Технологии строительства и деревообработки.

Архитектура эсперанто

Российский загородный дом: вернакуляр эпохи глобализма от Дмитрия Гажевского

Гишар О. Архитектура эсперанто // Интерьер + дизайн. 2002 . №12. C. 230-137

Архитектор Дмитрий Гажевский доказал, что, используя традиционный материал и сложившиеся языки, можно создавать оригинальную архитектуру.



Современная архитектура,подражающая национальному жилью, появилась на Западе в 70-х годах XX века на волне возвращения к гуманистическим ценностям и была названа стилем вернакуляр. Для России вернакуляр ? это изба с современным пространством внутри сруба. Дом, построенный Дмитрием Гажевским, вернакуляром не является, поскольку четких ассоциаций с избой в нем нет. Он ? не русский, не финский, не шведский, не японский. Понемногу взято отовсюду. Это своеобразный архитектурный эсперанто, вернакуляр эпохи глобализма, когда национальные различия в архитектуре потихоньку исчезают. От русской избы здесь готовый сруб со скатной крышей и двумя световыми фонарями. От японского дома ? медитативное складывание графичных деревянных поверхностей из палочек, планок и брусков. От скандинавского ? облицовка части стен белеными сосновыми досками и камин в центре большого пространства столовой-кухни. Но все эти национальные черты сглажены, стерты, переварены. Стены сруба одеты изнутри и снаружи разнообразной деревянной облицовкой, так что даже намека на бревна не осталось. Япония заметна на темном фасаде, но неочевидна в интерьере, где преобладают светлая сосна и рыжая лиственница. Единственное, что сообщает этому дому традиционный вернакулярный характер, ? это сосредоточенная работа с местным материалом ? в данном случае деревом. Такое впечатление, что архитектору доставляет удовольствие наблюдать, как соединяются между собой разнообразные планочки и реечки, какие они образуют узоры, решетки и структуры, как горизонтальные реечки стыкуются с вертикальными, как многочисленны и разнообразны эти стыки. Два года назад на выставке Экспо в Ганновере всемирно известный швейцарский архитектор Питер Цумтор представил конструкцию из деревянных брусков. Она демонстрировала, что изначальный смысл архитектуры сводится к соединению двух кирпичиков тем или иным образом и к созерцанию этого соединения. Что-то подобное происходит в доме Гажевского. Архитектор заворожен ритмичным складыванием поверхностей, как нанизыванием бус. Где-то ритм более мелкий ? в облицовке, в перегородках, где-то он крупнее ? в стеллажах и лестницах. Но принцип погруженности в неспешный ритм везде одинаков. Именно этим замечателен и необычен этот дом.

Внутреннее пространство дома ? современное, удобное, без особых архитектурных дерзостей. В доме три уровня. На первом этаже ? парадные комнаты: гостиная, столовая и прихожая. Соединенные большими проемами, они выстраиваются в анфиладу. В подвале уместились ванная, санузел, бойлерная, тренажерный зал, комната отдыха. На втором этаже, как обычно, размещены кабинет, три спальни, санузел. Над санузлом ? антресольный этаж ? своеобразные полати для гостей, если их окажется очень много.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com