Технологии строительства и деревообработки.

Солнце под потолком

Оригинальные световые решения в интерьере

Мариуц О. Солнце под потолком // Строительство и реконструкция . . 17 июня 2003 (№ 6) . С. 44-45

Свет ? это лучистая энергия, делающая внешний мир видимым. Без него невозможна жизнь ? не удивительно, что во многих странах поклонялись Светилу. Никто не знает, кто первый додумался освещать свое жилище и сказал историческую фразу, изменившую ход цивилизации: ?Я могу продлить день!?, но сегодня в каждом доме есть небольшое воплощение великого Ра, и не одно, а целые гирлянды маленьких солнц.



Техническая сторона вопроса



Существует старая теория, что свет ? это проблема сугубо инженерная, и занимаются этим исключительно электрики. В том смысле, что специалисты должны решить множество технических вопросов: рассчитать площадь сечения электропроводки, разработать схему подключения всех осветительных приборов и т. п. А потом все это смонтировать. О возможности светодизайна при этом скромно умалчивают, оставляя после себя одинокую (без какого-либо оборудования) сиротливо свисающую вниз лампочку накаливания...

На самом же деле, при всей своей рациональности, свет несет в себе немалую долю эстетической и эмоциональной нагрузки. Причем эстетическое решение сегодня большей частью предшествует техническому. Дизайнер или хозяин ?объекта? разрабатывает схему будущего освещения и передает ее специалистам-электрикам для воплощения в жизнь.



О лампе и светильнике



Часто говорят ?лампа?, в то же время подразумевая светильник. С самой лампой тоже не все так просто и понятно ? вероятно, поэтому ее то и дело называют лампочкой. Логика таких рассуждений, в принципе, проста: то, что снаружи (большое) ? это лампа, а то, что внутри (маленькое) ? лампочка.

На самом деле, ?все, что снаружи? ? это прибор, предназначенный защищать искусственный источник света (настоящую лампу), распределять и направлять его свет.



Классификация ламп



Покупая светильник, в первую очередь имеет смысл поинтересоваться, что за лампа находится внутри ? качество и функция света во многом от этого зависят. Если не хочется особенно ломать себе голову, то старая добрая лампа накаливания будет в самый раз, ? ибо она универсальна. Устанавливать светильник с лампой накаливания можно практически в любом помещении ? от санузла до гостиной.

Но, если хочется чего-нибудь новенького, то можно рискнуть и установить что-нибудь другое. Хотя слово рискнуть здесь не актуально, потому что, несмотря на огромный ассортимент, разобраться в лампах довольно просто. Путаница и неразбериха исключены благодаря тому, что качество света измеряется очень конкретными величинами. Вот они:

?цветопередача;



? цвет излучения; ?светоотдача;



? долговечность.



Конечно, это не все величины, которыми измеряются параметры ламп, но самые главные ? наиболее существенно влияющие на их качество и функцию.

Цветопередача. Она показывает, насколько естественно передается цвет предмета при использовании данной лампы. Случается, что лампа несовместима с мебелью, коврами или шторами. Например, изумительные ковры, бархатные шторы, медвежья шкура у камина при искусственном освещении могут превратиться в груду чего-то непонятного с мышиным оттенком. А поменять назад светильник можно далеко не везде и не всегда, особенно если его купили на рынке. Скорее всего, на жалобы покупателя продавец разведет в стороны руки и ответит невнятным ?Дык...?. И будет, со своей точки зрения, прав ? раньше нужно было смотреть. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, и существует параметр цветопередачи. Всего имеется шесть его уровней. Самую точную цветопередачу обеспечивают лампы уровней 1А и 1В. Это лампы накаливания, галогенные лампы 220 В и 12 В. (Галогенные лампы 12 В ? маломощные и используются для подсветок. К ним необходимы трансформаторы).

Параметр цветоизлучения показывает излучаемый цвет света данной лампы. Ведь свет имеет также и цвет. Измеряется этот параметр в Кельвинах ? (К). Тепло-белый цвет, имеющий показатель до 3300 К, особенно уместен в гостиной, так как лампы с тепло-белым свечением создают теплую, уютную атмосферу. Это соответствует свечению ламп накаливания, галогенных ламп накаливания, а также люминесцентных.

