Прошлое и настоящее фахверкового дома
Из опыта строительной технологии в Германии
Ивашко Ю. Прошлое и настоящее фахверкового дома // Будмайстер. 2001. №10. C.10-11
Эти контрасты в архитектуре заметны и в городах Баварии. Исторические города и поселки этой самой южной земли Германии производят на туристов неизгладимое впечатление, а некоторые идеи могут пригодиться и нашим владельцам особняков и коттеджей. Тем более, что в будущем удивить какими-то оригинальными архитектурными идеями будет все сложнее. Судя по последним проектам коттеджного строительства, одни украинские архитекторы предпочитают традиции, а другие - явный авангард. В многочисленных каталогах, журналах, газетах и на выставочных стендах Киева и других городов Украины можно увидеть новый дом "под готику", в классических или народных традициях или, к примеру, оригинальное сооружение, более напоминающее "летающую тарелку", чем обычное жилище. Иные владельцы, чтобы удивить друзей, соседей и в первую очередь себя, заказывают проект за рубежом. А вот таких коттеджей, какие мне довелось увидеть в деревушке Обераммергау в предгорье Альп, у нас, похоже, пока еще нет.
Наверное, где-то в глубине души баварцы сентиментальны, иначе как бы у них появилась идея разрисовывать стены своих домов? Причем не просто разрисовывать, а изображать на стенах целые картины: это и сюжеты из сказок братьев Гримм, и шутливые сценки сельских пирушек. Такие картины выполнены на очень высоком профессиональном уровне (это вам не какой-нибудь "кич"!) и украшают большинство домов в Обераммергау, привлекая множество зарубежных туристов. Фантазия архитекторов поработала здесь на славу: попробуйте-ка расписать картинами целую деревню, да так, чтобы, с одной стороны, и сюжеты не повторялись, а с другой - чтобы целая улица таких разнообразных домов выглядела гармонично. Помимо картин, на стенах домов присутствует и альфрейная живопись, имитирующая объемные колонны, складки ткани или традиционный каменный руст на углах домов.
Если же исключить все эти элементы декоративного убранства экстерьера, следует признать, что и по своему архитектурно-композиционному решению, и по планировке, и по набору строительных материалов все эти дома очень просты и традиционны. За редким исключением - малоэтажные, прямоугольные в плане, стоящие торцом к улице. Верхний мансардный этаж - чаще всего с балконом, стены белые, кровля из традиционной глиняной объемной черепицы или, в редком случае, из металлических листов, имитирующих цвет черепицы. Деревянные наружные конструкции крыши украшены затейливой резьбой, так же как и ограждения балконов. Непременной принадлежностью таких домиков являются деревянные оконные ставни, цветники перед домом, на окнах и балконах. В цветниках перед домами на высокие шесты насажены большие круглые синие шары, вроде елочных. Это тоже чисто баварская традиция: в свое время король Баварии именно таким образом представлял себе райский сад.
Среди большого числа расписанных домов с прямоугольным планом и скатной крышей есть и не расписанные, с гранеными башенками-эркерами, увенчанными высоким шпилем и флюгером. В таких домах балконы могут устраиваться не в мансарде, а на всю длину фасада.
Вполне вероятно, что некоторые из наших туристов, насмотревшись на оригинальные "домики-книжки" (а как иначе назвать здание, на стенах которого в хронологической последовательности изображен сюжет сказки?), пожелают построить такой дом и где-нибудь, скажем, под Киевом...
В старинном городке Нордлинген сохранились такие дома, построенные еще в XV-XVI веках. И что примечательно: они до сих пор исправно служат по своему прямому назначению! Хотя город этот особенный, прежде всего, потому, что это город-музей. Там почти нет современных построек, а те, что есть, удачно вписаны в историческую среду города. Здесь, например, можно увидеть дом-мельницу, построенный в 1457 году, и дом-красильню кожи и тканей, построенный в 1757 году, средневековую ратушу и городской собор. Главное, на что обращают внимание туристы, это отличное состояние всех без исключения средневековых домов, которые строились из традиционных материалов: в ход шел натуральный кирпич с известью и строительными отходами. Все опоры и перекрытия были из дерева. В целом же для домов был характерен узкий высокий щипец и фахверковая конструкция.
Как известно, в старину за землю платили налог, и потому один этаж " лесенкой" нависал над другим, причем этажей в таком доме могло быть несколько. Кстати, средневековый опыт строительства может пригодиться тем современным застройщикам, которые возводят дома на узких и длинных участках.
Так как все конструкции в старину были деревянными, древесину для прочности подготавливали особым образом. Для деревянных конструкций применяли дуб и лиственницу, которые заготавливали зимой, а затем около десяти лет выдерживали в воде. Когда триста лет назад вышел указ, направленный на борьбу с частыми пожарами, фахверковую конструкцию стали покрывать слоем цемента. Сейчас этот слой цемента снимают.
