История стула
История появления стула и его собратьев в интерьере
Какой интерьер (изысканный или аскетичный) может обойтись без стула и его собратьев? Всевозможные табуретки, пуфики, кресла заполняют наши кабинеты, столовые, гостиные и кухни. А ведь до недавнего (в масштабе истории) времени стулья были только у правителей. В России до самых петровских реформ все, включая приближенных к царской особе, сидели на лавке. Стул служил троном, на него даже царь садился лишь в "особых" случаях. Более того, стул носили с собой: ведь наличие или отсутствие стула наглядно демонстрировало, кто есть кто. Известный немецкий путешественник XVII века Олеарий описал торжественную процессию: за царем Михаилом Федоровичем несли красный стул.
Однако следует заметить, что обычай везде брать с собой стул родился не на Руси, а в Древнем Риме. За курулом (важным чиновником) шел раб и нес складной, выложенный слоновой костью табурет curulis. В нужный момент курул садился на него и чинил суд и расправу. В нашей стране такая традиция появиться и не могла, потому что большая часть мебели являлась частью здания. То есть была неподвижной. Зато в России сразу можно было опознать правителя: несут за ним стул (или трон) - значит, коронованная особа. Ошибиться невозможно.
Чтобы не путаться в понятиях, нужно определиться, чем трон отличается от стула. Трон - это практически тот же стул, только штучной работы. Глядя на троны сейчас, невольно удивляешься соединению роскоши и аскетичности. Несмотря на богатство отделки, трон имел довольно жесткое сидение и прямую высокую спинку. Нельзя управлять страной полулежа: этот процесс требует сосредоточенности и строгой позы.
Иван Грозный сидел на троне незаурядной итальянской работы. Считается, что этот "костяной стул", оклеенный пластинами с рельефной резьбой на античные и библейские сюжеты, привезла из Византии Софья Палеолог, когда выходила замуж за Ивана III.
Трон часто преподносился царю в подарок. Такое подношение, осыпанное бирюзой и отделанное золотом, Борису Годунову сделал персидский шах, а Алексею Михайловичу - "скромный купчина" - армянин Захарием Сарданским. Этот трон считается самым роскошным из всех российских тронов: ажурное золото и серебро, восемьсот алмазов и рубинов!
Забавный трон был изготовлен для Петра и Ивана - в то время, когда они были соправителями. С той стороны, где сидел Петр, имелось специально прорезанное окошко, замаскированное занавеской. Через него десятилетний мальчик получал суфлерские наставления от царевны Софьи.
Но, как уже говорилось, массовой мебелью были лавки. Хозяева побогаче обивали их полностью (толстым и плотным лоскутом) и войлоком, сверху натягивали красное и зеленое сукно с галуном. Нередко использовался сафьян. В домах не столь состоятельных применяли суконные полавочники, середина которых делалась одного цвета, а края - другого. Бывали полавочники из бархата, с вышивкой. Часто можно было увидеть сафьяновые тюшаки (тюфяки) и бумажники - бумажные матрасы из "хлопчатой бумаги". В деревнях лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. Опирались они на такие же доски, только поставленные на ребро. "Знай свое место!" - это выражение пошло из крестьянского дома. Хозяин всегда сидел в красном углу - под образами, лавки других мужчин стояли у "долгой" стены, девушек и детей сажали перед окнами на улицу. А хозяйке доставалось сидение с краю. Чтобы никому не мешала, подавая на стол. Отдельные сидения пришли в русскую деревню только при Петре I. Правда, существовали стульчики, но они использовались только дл
я работы и дойки коров. А лавки служили еще и кроватями. Холодными ночами их ставили под полати, а летом выносили в сени. Хозяин спал при входе на лавке-конике: боковая стенка вырезалась под голову коня. Считалось, что конь хранит жилище от напастей. Под коником располагался рундук, в котором держали инструменты.
В Западной Европе сидячие места эволюционировали намного быстрее, чем в России. Уже в XV веке придумали приделывать к табуретам спинки и подлокотники. Кресла стали принадлежностью интеллектуалов. А купеческие круги в прямом смысле слова сидели на деньгах. Новинка того времени - сундук с приделанной к нему спинкой - назывался кассапанкой. Обладатели этой новинки радовались уже не престижу, а безопасности своих сбережений.
Знаком величия продолжали считаться стулья и табуреты. Во время торжественных приемов стулья с подушками выдавались только членам королевской семьи. Знать сидела на табуретах, менее родовитые придворные - на складных сидениях, прочие стояли. Король по своему выбору даровал придворным дамам "право табурета" - право сидеть в своем присутствии.
Стулья эпохи барокко так же красивы, как и неудобны. Резьба покрывалась левкасом (смесью мела с клеем и специальными добавками), сверху на который наклеивали тончайшие листки золота. Создавая вокруг себя ореол славы и богатства, Людовик XIV приказал для дворца в Версале изготовить серебряную мебель. Увы, красоту сгубила алчность владельца: ведя разорительные войны, он переплавил стулья в монеты.
Французское дворянство XVII века обставляло свои дома креслами с высокими спинками и низкими сидениями. Табуреты и складные стулья тоже были в большом почете. Вскоре появился шезлонг (chaise longe - "длинный стул"), на котором можно было и сидеть, и лежать. Прижилось и другое название шезлонга - "разбитая герцогиня". Всем известна эта композиция из кресла и приставленного к нему табурета, иногда двух кресел и табурета между ними.
Только в XVIII веке люди, наконец, осознали разницу между расслабленными и официальными позами. И поняли, что для одних случаев нужна одна мебель, а для других - совсем другая. Так появились кабинетное, парикмахерское, дорожное кресла, а также кресло для беседы, кресло-качалка и даже "согревающее" кресло. Начался новый век стульев и кресел: постепенно их вид стал приближаться к тому, какой знаем мы.
(по материалам elo-m.ru)