Лена Бергстром: о воздушном стекле
О работе с прозрачным стеклом
Бергстром Л. Лена Бергстром: о воздушном стекле.
? С каким стеклом вы предпочитаете работать: цветным или бесцветным, прозрачным или непрозрачным? ? Все зависит от идеи и от того, какое стекло больше подходит для ее воплощения. Сейчас я стараюсь сочетать непрозрачное стекло черного, серого й белого цвета с прозрачным светлых оттенков или совсем бесцветным. Я ищу новые оттенки, мне их не хватает, и в процессе поисков смешиваю цвета. При этом нужно все время ?заглядывать в себя? и искать баланс идей и чувств.
? Для каких целей лучше всего подходит прозрачное стекло?
? С тонким прозрачным стеклом тяжело работать, оно не терпит ошибок. Это некий ?нематериальный? материал, воздух, эфир! При проектировании же из цветного стекла можно смело опираться на беспроигрышные качества. Например, черный цвет эффектный, графичный. В прозрачной вещи форма полностью выявлена, содержание открыто, и сквозь нее просматривается окружающая обстановка.
? Какие формы вы предпочитаете: органические, абстрактные или другие?
? Вы видели на Ambiente во Франкфурте благородные строгие формы, которые мне нравятся. Органические я тоже люблю, потому что они отражают процесс работы. Очертания движутся и застывают в середине процесса, как будто вещь не закончена.
? Играют ли предметы из прозрачного стекла роль нейтрализующих и объединяющих элементов, как, например, прозрачные стены в архитектуре?
? С прозрачной посудой мы соприкасаемся очень близко, виртуально и реально. Пробуем ее на вкус. Более того, глядя на содержимое, мы уже составляем о нем какое-то мнение. Прозрачные вазы и бокалы трудно назвать нейтрализующими. Если стекло непрозрачное, то скрыта его сущность. Для прозрачного стекла важен цвет, так как он подчеркивает прозрачность. Я использую такое свойство ? создается впечатление, что стекло одновременно существует и не существует. Интригует, когда ощущаешь, что можешь работать с ?ничто?. Но это ?ничто? ? все-таки ?нечто?, именно потому, что оно ?ничто?.
? Кто из мастеров, работающих со стеклом, вам нравится?
? Нильс Ландберг и Тапио Вирккала творили чудеса и историю ORREFORS. Ландберг проектировал элегантные вещи, которые как будто сделаны из воздуха, прекрасное ?ничто?! А вазы из толстого стекла Вирккала представляются бестелесными.
? Вы никогда не работали со льдом?
? Нет, но часто кажется, что расплавленное стекло ? это пластичный лед, хотя в природе такого не бывает. Эстетическое восприятие чрезвычайно важно. Когда лед находится в стеклянном бокале, возникает фантастический эффект игры света, почти незаметных оттенков, и нам трудно оторваться от чудесного зрелища. Стекло, как воздух.
? Ваш источник вдохновения?
? У меня всегда есть желание идти вперед. Я много путешествую и иногда теряю нечто важное, поэтому все время стараюсь что-то поймать. Внутренний голос заставляет меня двигаться. Главное, чтобы в вещах можно было узнать природные формы, иногда очень простые, в которых чувствуется легкий юмор или отражение воспоминаний, давних и возникших от сиюминутных впечатлений. Мне нравится наблюдать за поведением людей, видеть, как они выражают свои эмоции и воспринимают определенные формы. Интересно следить за стремительным движением жизни. Но, выбрав такой путь, нужно проецировать многое на себя, анализировать, задавать вопрос ?права я или нет??, чтобы быть честной с собой. Моим правилом всегда было идти против правил, не разрушая традиций, перейти границы возможного, искать новые точки зрения, фактуры, материалы. Мои черные вазы для ORREFORS ?сжаты? с двух сторон, кажется, что форма ошибочна, но цветы выглядят в них прекрасно.
Шведский дизайнер Лена Бергстром любит изобретать новые правила в работе с прозрачным стеклом. Стремление к инновациям и бережное отношение к традициям определяют ее индивидуальный стиль.