О качестве проектирования
О качестве проектирования строительство Статьи по Проектированию лестница ограждения ступени Архитектура и строительство проектирование дизайна квартир постройка рекомендация Дизайн интерьера квартиры интерьер квартир ограждения из нержавейки статьи о лестницах
Бойко Н. О качестве проектирования . Строительство и реконструкция 6 мая 2003 (№ 5) С. 45
В начале апреля в Главном управлении градостроительства и архитектуры киевской городской госадминистрации прошел В«круглый столВ» на тему: В«О качестве современного проектированияВ». К участию в этом мероприятии были приглашены представители ведущих проектных организаций столицы. Открыл мероприятие, главный архитектор столицы Сергей Бабушкин.
О порядке внесения изменений в проект
Сергей Бабушкин отметил, что в настоящее время много внимания уделяется актуальным вопросам, направленным на сохранение памятников архитектуры. Однако большое значение имеет и качество проектных работ, т. е. той продукции, за которую несут ответственность проектные организации и архитекторы персонально.
Не менее остро сегодня стоит вопрос внесения изменений в проектную документацию. Мы часто говорим, что творческий человек имеет право вносить любые изменения в свой проект в ходе строительства. Согласен, архитектор имеет право, но все изменения необходимо вносить вовремя.
Не надо сначала строить, а потом вносить изменения. Всем известен определенный порядок работы над проектом: это вначале проектирование, затем, если необходимо вносят изменения и только после этого можно продолжать строить, в этом ничего страшного нет. Ведь в творческом процессе внесение изменений — неизбежно. Гораздо хуже было бы, если таких изменений не было бы. Как однажды запроектировал, так и построили, а ведь жизнь не стоит на месте. Появляются новые материалы, новые технологии строительства и не учитывать этого нельзя.
Существует и третья проблема — это В«хождениеВ» по городу так называемых В«готовыхВ» проектных предложений некоторых проектировщиков, предлагающих их различным застройщикам. Конечно, каждый проектировщик имеет право на свободное творчество, и заказчик имеет право выбора проектировщика — это не преступление.
Опасность этих проектных предложений состоит в том, что авторы предлагают только свое видение предполагаемого объекта и не учитывают существующую застройку.
Сегодня уже всем понятно, что без комплексной проработки участка застройки нельзя решить градостроительную задачу на перспективу по сохранению исторической среды города.
Многое зависит от совести архитектора
Валентин Ежов, директор ПТАМ В«В. ЕжовВ», говоря о проблемах, подчеркнул, что в настоящее время, в работе архитектора появилось много интересного. Однако появились ничем необъяснимые проблемы. Если раньше Главкиевархитектура имела в своем составе необходимые управления, то сейчас каждое бывшее подразделение - это отдельная организация со своими требованиями. Соответственно роль Главного управления архитектуры значительно снизилась.
Рыночные условия, предоставив свободу для творчества архитектора, одновременно поставили его в финансовую зависимость от заказчика. Но разрешение этой проблемы зависит от самого архитектора, от его совести. В данной ситуации проектировщик должен руководствоваться здравым смыслом, проектировать так, чтобы не навредить, корректно вписывать свой объект в существующую застройку.
Для решения проблем, необходимо финансирование
Евгений Лишанский, 1-й вице-президент корпорации В«СолидарностьВ», в ходе своего выступления отметил, что в свое время усилиями Главного управления архитектуры в Киеве была создана единственная в бывшем СССР, система непрерывного проектирования. Она включала в себя: Генеральный план, Генеральные планы развития отраслей народного хозяйства и отдельных элементов инфраструктуры как, например, комплексная схема развития транспортного комплекса, схема развития общественного обслуживания, схема размещения спортивных сооружений и т. д.
Следует отметить, что затем эти документы служили той основой, на которой Главное управление архитектуры планировала очередность работ по строительству объектов, определялась очередность проектирования.
Наличие такой системы привело к тому, что Киев был в то время центром, куда приезжали учиться проектировать и осуществлять комплексную застройку городов, со всего СССР.
Сегодня эта система полностью поломана. Хотя Генеральный план развития Киева разработан и существует, однако все последующие работы, заложенные в нем, не финансируются. В бюджете города нет денег на проектные работы, которые выполняет Главкиевархитектура. Все то, что делается сегодня в Градостроительном плане, делается только благодаря усилиям многих проектировщиков и заказчиков, и благодаря этому разрабатываются схемы развития отдельных элементов городской инфраструктуры. Централизовано эти работы не финансируются.
Имея постоянное финансирование для дальнейшей разработки детализации Генерального плана можно было бы постоянно вести работу по совершенствованию Градостроительной ситуации в городе. А то ведь у некоторых складывается впечатление, что Генеральный план разработан, и он больше не нуждается в дальнейшей доработке. Генеральный план — это основные направления, философия территориального развития, общие тенденции развития города
Исходя из этого, опыт показывает, что архитекторы вынуждены даже при проектировании весьма скромного объекта, рассматривать прилегающие территории, чтобы не допустить градостроительной ошибки.
Если говорить о роли Главкиевархитектуры сегодня, то в рыночных условиях она должна стать во много раз больше, чем при плановой системе хозяйствования.
В обсуждении проблем, вынесенных на В«круглый столВ» приняли участие: Валентин Исак, директор ПТАМ В«В. ИсакВ», Константин Кафиев, заместитель директора АО В«КиевпроектВ» и другие архитекторы столицы Украины.