Свет и пространство
О роли распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами в восприятии интерьера
Семененко Ю. Свет и пространство // Строительство и реконструкция . . 7 февраля 2003 (№ 1-2) . С. 29
Восприятие интерьера зависит, в основном, от распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами. И когда мы покупаем приглянувшееся симпатичное бра и вешаем его на видном месте или просто устанавливаем лампочку помощнее, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми, например: раздражительность, головные боли и другие неожиданные напасти. Дело в том, что такими бесхитростными действиями мы можем нарушить сложную взаимосвязь оптических эффектов, которую учитывают специалисты по светодизайну.
С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому варьируя яркость, можно ?корректировать? объём помещения.
?Тёмный потолок кажется более низким, а светлый ? высоким. Слишком светлый пол ?снижает? высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.
? Цвета тёплых тонов ?приближают? предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных ? ?удаляют?.
? В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших ? применять тот же приём, но для пола и потолка.
? Окна, картины и зеркала способствуют ?расширению? пространства.
? При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.
? Следует помнить, что чёрный цвет ?сужает? помещение, а белый ? ?расширяет?.
Свет и форма
То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может ?управлять? формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь ? правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется.
? Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света.
? Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.
? Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.
? Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.