Технологии строительства и деревообработки.

Свет и тень

Минимализм в светодизайне

Владимирова Н. Свет и тень // Ватерпас. 2001. №1-2. C.68-72

Сложно переоценить влияние японской культуры на современный дизайн. И, если влияние это было ощутимо, начиная уже с середины XIX века, с той поры, когда европейцы познакомились с самобытной культурой Японии и попали под ее обаяние, то в последние десятилетия XX века оно приобрело глобальные масштабы.

Сначала заговорили о минималистических тенденциях в дизайне, а затем речь уже шла о формировании нового стиля, который затрагивал все сферы культуры: архитектуру, предметный дизайн, моду, музыку... И хотя, нельзя исключить влияния культуры скандинавских стран на формирование нового стилевого направления, японские корни этого явления были ясны изначально. Наверное, суровые природные условия заставили и японцев, и скандинавов увидеть истинную красоту в простоте и рациональности.

Конечно, причины всеобщей любви к минимализму самые разные. С одной стороны, традиционное для творческой интеллигенции увлечение восточными философией и религией, а с другой, прозаический интерес западных производителей к японскому рынку. Ведь по статистике, средний японец тратит на предметы интерьера в год больше, чем немец, итальянец или француз и отвоевать свою нишу на восточном рынке ? заветная мечта любой европейской, в том числе и итальянской фабрики. Каждая европейская фирма-производитель ежегодно готовит коллекции мебели, светильников или интерьерных аксессуаров ориентированные на вкусы японских потребителей.

Минимализм стал модным стилем и, разделив судьбу всех своих предшественников [альтернативных стилей от панка до гранжа], был поглощен буржуазной культурой. Этот стиль сегодня ассоциируется с эксклюзивностью и богатством. То есть стал полной противоположностью своей сути.

Ведь в основе этого явления лежат исконно японские понятия: ?ваби? ? осознанная простота, бедность; ?саби? ? тень, грусть, ?всеобъемлющая печаль, пронизывающая весь мир?, и ?дзими? ? беспретенциозность. Эти важные категории японской эстетики, вернее, их комплекс, распространяются на- все сферы жизни японца, в том числе и организацию жизненного пространства.

Но все же хочется верить в искренность европейских дизайнеров, ведь минимализм ? это тяга к чистоте и совершенству, а желание уйти от назойливости предметного мира есть всегда, в нашей же информационно перегруженной реальности оно особенно актуально.

С точки зрения принципов формообразования, в минимализме все предельно ясно: строгие, идеально простые формы, очищенные от декора и деталей. Все, что скрывает основную, четко и ясно выраженную композиционную идею, оказывается лишним. Выхолощенная красота геометрии. Цвета ? сдержанные, почти монохромная гамма; фактуры и текстуры ? естественные, ? составляющие интерьера в стиле минимализма, с точки зрения обывателя, предельно просты. Но это только на первый взгляд. Ведь достичь гармонии минимальными средствами, задача сложная и достойная истинного мастера, ведь в таком интерьере каждая деталь значима, любая случайность разрушает совершенство творения.

Минимализм ? это работа с основными категориями: пространством, линией, фактурой и... светом. И здесь мы приближаемся к одной из самых сложных составляющих минималистического интерьера. Для европейца проблемы освещенности всегда сводились к простой формуле: ?чем больше, тем лучше?. Большие окна, яркие светильники. Свет ? это благо, основа и непременное условие жизни. ?Есть только жизнь и свет, ни тьмы, ни мрака нет...? ? писал Арсений Тарковский, и эта фраза выражает болезненное неприятие западной цивилизацией теневой стороны жизни. Для восточной традиции свет и тень (инь и янь) едины, в их целостности и заключается гармоничное равновесие мира. ?Тьма вещей несет на себе инь и обнимает ян, столкновением противоположного эфира достигается гармония? (из трактата ?Хуайнаньцзы?]. Именно во взаимодействии света и тени, в их игре видят японцы истинную красоту и гармонию. Этот принцип используется и при создании интерьера.

Представления японцев о красоте сформировалось из их религиозного и жизненного опыта: их предки, живя в плохо освещенных помещениях, однажды открыли для себя красоту и мистическое значение тени. Они научились воспринимать не только ?свет?, но и ?тень?, как эстетические категории и использовать их для создания дизайна среды. Чтобы хоть немного приблизиться к национальному японскому пониманию пространства и композиции обратимся к классическому эссе японского писателя Танидзаки Дзюньитиро ?Похвала тени?. Танидзаки утверждает, что строя свое жилище японцы ?прежде всего, раскрывают над ним зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а уже в тени устраивают себе жилье?.