Нейтрально-белый цвет излучения создает деловое настроение (3300-5300 К). Белый дневной (активный) цвет имеет параметры излучения свыше 5300 К.

Светоотдача. Когда кто-нибудь покупает лампу, он обязательно смотрит на Вт. ?Вт? стала навязчивой идеей при выборе ламп. Считается, что чем мощнее лампа (больше Вт), тем лучше качество ее свечения и дольше срок службы. Но это совсем не так. Эффективность лампы определяется светоотдачей. Эта величина призвана показывать, сколько света производит лампа из потребляемой энергии. Чем выше показатель в люменах на ватт (лм/Вт), тем лампа эффективнее. То есть, за счет высокой светоотдачи люминесцентная лампа, например, 11 Вт равна лампе накаливания мощностью 60 Вт.

Долговечность. Обычно срок службы лампы накаливания ? около 1000 часов. Галогенные лампы накаливания ?живут? 2000 ? 4000 часов. Срок эксплуатации экономичных компактных люминесцентных ламп достигает 12000 часов.

Конечно, если ?сгорела? лампа в обычном настольном светильнике, то заменить ее ? пустяковое дело. Смело покупайте лампы накаливания и меняйте хоть каждый день. Но, если та же лампа находится внутри светильника, который вмонтирован в сложный навесной потолок (пол, стену)? И чтобы туда добраться, нужно сначала разобрать пол стены или всю сантехнику? А потом с риском для жизни лезть по стремянке наверх и в обеих руках держать специальный инструмент для электротехнических работ? Дабы не портить себе нервы, в данной ситуации лучше изначально купить люминесцентные лампы и надолго забыть об этих проблемах.



Классификация светильников



Абажурчик может быть очень симпатичным, но, собираясь приобрести новый светильник, нужно, прежде всего уяснить: какую задачу в смысле освещения ? он должен выполнять. То есть, попросту говоря, каким должен быть его свет.

Светильники делятся по типу распространения света на: точечный, рассеянный и отраженный.

Точечный свет. Поток света исходит, как бы из одной точки и направлен строго в одну сторону. Это такие светильники, как настольная лампа, бра, торшер и т. д. Стоит заметить, что точечный свет может быть направленным и ненаправленным ? в зависимости от предназначения светильника. Например, свет бра ? ненаправленный точечный свет. А свет настольной лампы ? регулируемый (направленный) точечный. В этом подразделе светильников встречаются также самые разнообразные гибриды. Например, сегодня очень распространенное явление ? настольная лампа, у которой основная (большая) часть светопотока направлена вниз, а меньшая ? мягко рассеивает свет вверх, создавая декоративное освещение.

Рассеянный свет. Прямой свет таких ламп равномерно распределяется во все направления, создавая ровное фоновое освещение. Такие светильники делают из прозрачного (полупрозрачного, матового) стекла, часто в виде шара.

Отраженный свет. Самый естественный и безвредный, благодаря тому, что направлен исключительно на отражающие поверхности стен и потолка. Попадая сначала в систему отражателей, установленных в таких светильниках, свет отбрасывается на потолок или стену, и только потом рассеивается в пространстве. Обычно в таких светильниках используют лампы высокой мощности.

Все светильники, если они на своем месте, хороши. Но гармоничное освещение в помещении можно достигнуть, только сочетая несколько светильников с различным распределением света.



Гостиная



Эту комнату принято называть парадной или общей. Многофункциональность этой комнаты ведет к тому, что мы хотим от нее то спокойной эмоциональной обстановки, то наоборот ? брызг шампанского и бесконечного отражения в бокалах. Необходимо учесть все, поэтому именно в гостиной обычно создаются несколько ?сценариев? света ? праздничный, будничный и т. д.

?Праздничное? (парадное) освещение, безусловно, достигается с помощью люстры. Лучше хрустальной, но это ? не обязательно. В остальное же время, чтобы не жечь ее многочисленные лампочки, желательно иметь освещение ?будничное?. (Экономия ? не единственная причина использования люстры каждый день).

