Природа в ведении
О развитии ландшафтной архитектуры
Ларина Л. Природа в ведении // Карьера. 2001 . №11. C. 118-121
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ? ЗАНЯТИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ. СОЗДАТЕЛИ САДОВ И ПАРКОВ ДЕРЖАТ В УМЕ ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ, НО ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ЭТОЙ ИДЕИ С УТРА ДО ВЕЧЕРА КОПАЮТСЯ В ГРЯЗИ. ОНИ ЗАТРАЧИВАЮТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА ТОЛЬКО ЗАТЕМ, ЧТОБЫ ИХ УСИЛИЙ НЕ БЫЛО ВИДНО ВОВСЕ. ОНИ ОДНОВРЕМЕННО ? ХУДОЖНИКИ И ЧЕРНОРАБОЧИЕ, КОНСТРУКТОРЫ И БОТАНИКИ. ОНИ ИСКУССТВЕННО СОЗДАЮТ НЕЧТО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ТРЕПЕТНОЕ И ЖИВОЕ.
Ландшафтная архитектура ? профессия не менее древняя, чем самые древнейшие. Одним из ее родоначальников можно считать автора висячих садов Семирамиды. Самым, пожалуй, легендарным архитектором-садоводом по сей день остается Андре Ленотр, автор Версальского парка. Ленотру повезло с заказчиком: Людовик XIV не сильно вмешивался в его работу и не жалел денег. Позже говорили, что парк Версаля до основания истощил казну Франции.
?Король-солнце? дал пример на столетия вперед: после него вся европейская знать непременно окружала свои жилища парками, чему подтверждением ? пригороды Петербурга и московские Кусково и Архангельское.
Специалист должен не только рисовать эскизы, но и знать законы геоботанических сообществ, динамику роста растений, их совместимость, сотни других вещей.
Большим поборником садово-паркового искусства был Иосиф Сталин. Городские парки в эпоху социализма несли идеологическую нагрузку ? они воспринимались как прообраз коммунистического рая. При Сталине в Лесотехническом институте в Москве (нынешний Московский государственный университет леса) работал факультет озеленения. При Хрущеве его закрыли. Год назад он открылся снова. Сейчас там конкурс пять человек на место.
Все ? в сад
С середины 1950-х в нашей стране профессии ландшафтного архитектора как бы не существовало. В государственном реестре профессий ее нет до сих пор. В годы застоя в Моспроекте специалистов данного профиля называли ?зеленщиками?. Потом, чтобы благородней звучало, их переименовали в ?дендрологов?. (Дендрология ? область ботаники, занимающаяся древесно-кустарниковыми породами, очень важная, но далеко не единственная составляющая ландшафтной архитектуры.)
Положение кардинально изменилось лишь в последние пять-шесть лет. В России появились состоятельные заказчики, которые могут позволить и большой загородный дом, и парк за 30?50 тысяч ?зеленых?. Спрос рождает предложение ? сотни фирм по всей стране предлагают самый широкий спектр услуг по ландшафтному дизайну, многочисленные курсы гарантируют получение престижной профессии. Но ценятся в первую очередь и вузы с традицией, и специалисты со стажем.
?В России за послевоенное время сложились две школы ландшафтной архитектуры, ? рассказывает Ирина Давыдова, гендиректор Центра ЭФ Дизайн. ? Они представлены старейшими нашими вузами: МАРЖИ, с одной стороны, и Московским государственным университетом леса и Академией лесного хозяйства в Санкт-Петербурге ? с другой. В МАРЖИ большое внимание уделяют графической подаче проектных предложений. Преимущество лесотехнической школы ? в сильном преподавании растениеводческих, ботанических и инженерных дисциплин. Я ? представитель именно этой школы. Те знания, которых мне не хватало, я добрала самостоятельно: три года слушала в Строгановке курс истории искусств.
В нашей профессии художественное проектирование неотъемлемо от понимания природы. Специалист должен не только рисовать эскизы, но и знать законы геоботанических сообществ: почему в одном месте заболотилось, а в другом ? растет пырей. Он должен учитывать колористические особенности ансамбля и перспективные искажения, знать динамику роста растений, их совместимость, сотни других вещей.
? Говорят, рядом с домом Билла Гейтса посадили вековые дубы. Но садовники что-то напутали ? и дубы аккуратно пересадили на сантиметров пятьдесят в сторону. Есть ли в России специалисты, готовые решить подобные задачи? ? спросила я Ирину Давыдову.
? Специалисты, может быть, и есть, ? ответила она, ? но дубов нет. Их же надо специально выращивать, каждый год особым образом обрабатывать корни. Дуб хоть и могуч, но очень раним. Даже если рядом с ним выроют котлован, он жить не сможет. Только питомники со столетней историей могут справиться с таким проектом.