На пути солнечных лучей японцы воздвигают преграды: пристроенные перед жилыми комнатами навесы, веранды, окна закрывают бумажные раздвижные рамы. Неяркий рассеянный свет очень ценим японцами, и именно его игра оживляет безыскусную простоту японской гостиной. ?Тонкое неясное освещение, когда робкие неверные лучи внешнего света, задерживаясь на стенах гостиной, окрашенных в цвета сумерек, с трудом сдерживают здесь последние дыхание своей жизни...? (?Похвала тени?).

Именно такой нюансный принцип освещения, создающий ощущение зыбкости и иллюзорности бытия, созвучный буддистским представлениям о законах мироздания, и характерен для минималистической традиции.

Игра света и тени в пространстве для архитектора-минималиста предпочтительней всяких украшений. Серые, охристые тона стен, их грубоватые фактуры наполняет жизнью мягкий свет, и каждый фрагмент интерьера приобретает свой нюанс ?тени?.

?Пустота? минимализма позволяет архитектору сделать роль света (вернее, взаимодействия света и тени) ведущей. Поэтому дизайн светильников в таком интерьере вторичен. И хотя коллекции в ?минималистической? стилистике (то есть предельно простые по форме и практически лишенные цвета) создают уважающие себя фирмы, важнее общие принципы организация освещения ? драматургия света.

Японцы затягивали окна белой непрозрачной бумагой (которая служила своеобразным ?фильтром? для ярких солнечных лучей) и тем самым получали мягкий рассеянный свет. Светильники также делали из специальной рисовой бумаги. Некоторые современные японские дизайнеры и сегодня используют старинные технологии в своем творчестве.

Например, японский дизайнер Матоми Сато создал уникальную коллекцию светильников, используя традиционную японскую бумагу Mino. Эта бумага уже более 1300 лет производится в Cifi, одной из центральных областей Японии. В прошлые веке Mino делали окна, светильники, а также раздвижные перегородки ?shoji?, являющиеся одной из наиболее характерных особенностей японского дома. В моделях светильников, предложенных Матоми Сато, используются также фетр (светильник ?Now 12?), бамбук [светильник ?Now 18?], рисовая бумага.

Матоми Сато, будучи истинным японцем, свято чтит традиции, но в то же время использует старинные материалы и технологии для создания моделей в модернистском ключе. Такое смелое и в то же время органичное сочетание старого и нового очень характерно для японского дизайна.

Еще один яркий пример ? творчество молодой японки Хироми Ким. В нем причудливо соединились японская поэтика, традиционная монохромность и интерес к ?отходам цивилизации? (в ее работах используются ?вторичное сырье? ? пластиковые бутылки, старые коробки...) Работы Хироми Ким поразили даже видавших виды итальянских дизайнеров. Светильник Smile, smile, smile (?Улыбнись, улыбнись, улыбнись!?) состоит из легких прозрачных колокольчиков, дрожащих от легких порывов ветерка и источающих мягкий свет.

Но это японцы... Многие европейские дизайнеры не избежали соблазна создать коллекции в ?японском? стиле.

?Пиком? популярности минимализма в дизайне света стал 2000 год. И хотя на Миланской выставке EUROLUCE 2000 таких моделей было немного, в коммерческих каталогах большинства итальянских фирм-производителей можно было увидеть светильники очень простых форм, и, главное, исключительно из молочно-белого или прозрачного стекла. Многие именитые дизайнеры создавали модели, которые смело можно назвать минималистическими. Например, знаменитый торшер Филиппа Старка ? простой белый конусообразный плафон на тонкой ножке и маленькая палочка ? рычажок-выключатель. Можно сомневаться в стилистической аутентичности этих моделей. Но отсутствие цвета и простота форм делают эти светильники приемлемыми элементами интерьеров в стиле минимализма.

Современные средства освещения намного расширили возможности светового дизайна.

И, если традиционный японский интерьер освещался с помощью потолочного светильника, расположенного в центре комнаты, то в интерьерах современных японских архитекторов чаще всего свет ?скрытый?.

Еще больше возможностей для ?игры? со светом дают модульные пространственные системы освещения. Такие системы производят многие фирмы, например знаменитая немецкая фирма STUFF или итальянская ? METALSPOT.

Минимализм не склонен демонстрировать средства, важен результат. Поэтому используются разнообразные системы подвесных потолков со встроенными светильниками. С помощью незаметных светильников, искусно встроенных в плоскости потолка или стен, дизайнеры не только получают рассеянный свет, но создают удивительные визуальные эффекты.

Самый замечательный пример мастерского использования освещения ? творчество великого японского архитектора-минималиста Тадео Андо.

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать...

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com