Огонь, мерцающий в сосуде
Правильный подбор светильников для различных типов помещений
Завгородняя Е. Огонь, мерцающий в сосуде // Бизнес+... . . 18 ноября 2002 (№ 47) . С. 10-11
Если спросить специалистов о том, каким должно быть освещение в комнате, они расскажут о многих аспектах ? правильном градусе наклона светильника, достаточной мощности лампы, цветности света...
Человек, который бережно относится к своему здоровью, безусловно, учтет большую часть этих рекомендаций. Но решающим фактором в выборе светильника ? неважно, настольного, напольного или настенного ? все же будет: ?нравится - не нравится?. И неудивительно, ведь подбор источника света ? дело почти интимное.
От костра до галогенной лампы
То, что огонь не только греет, но и светит, наши далекие предки поняли очень быстро. Росписи на стенах пещер изрядно закопчены: художник освещал свое ?рабочее поле? смоляным факелом, закрепленным в щели. Только в средние века эстеты приспособили для этого изящные металлические крепления ? этакий прообраз современных бра. В Древней Греции предпочитали напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом. Иудеи использовали менору ? светильник с несколькими свечами и одной массивной опорой (прообраз современных канделябров). Подвесные светильники Древнего Рима назывались лампионами или лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепленных к потолочным балкам. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть и опускался конопляный фитиль. Применять для освещения свечи стали средневековые монахи, любители почитать по ночам. Использовать для этого факелы и лампады было слишком дорого. Свеча изготавливалась вначале из животного жира, а затем ? из пчелиного воска с фитилем из тростника или хлопковых волокон. Свечи быстро вошли в моду и в миру: канделябр стал более изящным и ?ветвистым?, а в конце XVII века появились первые большие люстры на сотни свечей. Такая люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из прозрачного стекла или полудрагоценных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем все это поднять, требовался очень и очень серьезный механизм. Сформировался своеобразный стандарт: в зале ? люстра, в простенках ? бра, в коридорах ? канделябры, а в маленькой комнате ? свеча в изящном подсвечнике.
?Керосиновая эра? принесла с собой новый хит ? лампу ?летучая мышь?. Прелесть керосинок заключалась в том, что они были безотказны. Их форму заимствовали дизайнеры: такие светильники, только уже не керосиновые, до сих пор часто вешают на кухнях и в детских.
А потом грянуло открытие Эдисона: удобная, дешевая и универсальная электролампочка легко вписывалась в любой интерьер. Чего только ни понапридумывали ученые и просто изобретатели для облегчения нашей жизни: лампы дневного света, галогенные светильники, экономичные люминесцентные лампы...
Свет в интерьере
Перед тем, как отправиться в магазин за люстрой или бра, проанализируйте диспозицию: каким целям будет служить ваше приобретение, впишется ли оно в обстановку (любой светильник донельзя капризен в плане адекватности интерьеру: самая красивая лампа не на своем месте ?погаснет?), будет ли в комнате дополнительное освещение. Примерный расклад по комнатам может быть такой.
Гостиная
В комнате, выполняющей несколько функций (место для принятия гостей, просмотра телевизора, общения, чтения), необходимо соблюдать правило: ?Для каждого дела ? свой светильник?. Иными словами, в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях. Около дивана и кресел разместите передвижные торшеры или настольные лампы, которые обеспечат уют. Хорошим вариантом фонового освещения будут крупные напольные светильники с абажуром в виде чаши, направленной вверх. Если у вас имеются такие изыски, как колонны, арочки или открытая кирпичная кладка, подчеркните их необычность встроенными в пол низковольтными лампами. Не используйте флуоресцентную подсветку: она будет слишком яркой.
Кабинет
Главная ошибка, которой следует избегать, ? это соблазн устроить ?рабочую атмосферу? путем уменьшения количества источников света. Идеальная схема ? общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места. Лучше использовать не люстру, а напольную конструкцию с рассеянным мягким светом. Никаких контрастов: резкие переходы от света к тени утомляют. Не пытайтесь быть слишком оригинальными: создание деловой атмосферы предполагает монотонность. Для рабочего места подойдет лампа на шарнирах с регулируемым световым потоком. Свет должен падать сбоку ? так, чтобы не создавать теней и не отражаться от блестящих покрытий.
Спальня
Свет в этой комнате должен иметь два основных центра ? у кровати и у шкафа. Не забудьте о вечной проблеме чтения перед сном, когда партнер уже готов ?отключиться?: идеально подойдет лампа с приглушенным светом на ночном столике. Лучше всего на гибкой штанге. Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены точечными светильниками направленного света. Не стоит встраивать лампы в шкаф: чтобы хорошо рассмотреть содержимое полок, необходимо некоторое расстояние. ?Общий? свет можно создать с помощью симметричных торшеров, бра или высоких настольных ламп. Главный принцип: свет не должен ни раздражать, ни бить в глаза.
Кухня
Здесь действуют те же правила, что и для кабинета (кухня ? тоже рабочее место!): побольше рассеянного света, поменьше цветовых изысков. Подвесьте посередине кухни ?уютный? светильник: он должен располагаться чуть выше уровня глаз, то есть, на расстоянии около 60 сантиметров от поверхности стола. В рабочей зоне ? около плиты ? не помешает бра не слишком большой мощности: пища должна выглядеть естественно.
Прихожая
Как правило, это место не отличается особым простором. Зрительно увеличить жизненное пространство помогут источники нижнего света. Два не слишком высоких напольных светильника по обе стороны двери создадут иллюзию торжественности, а полочку для перчаток должна освещать неброская функциональная встроенная лампа.
Маленькие хитрости
Направление светового потока может сильно влиять на общее впечатление от комнаты. В зависимости от величины отношения светового потока, направленного вверх, к световому потоку, направленному вниз, выделяют светильники прямого света (весь или почти весь световой поток направлен вниз), рассеянного света (световой поток, направленный вверх, равен световому потоку, направленному вниз) и отраженного света (весь или почти весь световой поток направлен вверх). Светильники прямого света зрительно делают ?выше? потолки и акцентируют внимание на мелких деталях интерьера. Рассеянный свет лучше всего подходит для общего освещения светлых интерьеров, а в темных создает иллюзию мрачности. Светильники отраженного света обеспечивают наиболее комфортное и равномерное освещение, но требуют дополнительных источников света.
В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом усиливают освещенность стен и используют отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть, с высоким коэффициентом отражения), а в больших применяют тот же прием, но для пола и потолка.
Окна, картины и зеркала способствуют ?расширению? пространства.
Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться еще более узкой. Чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен.
В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например, бра.
Если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.