Лучше всего разделить гостиную на функциональные участки, которые будут освещаться небольшими островками света. Например, возле мягкого уголка имеет смысл установить торшер, дабы подчеркнуть обособленность этого места. На журнальный столик ? водрузить настольную лампу. И так далее. Смысл ясен: осветить каждую зону подобающим образом. Здесь главное помнить ? светильник обязательно должен соответствовать своему назначению.

Кроме таких локальных островков, стоит подумать о фоновом свете, так как резкие контрасты света и тени утомляют глаза. Поэтому при просмотре телевизора или работе за компьютером, лучше всего включать ?общий? свет. Для фонового освещения используются светильники рассеянного света, например, светильник в виде шара из матового стекла. Либо напольные ? в форме чаши, направленной вверх. В крайнем случае, можно ?раскидать? по углам помещения торшеры с высокой ?ногой?. Это особенно важно в просторных комнатах. Лучше, если светильники будут оборудованы реостатами (темнителями). Это позволит регулировать освещение в зависимости от настроения, погоды или времени суток.

Архитектурные изыски, такие как камин или декоративная кирпичная кладка, будут выглядеть загадочно и таинственно, если подсветить их маломощными скрытыми светильниками. Так же можно подсвечивать какие-либо коллекции, книжные полки, мебель и др. Естественно, такая функция, как освещение отходит здесь на второй план, отступая перед эстетическими или даже архитектурными свойствами света. Поэтому такое освещение можно использовать только как дополнительное в сочетании с другими ? более мощными светильниками.



Кабинет



Традиционное и, тем не менее, самое оптимальное решение для кабинета ? люстра или напольный светильник в качестве общего света (в последнее время больше отдают предпочтение светильнику) и настольной лампе на рабочем месте.

Кабинет ? это та комната, где освещение должно быть особенно качественным. Здесь можно даже пожертвовать оригинальностью ради функциональности. Свет должен рассеиваться, может быть, даже несколько монотонно, равномерно освещая весь кабинет. Следует избегать направленного света и световых контрастов ? резкие переходы от света к тени утомляют глаза. Для рабочего места идеально подойдет лампа с регулируемым световым потоком. Она устанавливается так, чтобы свет падал сбоку, не создавая теней и не отражаясь от блестящих и глянцевых покрытий.

При работе на компьютере, кроме настольной лампы, рекомендуется всегда включать общий свет.



Кухня

Можно, конечно, взять первый попавшийся светильник и ?вздернуть? его точно в центре потолка. Правда, это не ?прибавит? к дизайну интерьера, а может быть, и ухудшит его. На кухне целесообразнее всего использовать несколько светильников, где каждый займет свое единственно правильное место. Особенно это актуально, если кухня маленькая. В таком случае можно вообще обойтись без общего света. ?Фон? будет создаваться несколькими светильниками, установленными в каждой функциональной зоне. Вообще-то, таких зон всего две, максимум ? три: рабочая зона, обеденный стол (если он, конечно, находится в кухне) и иногда ? барная стойка.

В рабочей зоне требуется особенно интенсивное освещение стола. Здесь применяются те же правила, что и для кабинета ? равномерно распределенный свет и никаких теней. Нужно проследить, чтобы световое пятно полностью покрывало рабочую зону ? поверхность стола, мойку и плиту. Предпочтителен нейтральный спектр ламп (см. цветопередача), дабы не искажался естественный вид продуктов. Согласитесь, неприятно, когда цыпленок вдруг приобретает синюшный оттенок.

Для освещения рабочей зоны эффективно использовать ряд одиночных светильников, закрепленных на потолке. Но низкие потолки лучше не перегружать. В этом случае их с успехом могут заменить точечные ? встроенные в карниз над верхним краем навесных шкафов ? смотрится, кстати, очень современно. Если же на кухне нет навесных шкафов, то освещение можно устроить на среднем уровне. Например, ряд светильников разместить вдоль стены. Тут не особенно важно, какие это будут светильники (что дает больше простора для экспериментов и фантазии), главное, чтобы они гармонично вписывались в интерьер кухни.

Над обеденным столом отличным решением может быть подвесной светильник. Лучше, чтобы его высота регулировалась. Если светильник поднять выше, это сразу же делает застолье праздничным и торжественным. Если опустить его пониже к столу (чуть вышå

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com