Две сестры (о матриархате в архитектуре)
О реконструкции квартир
Стрельникова Ю. Две сестры (о матриархате в архитектуре) // Идеи вашего дома. 2002 . №8. C. 34-41
Знаете ли вы, что порой конструкция подвесного потолка способна сообщить о хозяине или, как в данном случае, хозяйке квартиры гораздо больше, чем принято думать? А если в интерьер, построенный по законам целесообразности, добавить некий символический смысл, может родиться целое повествование о семействе, проживающем в доме.
Хорошая архитектура говорит сама за себя. И не нужно вычурных слов, чтобы описать ?действо?, разворачивающееся на квадратных метрах жилого пространства. Бывают, однако, случаи, когда возникающие эмоции трудно облечь в традиционные абстрактно-вежливые фразы. Остаётся лишь молчать и озираться, в недоумении рассматривая то, что наваял иной специалист от архитектуры. Наконец, в некоторых ситуациях архитектуру приходится буквально разгадывать, как кроссворд: за каждым квадратиком таится определённый смысл, с первого взгляда незаметный. Наша квартира как раз из таких.
У непосвящённого во все символические тонкости зрителя возникает множество вопросов. Например, почему рисунок сложной подвесной конструкции переплетён так прихотливо? Или: отчего для спальни выбрано явно выбивающееся из общей гаммы квартиры агрессивное противопоставление апельсиновых стен и чёрно-белых, ?под зебру?, аксессуаров и мебели? Ответ может дать только автор проекта Анна Гончар. Из разговора с нею выясняется, что колористическое решение целиком определялось пристрастиями хозяйки. Контрастное соседство сиреневого, жёлтого, оранжевого, тёмно-синего, чёрного, безусловно, выявляет в ней натуру волевую, властную.
По действующим СНиПам при реконструкции и перепланировке квартир ?мокрые? зоны (кухню, ванную комнату, туалет ? всё, что связано с подводом воды и канализации) нельзя располагать над жилыми помещениями. Так что если вы затеяли у себя дома глобальные перемены, имейте в виду: можно либо менять местами кухню и санузел, либо задействовать под них часть нежилых помещений ? коридоров, кладовок, прихожей. Но и в этом случае придётся заказывать специальный проект на перенос коммуникаций и проходить через все круги согласовательных инстанций.
Чтобы точно ?подогнать? интерьер под клиента, архитектору каждый раз приходится углубляться в психологические тонкости, проявляя немалый такт и призывая на помощь все свои профессиональные навыки. У Анны Гончар есть на этот счёт маленькая хитрость. И даже не хитрость, а продуманный стратегический план. Заказчику предлагается специально составленный тест, с помощью которого ещё до начала работы над проектом выявляются его цветовые пристрастия, а также любимые формы (круг, овал, волна, квадрат, прямоугольник золотого сечения и т. д.). По результатам тестирования Анна Гончар и определяет принципы будущей реконструкции. И даже если некоторые пожелания клиента кажутся ей слишком смелыми, она стремится непременно их удовлетворить. ?Люди сами мне подсказывают, какая форма и какой цвет им близки. Например, эта заказчица выбрала острую форму ?кошачий глаз?, и я везде активно её использовала. Теперь хозяйка чувствует себя в доме очень комфортно. С момента окончания работ прошло достаточно времени, чтобы подтвердить вер
ность выбранных приёмов?, ? говорит автор.
Активное использование в интерьере двойных пересекающихся остроугольных фигур связано с одним символическим моментом, который нельзя не упомянуть. Дело в том, что у хозяйки есть сестра-близнец, очень на неё похожая как внешне, так и внутренне. Квартира сестры (кстати говоря, уже опубликованная в нашем журнале) расположена рядом. Анна Гончар, знакомая с обеими близняшками, говорит, что они всегда вместе и очень поддерживают друг друга. Так вот, элементы подвесного потолка ? две переплетающиеся пластины, два ?глаза?, ? должны, по мысли архитектора, олицетворять неразлучность сестёр. Конструкция, с лёгкой руки автора проекта, теперь так и называется: ?Две сестры?.