Личный вклад
Личный вклад строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура
Филиппов М. Личный вклад Мезонин 2002 №45 C. 150-153
Русский музей, а точнее Михайловский дворец, где он расположен, считается одним из самых чистых примеров стиля ампир. Сейчас по инициативе дирекции ведутся проектные работы по расширению выставочных площадей. Непосредственное отношение к этому процессу имеет известный апологет классики Михаил Филиппов. Мы, конечно, не могли пройти мимо этого факта и не обсудить с архитектором и художником Филипповым интересующую нас тему.
В«Ампир представляет собой развитие общей темы классики в архитектуре. Это не большой архитектурный стиль, но нюансный, я бы сказал интерьерный. Раскопки в Помпеях стали причиной его развития в первую очередь потому, что впервые дали целостное представление о предметном мире древних. По сути классические итальянские виллы XVI века внешне мало чем отличаются от правильных ампирных дворцов начала века XIX - и те и другие отталкиваются от римской классики. Но насыщение, предметный дизайн разнятся значительно. За строгими фасадами ренессансных построек скрывались интерьеры, соответствующие именно эпохе Возрождения, и другими они быть не могли, так как никто тогда не знал, как, собственно, обставлялись и декорировались жилые римские интерьеры. Ответ на этот вопрос как раз и дали помпейские раскопки. А благодаря египетским находкам проявилась связь между цивилизациями на уровне декоративных приемов в оформлении жилого пространства: многие древнеегипетские детали, повторенные римлянами, перешли в ампирные интерьеры. То есть ампир - это стиль декора.
Что касается ампира русского, то, на мой взгляд, он мало чем отличается от французского. Мода на имперский стиль, связанный с именем Бонапарта, охватила в начале XIX века всю Европу, и Россия просто последовала общему помешательству на всем, связанном с именем французского императора. Ведь помимо интерьера римские мотивы были модны и в одежде - светской и военной. Военная тематика вообще характерна для ампира любой национальной принадлежности: все играли в воинственных римлян, все европейские империи вслед за Францией числили себя от Римской империи.
В соответствующем стиле строились и многие дворцы императорских фамилий первой половины XIX века. В России выдающимся памятником ампира стал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, построенный Карлом Росси и в 1895 году выкупленный у потомков великого князя Михаила Павловича для Русского музея. Тогда была проведена первая реконструкция дворца под руководством В. Ф. Свиньина, приспособившая жилой комплекс под нужды музея. Сейчас Русский музей снова нуждается в реконструкции - коллекции требуют расширения выставочных площадей. А поскольку я работаю над эскизами вариантов этой реконструкции, с русским ампиром вот уже полгода я связан неразрывно.
Надо сказать, что его история шла, как и все у нас, своим путем. Уже во второй половине XIX века свежеоформившийся стиль был, можно сказать, дискредитирован русской интеллигенцией. Модное возмущение В«николаевским режимомВ» привело к тому, что ампирные особняки и интерьеры вызывали у прогрессивной интеллигенции аналогичные чувства. Были забыты или просто не вспоминались имена мастеров русского ампира. Культура стиля ушла из столиц, и интерес к нему вернулся только в конце XIX - начале XX века, во многом благодаря кругу В«Мира искусстваВ». В это же время была проведена та самая реконструкция Михайловского дворца, и на ее автора обрушилась резкая художественная критика. Свиньина обвиняли в небрежном и даже варварском обращении с ампирными интерьерами Росси. В этой критике было много правды. То, как он приспособил тонкие россиевские интерьеры под нужды музея, действительно выглядело грубо и прямолинейно, особенно на фоне невероятной моды на этот стиль.
Когда мне выпала возможность работать над новой реконструкцией Русского музея, я отказался от пути стилизации. Мне хотелось уловить тонкость русского ампира, продолжить классицистическую тему здания, развить ее по вертикали в неосвоенное огромное чердачное пространство, представить, как мог бы выглядеть четвертый этаж классического палаццо, каким и являлся, собственно, Михайловский дворец. Наверняка там была бы открытая галерея, в наших условиях - закрытая мансарда под дивной красоты стропильными перекрытиями. Там уже все есть, ничего не надо надстраивать, то есть портить. Я предложил камерную мягкую галерею из небольших колонн, несущих легкие деревянные фермы. Сошлись две темы - завершения классического палаццо и развития стилистической темы ампира как тонкой интерпретации той же классики. Мое предложение к тому же позволяет избежать ярко выраженного новодела, который уже стал притчей во языцех.
Кстати, в моем проекте есть еще один нюанс. При первой реконструкции начисто срезали все трубы, так как была сделана новая система отопления. И крыша стала абсолютно голой - просто две тысячи пустых метров. Красоты и правдивости это не добавило. Я предлагаю восстановить живой силуэт кровли, а через бывшие трубы (которых было много: дворец, повторюсь, был жилой) осветить залы в мансардной галерее. Это действительно нюанс, но, честное слово, он очень много прибавляет зданию в целом. В В«нюансахВ» тоже должно проявляться бережное отношение к стилюВ».