Технологии строительства и деревообработки.

Проектирование и реконструкция

О проектах приспособления исторических зданий

Черкасова К. Проектирование и реконструкция // Ватерпас. 2002. №3. C.38-41

Идеология проектирования на ценных исторических территориях городов сложилась как противопоставление модернизму.

В середине XX века основные принципы реставрационной теории, разработанные применительно к уникальным памятникам архитектуры, начали применяться в проектировании градостроительных объектов. В работах итальянских градореставраторов были выработаны принципиальные положения методики реабилитации фрагментов среды с учетом сохранения структуры исторических кварталов городов. Многочисленные примеры свидетельствуют о сложении спектра разнообразных приемов сочетания новой и исторической застройки в условиях ограничения нового строительства под контролем государственных органов. В 1969 году в Болонье при разработке плана центра города архитекторами были предложены пять видов реконструктивных работ:

- с абсолютными ограничениями;



- с частичными ограничениями и с разрешением на изменение интерьера, но с сохранением его функциональных характеристик;- переделка интерьера, не требующая, а лишь учитывающая возможность сохранения его функциональных и конструктивных характеристик;

- разрушение и реконструкция;



- снос с частичными ограничениями на перестройку.



Законодательные документы, в соответствии с которыми строится политика проектирования и нового строительства в каждой стране, учитывают национальные особенности развития архитектуры.

Практика приспособления памятников архитектуры и объектов ценной исторической среды к современному использованию связана с включением новой, чаще всего зрелищной, просветительской, музейной функции, не имеющей жестких технологических нормативов, предполагающей открытый доступ и возможность организации экспозиционного осмотра интерьеров зданий.

Педагогическая школа университета в Болонье (архитектор Джан Карло де Карло) расположена в южной части города на месте малопригодных для использования под жилье монастырских и дворцовых построек. Объем помещений после произведенной в 1960-е годы реконструкции значительно превысил объем размещавшегося здесь монастыря, т. к. расширение происходило в основном в глубину пространства 15-метрового котлована. Террасообразная структура комплекса с большим двором обеспечивает естественное освещение самых удаленных групп помещений. Сады на крышах и террасах, многоуровневые лекционные аудитории, трансформируемые пространства залов, кафе на крышах создают разнообразное многофункциональное пространство, которое могут использовать горожане ближних кварталов. План организован вокруг двух фокусных точек ? круглого двора и полукруглого амфитеатра. Во двор выходят кабинеты профессоров и их ассистентов, расположенные на четырех этажах, связанных вертикальной лестницей. Окружающее их пространство интенсивного движения служит своего рода фойе для учебных классов, размещенных в восстановленных объемах старого здания.

Приспособление памятников архитектуры во Франции регламентировано Законом № 62-903 1962 года, учитывающим мероприятия по их модернизации.

Здания, приобретаемые государством с целью их реставрации, могут впоследствии быть проданы или сданы в аренду частным лицам. Особым списком определен характер торговых учреждений, кустарных или производственных мастерских, которым разрешается размещаться в определенных исторических кварталах и старых зданиях. Возведение новых зданий сообразуется с условием сохранения общего стиля кварталов.

Примером, иллюстрирующим новые возможности использования уже приспособленного к современной функции здания, является дворец Гарни в Париже. Проектом архитектора И.Роберта 1987 года предусмотрено размещение в куполе здания Новой Оперы репетиционного зала круглой формы и двух танцевальных студий на нижнем уровне. Подкупольное пространство утратило свою функцию после переоборудования зала в связи с устройством электрического освещения. Помещение предназначалось для технического обслуживания огромной люстры зала. Купол диаметром 32 м и высотой 17 м перекрыт 24 металлическими формами, которые между собой скреплены металлическими связями.

Проект архитектора Роберта выполнен с такой же утонченностью, как и архитектура Дворца Гарни. Композиция внутреннего пространства сроится на использовании симметричных осей с деталями новых структур. Круглая форма плана, сводчатое пространство купола, ритмическое повторение металлических ферм в пределах внутреннего пространства ? все это обеспечивает целостность архитектурного решения интерьера. На промежуточном уровне по периметру было выделено пространство для отдыха с естественным и дополнительным искусственным освещением. Отраженный в зеркалах свет попадает в подкупольное пространство репетиционного зала. Свет, зеркала и криволинейные формы использованы архитектором для организации танцевального пространства, преобразованного в изящную, функционально отрегулированную структуру.

В условиях частной собственности на землю и объекты недвижимости, имеющие статус памятников истории и культуры, государственным органам предоставлено право контроля за их использованием. Законодательными документами Великобритании, предусматривающими право контроля всех видов работ на территориях с расположенными на них памятниками, являются ?Акты об исторических зданиях и древних памятниках? 1953 г. (Historic Buildings and Ancient Monuments Asts). Наиболее ценные с исторической и художественной точек зрения объекты охраняются в соответствии с классификационным списком. В них не разрешается производить перестройку старых и строительство новых зданий без особого на то разрешения. Владельцы памятников могут получать от государства ссуды на расходы по их охране, содержанию и ремонту. Власти имеют право запретить продажу памятников по коммерческим соображениям, их разрушение или перестройку.

Система регулирования характера нового использования зданий, которая учитывается при проектировании и строительстве новых объектов на ценных исторических территориях предоставляет архитектору новые возможности для усиления образной выразительности проектного решения.