Ирина Давыдова ? потомственный ландшафтный архитектор. Она занималась и бумажным проектированием, и практическим озеленением, руководила кооперативом, выращивала и сама продавала редкие цветы на Арбате. Сегодня г-жа Давыдова ? гендиректор Центра ЭФ Дизайн, у которого несколько направлений работы: флористика, ландшафтное проектирование и подготовка кадров. Желающие могут записаться на ускоренные и базовый курсы.
Женщинам ? цветы
Для Елены Лукмановой и Татьяны Янчур из компании ?Пульс природы и К? ландшафтная архитектура ? второе высшее образование. Два года назад они окончили МАРХИ, двухгодичные курсы при кафедре ландшафтного дизайна.
?В МАРХИ учат комплексно, прежде всего художественному видению, ? рассказывают Елена и Татьяна. ? Там все науки даются в особом ракурсе, чтобы побудить человека к творчеству и раскрепостить фантазию.
Наша группа состояла из женщин разных профессий, возраст около тридцати. Одна просто любила природу, вторая выращивала дома цветы, третья возделывала огород на даче, четвертая собирала кактусы. Никто из нас не предполагал, что хобби может стать профессией. И вдруг представился шанс. Поэтому энтузиазм был дикий, мы очень старались. Мы и сейчас счастливы и отдаем любимому делу все время, какое только есть. Даже если мы не на объекте, все равно что-то рисуем или обсуждаем по телефону?.
В ландшафтной архитектуре сегодня очень много женщин ? и это притом, что профессии архитектора и садовника традиционно считались мужскими. Женщины ? учителя, инженеры, технологи всех форматов, оставшиеся не востребованными в новых экономических условиях, ? находят себя в совершенно новом деле. Это и хорошо, и плохо: хорошо, когда люди не ждут милостей от государства, а сами устраивают судьбу, плохо ? потому что в профессии сегодня много если не любителей, то, так сказать, свежих специалистов.
И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут
Наталья Гусева, ландшафтный архитектор фирмы ?Ланд Дизайн?, вуз закончила не так давно: ?Я училась в Университете леса, на лесном факультете, по специальности ?Инженер садово-паркового и ландшафтного строительства?. Это базовое образование, оно включает проектирование, ботанику, геодезию, зеленое хозяйство.
Работу я нашла легко. Обзвонила фирмы, которые есть сейчас на рынке, и одна из них меня пригласила. Опыта не было ? меня приставили к профессиональному ландшафтному архитектору учиться. Сейчас я работаю самостоятельно.
Наши заказчики ? в основном люди, имеющие свои дома в Подмосковье. Еще мы озеленяли московские заправки, дома отдыха. Процентное соотношение частных и общественных заказов ? три к двум?.
Сколько можно в этой области заработать?
?Во всех фирмах оплата разная, ? говорит Наталья Гусева. ? Молодой специалист вправе рассчитывать на $150?200, опытные получают $400? 600 либо круглый год, либо по сезонам ? процент (от 10% до 30%) от стоимости сданного объекта?.
Впрочем, можно заработать и больше: если открыть собственную фирму или напрямую выйти на заказчика ? от $2? 3 тыс. за проект приусадебного парка и до нескольких десятков тысяч у.е. за его реализацию. Сам же сад ? удовольствие недешевое. Стоимость искусственно созданного ландшафта ? от $2 тыс. за сотку.
Россия, конечно, не Англия, где благодаря Гольфстриму растет все: рододендроны из Непала, эвкалипты из Тасмании, кедры с Аляски и фейхоа из, Бразилии. Но некоторая красота (ее обычно называют неброской) нашей природе тоже свойственна, и настоящему художнику есть где развернуться.
Профессиональное сообщество ландшафтных архитекторов сейчас в процессе становления. Вот уже третий год, в сентябре, в Архитектурно-строительном центре ?Дом на Брестской? (2-я Брестская, 6) проходит выставка-конкурс ?Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома?. Она дает реальное представление о состоянии отрасли. Для сравнения: по Интернету услуги предлагают 300 компаний, а представить свои проекты на конкурс рискнули только 70. Так что у нас в стране, ландшафтная архитектура только начинается.
ГОЛОС БОССА
Ирина Алексеева, зам. гендиректора фирмы ?Харпак? (ландшафт, малоэтажное строительство):
?Я возьму на работу человека с нестандартным мышлением, который бы сочетал знание ботаники и дизайнерский подход. В этом изюминка нашей компании ? неожиданное художественное решение плюс четкое, безукоризненное по технологии воплощение. Принимая на работу, мы не делаем различий по половому признаку, но в основном у нас работают женщины 25?35 лет?.
