Технологии строительства и деревообработки.

Ландшафтное проектирование: есть такой рынок!

Ландшафтное проектирование сада

Ковальчук И. Ландшафтное проектирование: есть такой рынок! // А.С.С.. 2002. №5. C.58-63














Вокруг домов должно быть все,







что составляет взора сладость:







Растенья всякие, вода,








пространства для занятий,







Роскошный вид, газон, дуб, виноград,

Спортивные снаряды








и решетка барбекю,







Петрушка в огороде и бассейна гладь

? Все, что в хозяине благом







дух Просвещения крепит







И в домочадцах вызывает радость.














Гарик ДЕРЖАВИН




Cаg полагается дому, как хлеб ? салу, "бо дурне сало без хліба". Это с одной стороны. С другой, народная мудрость гласит, что человек, не посадивший дерева, жизнь прожил зря. Так что сад нужен. Сад для дома ? энергетическая защитная оболочка, его аура. Это приграничная территория с особым статусом, нейтральная полоса. Она принадлежит и дому, а поэтому должна служить логичным его продолжением, и внешнему миру, а значит, не должна противоречить окружению. Решить эту двуединую задачу и призван ландшафтный архитектор.

ИСТОРИЯ


Сад в отечественной культуре ? явление традиционное. Был в ней и "садок вышневый коло хаты", и легендарные поместья, вошедшие в сокровищницу мирового садово-паркового искусства, и парки культуры и отдыха, и повальная эпидемия садово-огороднических товариществ. Но именно совковые шесть соток стали печальным свидетельством полного упадка традиций. Массивы так называемых дач в окрестностях Киева ? Глеваха, Нижние сады, Осокорки ? тому подтверждение. Горожане в первом поколении активно воспроизводили знакомый с детства сельский образ жизни, энтузиазмом выполняя продовольственную программу. "Дети асфальта" тупо копировали соседей-земледельцев, не задумываясь о том, нужна ли нам эта картошка, но других образцов просто не было. В результате ? тюльпаны вперемежку с огурцами вокруг кособокого домика из чего бог послал да груши-яблони. Конечно, определенную роль в освоении неудобий и укреплении здоровья граждан, благодаря свежему воздуху и физическому труду, "дачное движение" все-таки сыграло, но культура садовничества так и не привилась.

Справедливости ради надо сказать, что случались и исключения, например, дачи и усадьбы под Ужгородом, которые заставляли усомниться сноба-киевлянина в своей исключительности и столичности. Участки огораживались сеткой, не скрывавшей от взгляда прохожего ухоженный двор без привычного глазу склада битого кирпича и дров (авось пригодится), с маленькими альпийскими горочками вместо кондовых грядок с цветами, посаженных квадратно-гнезовым способом. Даже колышки для подвязывания растений были выточены по единому образцу и любовно раскрашены в разные цвета. Сказывалась близость Европы, влияние которой, увы, восточнее Ивано-Франковска уже не ощущалось.

НОВЫЙ СТАНДАРТ


С началом перестройки границы мировоззрения граждан расширились: стали доступны картинки из западной жизни. Соотечественники, совершавшие на границе 80-90-х бизнес-туры в Польшу, успевали заметить разницу в родимом и европейском пейзажах: газон, мощение, ограды, непривычные глазу красиво цветущие кустарники, цветочные бордюры. Новый дачный массив в Глевахе, появившийся в это время, отразил "плоды просвещения". Их владельцы были и помоложе основного контингента дачников, и продвинутее, и побогаче. Налицо попытка отказаться от огорода в пользу газона, и даже претензия на дизайн. Состарившиеся вместе со своими хозяевами и пришедшие в упадок дачки периода 70-80-х постепенно начали обретать новых владельцев, которые, вдохновившись обилием литературы и киновпечатлениями, стали пытаться применить все это на практике. С появлением "новых украинцев" появились новые стандарты. Отгрохав хоромы, новые домовладельцы переключили внимание на приусадебные участки и столкнулись с полным отсутствием рынка соответствующих услуг. Так начал формироваться спрос на ландшафтную архитектуру. Спрос рождает предложение. Нашлись энтузиасты, с готовностью заполнившие эту нишу, но дело не сразу пошло на лад. С одной стороны, оказалось, что специалистов этого дела в стране очень немного. В советское время их готовили всего три вуза, а соответствующие должности в организациях, занимающихся озеленением, занимали преимущественно выпускники строительных и лесотехнических учебных заведений. С другой стороны, энергичные и напористые заказчики ландшафтных услуг, не знавшие ни в чем отказа и имеющие неограниченные средства, с трудом смирялись с мыслью, что деревья за одну ночь не вырастают. Возражать им было бессмысленно, поэтому начинающие ландшафтники, боясь потерять клиента, шли у него на поводу, "делали ему красиво" со всеми вытекающими последствиями, да к тому же не всегда профессионально, что особенно очевидно стало по прошествии некоторого времени.