Примером комплексного подхода к проектированию в условиях реконструкции исторических объектов является Тьефенбруненский мукомольный завод, построенный в Цюрихе (Швейцария) в 1890-годы. Владельцы завода ? семья Верли, ? стали инициаторами его реконструкции, осуществленной в 1980-е годы. Завод был выстроен за пределами города. Освободившиеся производственные площади использованы для размещения в корпусах и на территории завода 9 магазинов, ресторана, 51 помещения для офисов, 5 галерей искусств, 5 танцевальных студий, конференц-зала, музея ?завода муки?. Программой функционального использования территории, разработанной на основе предложений частных заказчиков, дополнительно было предусмотрено строительство жилых корпусов: 9 жилых блокированных домов и жилого дома с однокомнатными квартирами. Был сооружен подземный гараж на 72 места и коллективная автостоянка на 735 мест.

Пьер Жули, автор проекта реконструкции фабрики, стал третьим архитектором, которому было предложено работать над этим объектом. Он был выбран как автор проекта благодаря пониманию специфического архитектурного замысла ? возможности сосуществования в пределах одного комплекса разных по типу и объему современных функций. Регулирование доходно-расходной шкалы затрат в программе реализации проекта предусматривалось за счет использования различных вариантов оценочной стоимости арендной оплаты для объектов разного функционального назначения, при которых более низкая арендная стоимость (для музея и танцевальной студии) была компенсирована более высокой (для магазинок и офисов).

Производственный комплекс мукомольного завода, выполненный н эклектичных архитектурных формах, был внесен в список исторических памятников. Главное производственное здание доминирует в застройке квартала. Проектом предлагалось сформировать многофункциональное пешеходное пространство, включавшее как реконструированные производственные корпуса фабрики, так и новые объекты, расположенные в глубине территории. При создании ансамбля были использованы приемы: повторного применения фасадных решений старых зданий в проектируемых объектах, пристройки и надстройки существующих корпусов, восстановления утраченных частей зданий. Пешеходное пространство решено как зона обслуживания с учреждениями магазинов, ресторана, офисов, художественных галерей и танцевальных студий. Часть производственного корпуса фабрики, функционировавшей до последнего времени, превращена в ?музей муни?. Эклектичность архитектурных форм и разнообразие приемов стилистического решения отвечают широкому диапазону рационально увязанных между собой новых функций. Целостность архитектурного решения обусловлена согласованностью новой функции пространственного размещения и конструктивного решения, уместного использования старых материалов и инженерного оборудования фабрики.

Наиболее радикальные проекты приспособления исторических зданий, утративших первоначальную функцию, демонстрируют создание нового эстетического качества. К числу таких объектов относится реконструкция сооружений первого в Европе централизованного цементного завода н Барселоне, построенного в 1921 году. Первоначально в зданиях цементного завода предполагалось разместить микрорайонный центр общины, устроив в нем ремесленные мастерские, вегетарианский ресторан, студенческую турбазу, два-три маленьких кондитерских зала, установить лифты для выхода на крыши в сохранившихся дымовых трубах.

Однако в связи с финансовым положением руководство архитектурной мастерской решило переоборудовать часть цементного завода для собственных нужд. Прочие части комплекса сооружений были озеленены и оставлены в резерве для размещения в них торговых и культурно-развлекательных учреждений. По словам одного из участников архитектурой мастерской, ?сама функция этой архитектуры вместе со сверхбруталистским видом бетонных конструкций производит впечатление, характерное для храмов всего мира?. На границе реконструируемого участка были расположены группы из шести и четырех башен, объединенные между собой огромным прямоугольным зданием с множеством уровней в больших по площади помещениях, и открытый двор, окруженный стенами без окон. Круглые башни предназначались для размещения в них проектных мастерских. Перекрытия были устроены по балкам, укрепленным в стенах. В отдельных местах стены между круглыми башнями были разрушены для организации единого пространства соседних цилиндрических объемов. В наружных стенах были устроены оконные проемы. После расчистки территории был закуплен специальный грунт, в который высажены вьющиеся растения с красной окраской листвы, кипарис, а также несколько старых маслин, привезенных с Пиренеев. Деревья размещены в тщательно продуманном порядке. В грунт проложены специальные решетки для труб оросительной системы, соединенные с водонапорной башней. На крышах устроены маленькие сады. Восемь башен увенчаны рядами кипарисов. Дверные и оконные проемы выполнены в палладианском стиле.

Место размещения автомобильной стоянки напоминает классические руины с колоннадами, покрытыми вьющейся и ползучей зеленью. Эти детали смягчили жесткие бетонные формы и настолько изменили облик бетонного завода, что местные жители называют это место в Барселоне ?эль копвенто? (монастырь).

Приведенные примеры характеризуют разнообразие подходов к проектированию на территориях городов с ценным историческим наследием. В связи с новыми социальными явлениями и постоянно изменяющимися требованиями к созданию современной, комфортной, гуманной архитектурной среды возникает необходимость ее обновления в точно рассчитанных пределах. Это позволяет сохранить устойчивость пространственно-временных, образно-символических и функциональных качеств среды, являющихся условием сохранения культуры и традиций.

Литература:



? Костакьюзино Ш., Брандт С. Реставрация здании/ Пер. с англ. А.Г. Раппопорта,; под ред. О.И. Нруципа.

?М.: Стройиздат, 1984.



? Консервация и реставрация памятников и исторических зданий/Пер. с франц. И.И.Суходрее,, }К.С. Ролемб-люма. - М.: Стройиздат, 1978.

? Philipp Robert. Adaptations. /Vet/-' uses for old building*. Princeton Architectural Press. - 3989. (Автор выражает благодарность О. Чаговец ,ш помощь в переводе текста.}.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com