Ирина Давыдова, гендиректор Центра ЭФ Дизайн:
?У меня на первом месте ? этические требования: надо, чтобы человек был порядочный, чтобы с ним было приятно работать. Ответственный, творческий, квалифицированный, с опытом, с высоким уровнем профессиональных навыков. Но мы можем принять и со школьной скамьи, если видим, что у человека есть потенциал и его можно развить?.
Наталья Гусева, ландшафтный архитектор, компания ?Ланд Дизайн?:
?Мне интересны люди целеустремленные, талантливые, полные сил и идей. Можно даже без опыта: если на работе гореть, опыт приобретается очень быстро?.
Надежда Сухова, ландшафтный архитектор компании ?Лайт Виктория?:
?На работу я бы взяла просто творческих людей. Вообще, в идеале над созданием сада или парка должны работать два специалиста: архитектор и ботаник. Ботаник умеет ухаживать за растениями, а архитектор ? строить композиции?.
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ПРОФЕССИЮ
Ирина Алексеева, зам. гендиректора фирмы ?Харпак?
(ландшафт, малоэтажное строительство):
?Наши заказчики ? это суровые мужчины, занимающиеся трудным бизнесом. И вдруг в них просыпается любовь к живому, к природе, цветочкам. Один клиент, кажется никогда не задумавшийся о любви, признался: ?Я их так не хотел, а теперь ужасно полюбил?. При этом поливал он даже не розы, а кустарники. Это было так трогательно. За такие минуты я свою профессию и люблю?.
Елена Киржнер, зам. директора мастерской ландшафтного дизайна ?Аркадия?:
?Люблю за то, что она позволяет быть максимально близко к природе?.
Наталья Гусева, ландшафтный архитектор, компания ?Ланд Дизайн?:
?Профессия позволяет мне реализовать себя, раскрыться как художнику. Приятно наблюдать, как воплощается в жизнь созданный на бумаге проект. Прекрасные растения, которые мы сажаем, кардинально меняют качество жизни?.
Надежда Сухова, ландшафтный архитектор компании ?Лайт Виктория?:
?Люблю за разнообразие, за то, что один объект не похож на другой.
Редко в какой области можно увидеть результат своего труда за один сезон. Вначале заказчик говорит: ?Неужели по этой грязи когда-нибудь можно будет гулять?? Зато потом, когда все готово, в его глазах детская радость. Ради этого и работаем?.
Елена Лукманова, ландшафтный дизайнер, компания ?Пульс природы и К?:
?Когда из живых растений создаешь уголок природы, на тебя нисходят удивительные покой и умиротворение. Несмотря на большие трудности и усталость, работа приносит много радости?.
ЗА ЧТО Я НЕ ЛЮБЛЮ СВОЮ ПРОФЕССИЮ
Ирина Алексеева, зап. гендиректора фирмы ?Харпак? (ландшафт, малоэтажное строительство):
?Это тяжелый труд. Мы делаем все под ключ: предпроектные натурные исследования, проектирование. После этого ? стадия воплощения, дренажи, перемещение грунта, укрепление склонов. Грязная работа. Мы очень много ездим по Подмосковью, заняты полный световой день, устаем?.
Елена Киржнер, зам. директора мастерской ландшафтного дизайна ?Аркадия?:
?Не люблю, что иногда природу своими руками приходится переделывать, ведь лучше всего ее не трогать, оставить в первозданном виде?.
Любовь Степанова, ландшафтный архитектор фирмы ?Харпак?:
?Не люблю, когда моим мнением пренебрегают. Такое не часто, но все-таки случается?.
Наталья Гусева, ландшафтный архитектор, компания ?Ланд Дизайн?:
?Бывает трудно чисто физически. Заказчики попадаются разные (хотя у всех профессионалов девиз один: клиент всегда прав), подчас они сами не знают, чего хотят. Трудно угадать их вкус и стиль?.
Елена Лукманова, ландшафтный дизайнер, компания ?Пульс природы и К?:
?Страдают наши семьи: мы редко бываем дома. Наши заказчики хотят красоты, не всегда понимая, что она невозможна. Например, хотят пустыню, а на участке ничего, кроме болота, не сделаешь, и никакие осушения не помогут. Самая большая проблема ? убедить заказчика, что наше предложение оптимально для его участка?.
ТЕСТ
1. По ночам я довольно часто
а) вижу цветные сны;
б) вижу черно-белые сны;
в) слышу голоса.
2. Чтобы расслабиться, я предпочитаю:
а) смотреть на звезды и облака;
б) прогуливаться по вечернему городу;
в) послушать музыку.
3. При выборе автомашины самое главное
а) объем двигателя;
б) состояние кузова;
в) цвет.
4. При переходе улицы вы краем глаза видите поворачивающий автомобиль. Ваши действия:
а) уверенно продолжаете свой путь, не обращая внимания