Тем не менее, новая сфера деятельности оказалась привлекательной, и многие неравнодушные к природе и искусству люди бросились осваивать эту профессию. К их услугам и в ответ на запрос рынка появились курсы ландшафтного дизайна, во многих вузах открылись кафедры ландшафтного проектирования, на которых можно получить за немалые, кстати, деньги второе образование. Один из многочисленных примеров ? актриса Елена Проклова, получившая диплом в Московском архитектурном институте после двухлетнего обучения в открывшейся при нем школе согэцу ? японского искусства пейзажа.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН


Цель ландшафтного проектировщика ? преобразование среды в соответствии с потребностями человека. Специфика заключена в самом предмете творчества, точнее в его многоуровневости. Первый уровень ? внешняя рамка ? это окружающий ландшафт, природный и культурный, далее идет собственно участок, на котором расположен частный дом или другой архитектурный объект, требующий благоустройства. Ландшафтный проектировщик в идеале должен работать со всеми этими уровнями, выстраивая архитектуру пейзажа. Дополнительную сложность привносит еще одна составляющая ? время: результат его труда по-настоящему можно оценить, когда пройдут годы.

Труд ландшафтного архитектора можно сравнить с режиссерским. Он всегда отталкивается от некоторой идеи, образа. Об образе сада и его композиции нужно думать, когда строительство дома только планируется. Дом и сад должны проектироваться как единое целое, помещенное в конкретное пространство, которое и задает контекст. К сожалению, на практике о саде вспоминают, когда дом уже стоит. И начинают сажать-сеять, не приходя в сознание, окружая дом чем попало, как правило, чуждым окружению, природе, традиции. В результате ? неуместные альпийские горки на фоне березовой рощи и нимфы с рогами изобилия среди подсолнухов. Каждый элемент сам о себе, без общего замысла, цельной концепции ? графической, живописной, психологической. И без определенного стиля. В таком окружении человек не может чувствовать себя хорошо. Ландшафтный архитектор специально обучен создавать пространство, в котором человеку комфортно. Ландшафтный дизайнер, как правило, решает более локальные задачи, например создание отдельного элемента сада ? альпинария или водоема.

ДИАЛОГ С ЗАКАЗЧИКОМ


Сегодня набравшимся мастерства и опыта специалистам приходится исправлять свои и чужие огрехи, и многие усадьбы переживают второй этап оформления и благоустройства. Возросла и потребительская культура. Сегодня заказчику уже не нужно объяснять, почему назавтра он не сможет получить картинку, как в журнале, или почему лучше заплатить $8 за посадку дерева в яму 1,5 x 1,5, чем ограничиться ямой 0,5 x 0,5, хоть это вдвое дешевле. Он знает, что крупноразмерное дерево лучше приживется при полной замене грунта, трата окажется оправданной.

Но и сегодня целостную концепцию участка никто не обсуждает, хотя это не только эстетически оправдано, но экономически выгодно и технологически целесообразно, ? например, можно планировать перемещение земляных масс по участку в процессе вертикальной планировки. До этого ни сознание заказчика, ни рынок еще не дошли даже в Москве, где ситуация гораздо более продвинутая.