В исторических городах вроде Нордлинге-на настоящей проблемой была осадка зданий. Например, некоторые дома стоят над подземными источниками. За несколько веков вода постоянно подмывала участки стен и просачивалась в подвал, так что дома действительно стали "косыми", наклоненными, что заметно и по фасадам. Сегодня такие здания отреставрированы. В домах была устроена современная гидроизоляция и керамический дренаж, наклонные полы выровняли, хотя снаружи они и сейчас кажутся расположенными под углом. Кстати, от подобных проблем страдают и старые киевские здания, где осадку фундаментов и стен можно легко заметить на фасадах по деформации кирпичной кладки и оконных проемов и дверей.
В исторических городах Германии реставрацией и восстановлением старых зданий занимаются не только городские власти, но и сами владельцы. Например, владелец одного из домов в Нордлингене получил даже медаль за реставрацию своего дома. Процесс реставрации старых зданий контролируется органами охраны памятников, а при проведении реставрационных работ четко соблюдаются правила застройки в исторической части старых городов. Поэтому и не удивительно, что дома в Нордлингене выглядят ничуть не хуже, чем двести лет назад. Как и в старину, в качестве кровельного покрытия повсеместно используется керамическая черепица - плоская и объемная. В первоначальном виде сохранены и деревянные конструкции, а вот окна и двери в домах, так же как и их интерьер, - современные.
На замене окон в таких средневековых домах мне хочется остановиться более подробно. Прежде всего потому, что для Киева, да и для других исторических городов Украины эта проблема тоже весьма актуальна. К сожалению, сегодня нередко можно увидеть, как при замене старой столярки киевских домов на новую иногда не слишком утруждают себя подбором более сложного или более дорогого оконного профиля какой-нибудь стрельчатой готической формы и подгоняют оконный проем под окно, а не наоборот. Такой дом со стрельчатыми оконными проемами и прямоугольными окнами в них всегда выглядит непривлекательно. В старых домах в Германии такого просто не может случиться. Туристам, посещающим Нордлинген, показывая круглые окна в одном из домов, подчеркивают, что владелец не мог подобрать соответствующие окна в Германии и завозил их из Польши.
Применение новых окон необходимого профиля ничуть не портит внешний вид здания. Многокамерная оконная система обеспечивает хорошую изоляцию, а специальная долговечная изоляция защищает помещения от сквозняка. Очень распространены окна из ПВХ, хотя есть и деревянные, и алюминиевые. Иногда, когда это действительно необходимо, окна в старых зданиях могут быть декорированы под дерево. Среди преимуществ окон из ПВХ называют ударо-прочность, устойчивость к старению и климатическим воздействиям. Крупные немецкие фирмы изготавливают окна из специального ПВХ с низкой, по сравнению с древесиной, теплопроводностью. Такие окна не нужно красить, они имеют гладкую поверхность и легко чистятся специальными моющими средствами. Одна из немецких фирм предусмотрела в конструкции своих окон пять уровней шумоза-щиты - от 50 до 70 дб, причем каждому уровню соответствует свой класс шумозащиты - от конструкции со сплошным фальцем и средним уплотнением до двойного спаренного окна. Каждая немецкая фирма предлагает свою оконную систему. Окна одной из них имеют трехкамерную систему с толщиной стеклопакета от шести до пятидесяти четырех миллиметров, причем виды стекла могут варьироваться (стекло звукоизоляционное, теплоизоляционное, триплекс). В подобной конструкции надежности крепления оконной фурнитуры удается достичь благодаря толстым стенкам профиля. К оконному профилю шурупами крепится металлическая арматура, обеспечивающая прочность материала на разрыв, хорошее водоотведение обеспечивает гладкий косой фальц, а за счет скосов и закруглений удается достичь различных очертаний окна. Владельцы некоторых старых домов Нордлингена отдали предпочтение наклонно-поворотным окнам. Такие окна могут быть полностью открыты, если требуется быстро проветрить помещение. А в наклонном положении служат одновременно целям вентиляции и безопасности. Наружную поверхность наклонно-поворотного окна можно чистить из комнаты из поворотной позиции окна. При полностью открытом окне через него можно осуществлять эвакуацию людей из помещения.
Некоторые изготовители пошли еще дальше и предусмотрели устройство для экономного проветривания, которое закладывается в конструкцию окна. Для безопасности детей предусматривают оконный замок и ограничитель открывания. В окнах со спаренными переплетами между стеклами можно устанавливать жалюзи. Металлические части окон время от времени смазывают для достижения легкости хода.
К подбору окон, соответствующих внешнему облику дома, в Германии относятся очень серьезно. Даже цвет оконных рам и характер переплетов подобраны настолько удачно, что не выглядят чужеродными. Так что многие идеи старинных домов Германии - как в плане архитектуры, так и реставрации и модернизации - можно позаимствовать и нам.