событием. Вероятно, он предназначался для построенного в 1422 году Троицкого собора. В XVI веке колокол был перенесен на новую звонницу.
Наиболее ценную и полную информацию о колоколах содержит древнейшая опись монастыря 1641 года. Из описи следует, что на этот год в монастыре числилось 39 колоколов. Среди них 9 колоколов больших и 30 средних и мелких. Весьма примечательны сведения о типе колоколов, определяемых их величиной и назначением в системе звонов. Среди них значатся несколько колоколов благовестных, застольный, всполошной, повседневные, красного звона, призвонные, зазвонные, часовые и перечастные. По свидетельству Н.И. Оловянишникова, в Лавре находился письменный устав звонам. (Л.М. Спирина. О колоколах Троице-Сергиева монастыря. - Колокола. История и современность. М., 1985, с.121)
Интересно упоминание в описи 1641 года часовых и перечасных колоколов, связанных с механизмами башенных часов. В кратком летописце ?Свято-Троицкие Сергиевы Лавры? записано: ?У живоначальные Троицы часы большие, а делал те часы диакон старец Тихон Ноугородец?. (Л.М. Спирина. О колоколах Троице-Сергиева монастыря. - Колокола. История и современность. М., 1985, с. 124)
Смутное время начала XVII века остановило на некоторое время литейное дело, но во времена Патриарха Филарета (Романова) это искусство было возрождено. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов.
В это время русскими мастерами отливаются огромные колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 году мастером Андреем Моховым был отлит колокол ?Реут? весом в 2000 пудов для колокольни Ивана Великого.
В 1717 году Петр I повелел отлить колокол для Ново-Спасского монастыря весом 1100 пудов. В это же время литейщик Иван Моторин отлил колокол весом более 4000 пудов для Троице-Сергиева монастыря. В конце XVII века в монастыре был отлит большой колокол, прозванный ?Корноухим? (за железные уши). Надпись на нем сообщает: ?В сем колоколе весу 1275 пуд. Лил сей колокол мастер Феодор Дмитриев сын Моторин?. (Арсений, иеромонах. О царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1880, с.44)
Особое место среди колоколов в мире занимает самый большой - ?Царь-колокол?. Начиная с XVI века, этот колокол переливался несколько раз. Работы по сооружению колокола начались в 1733 году в Москве, а в 1734 году все подготовительные работы были закончены, и 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 метров 14 см, диаметр 6 метров 60 см, общий вес 201 тонна 924 кг. До весны 1735 года колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. Притушений огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Колокол стал негоден к применению. Целое столетие ?Царь-колокол? находился в земле. В 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.
К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, на которых за год отливалось от 100 до 120 тысяч пудов церковных колоколов.
После Октябрьского переворота 1917 года ?колокольный звон считали вредным? (Стародубцев Олег. Из истории церковных колоколов. - Православный Паломник. №2, 2001, с.32) и к началу 30 годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые, ?исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению?. Большинство церковных колоколов было уничтожено.
Еще более трагичной была история знаменитых колоколов Троице-Сергиевой Лавры. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой Лавре писатель М. Пришвин сделал запись: ?Я был свидетелем гибели (колоколов), сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, это было похоже на зрелище публичной казни?.
Своеобразное применение части московских колоколов нашли в 1932 году столичные власти. Из 100 тонн церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
Современное положение: работы по возрождению колоколов и звонницы Лавры
Свято-Троицкая Сергиева Лавра - один из крупнейших центров Вселенского Православия, сердце Православной России. Ныне здесь ведутся грандиозные восстановительные работы, начатые по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в канун третьего тысячелетия от Рождества Христова.
Первым результатом совместных усилий Русской Православной Церкви и благотворителей стала реставрация Лаврской колокольни. Уже засияли золотом венчающие колокольню корона и крест, ожили стрелки часов. Есть надежда, что вскоре будут воссозданы знаменитые Лаврские колокола.
От былого колокольного ансамбля до нашего времени сохранилась лишь малая часть: всего 23 колокола. В 30-е годы было уничтожено 25 колоколов, в том числе 17 действующих. В числе погибших колоколов - 3 главных колокола великана: ?Царь?, ?Годунов? и ?Корноухий?. ?Царь-колокол?, тезказнаменитого кремлевского, был отлит в XVIII веке. Он весил более 64 тонн. Это был самый могучий из действовавших колоколов России. ?Годунов? или ?Полиелейный? был отлит для Лавры Борисом Годуновым в 1600 году. Его вес составлял около двух тысяч пудов, то есть примерно 32 тонны. ?Корноухий? или ?Воскресный? колокол был отлит в Лавре в 1683 году и весил около 20 тонн. Сегодня предстоит отлить именно эти колокола.
Работы, связанные с воссозданием колоколов, начались с ноября 2000 года. В декабре 2000 года был создан Координационный совет по обеспечению изготовления колоколов на всех этапах их создания.
Вопросу выбора тональности отливаемых колоколов было посвящено специальное заседание, на котором было принято решение, что колокола должны иметь минорную тональность:
?Царь-колокол? - соль большой октавы;
?Благовестник? (бывший ?Годунов?) -си-бемоль большой октавы ;
?Первенец? (бывший ?Корноухий?) - ре малой октавы.
В течение 2000-2001 годов была подготовлена специальная комплексная документация по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, художественному оформлению колоколов. Проект-эскиз художественного оформления ?Царь-колокола? разработан братией Лавры и утвержден Патриархом. На колоколах будут отлиты имена: Президента России, Патриарха Московского и всея Руси и благотворителей. Сегодня остается самое важное - отлить колокола.
Работа по отливке колоколов очень интересна и уникальна. В ней участвуют специалисты самого высокого уровня. Достаточно сказать, что в разработке проектной документации непосредственное участие приняли представители АМО ?ЗИЛ?, концерна ?Росэнергоатом?, Перловского завода энергетического оборудования, института ?Спецпроектреставрация?, а также Общества церковных звонарей, Московской духовной академии, Московской организации Союза художников России.
Активное участие в реконструкции колоколов и оказании материальной и финансовой помощи Лавре приняли следующие организации:
1. Министерство Атомной промышленности
2. Концерн ?Росэнергоатом?
3. Воронежская АЭС
4. Балаковская АЭС
5. ОАЛ Внешэконом ?Техснабэкспорт?
6. ЗАО ?Юкос-М?
7. Атомная некоммерческая организация
?Подмосковный спорт?
Возрождение колоколов происходит на новом уровне - уровне научно обоснованных подходов как к методологии проектирования колоколов с заданными физико-техническими характеристиками, так и к разработке современной технологии литья колоколов, а также оптимизации взаимосвязи акустических характеристик колоколен и колоколов.
Однако наибольший научный вклад сделан авторами в создании математической модели колокола и в применении акустических методов определения спектра звучания колоколов, что успешно было использовано для построения профиля колокола и проектирования литейных форм, а также подбора необходимого веса языка. Демонстрировалось компьютерное звучание колоколов.
Несомненным шагом вперед явилось использование для литья колоколов более прогрессивной технологии, основанной на блочном методе изготовления литейной формы и применении холоднотвердеющих смесей вместо глинопесчаных.
Проведены микологические исследования биоповреждений деревянных балок для подвески колоколов.
Выполнен расчет влияния вибрационных нагрузок на строительные конструкции высоких зданий в период совместного звона максимального количества колоколов Лавры. Дана оценка уровня вибронагрузок на колокольню.
В соответствии с графиком работ сначала будут отлиты колокола весом 27 тонн и 34 тонны, а затем грандиозный ?Царь-колокол? весом 64 тонны. Что касается традиций, то они б