Клиент очень редко в состоянии четко высказать свои пожелания к саду. О зонировании территории и о том, как можно проводить время на приусадебном участке и в саду, в 80% случаев рассказывает архитектор. Из заказчика приходится клещами вытаскивать информацию о том, что он любит, как обычно проводит время, приходят ли к нему гости, уважает ли он шашлыки и спортивные игры? Добытые сведения согласовываются с функцией, которую должен выполнять сад, и его размерами. По итогам длительных бесед заказчику предлагается концептуальный эскиз. Это не значит, что он должен слепо подчиниться видению архитектора. Это пролог к дальнейшему разговору. На этом этапе заказчик обычно входит во вкус, становится как бы соавтором проекта, предлагая новые идеи.

ПРОЕКТ


Далее лирику сменяет суровая инженерная практика. Эскиз накладывается на строгий топографический план. Привлекаются специалисты по вертикальной планировке территории, решаются вопросы отвода ливневых вод, удобства передвижения по участку, а также увязка высотных отметок проектируемой территории с уже застроенной. Именно на этом этапе закладывается структура сада, то, что будет являться главной эстетической ценностью сада в первое время: террасы, подпорные стенки, дорожки, аллеи, площадки. Рельеф, наличие водоема и другие особенности природного ландшафта могут как облегчить задачу по обустройству усадьбы, открывая возможности для оригинальных планировочных решений, так и многократно усложнить ее, поскольку вписывание в природное окружение и использование подарков природы в целях владельца требует часто серьезных мероприятий по инженерной подготовке, которые должны выполняться в первую очередь. Особенного внимания требуют участки с оврагами, заболоченные территории, участки с высоким уровнем стояния грунтовых вод; участки, которые нуждаются в благоустройстве береговой зоны и проч. Результатом беспечности становится подтопление дома, вымокание и гибель растений, вспучивание грунтов, размывание территории ливневыми потоками, оползневые процессы, ? так что в дальнейшем приходится переделывать буквально всю проведенную работу вплоть до перестройки дома.

В окончательном проекте находят отражение мероприятия по улучшению условий эксплуатации участка, перечень и расположение малых архитектурных форм, выделены функциональные зоны, места для работы и отдыха, детские и спортивные площадки, указаны типы мощения поверхностей, приводятся решения по электро- и водоснабжению. Отдельный пункт, самый важный ? дендроплан, то есть план посадки и породный состав растений.

ДЕРЕВА ВЫ МОИ, ДЕРЕВА


Аранжируя садовое пространство, специалист-дендролог учитывает множество аспектов. Предшествует всему анализ почвенных условий (механический и микроэлементный состав почвы, реакция почвенного раствора). Растения будут правильно развиваться и декоративно выглядеть лишь в том случае, если условия на участке соответствуют их экологическим требованиям. Принимаются во внимание стороны света, особенности местного климата, влажности. Учитывается и то, что сад имеет четыре времени года, приметы которых должны радовать глаз. Например, вид из окна на голые ветви деревьев усугубляет депрессию, которой все обычно подвержены зимой.

Когда проект готов, приступают к покупке запланированных растений. Посадочный материал приобретается в садовых центрах, которых сегодня официально зарегистрировано в Киеве около 30-ти. Сюда растения попадают из европейских (Польша, Венгрия, Германия, Голландия) и отечественных питомников, где в свою очередь их специально готовят к транспортировке и перевозке по специальным технологиям. Ассортимент этих растений необычайно широк, но не все растения популярны. Сегодня в моде экзотика. Редкие и прихотливые растения, например крупноразмерные цветущие магнолии и многолетние рододендроны, привозят в наши садовые центры под заказ. Стоимость их, понятное дело, высока, но энтузиастов достаточно. В садовых центрах можно приобрести и инвентарь, и удобрения, и литературу, и элементы мощения, и малые архитектурные формы ? разнообразные деревянные, чугунные и каменные конструкции ? перголы, беседки, садо

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com