Малярные шедевры
Отделка интерьера краской
Волочай О. Малярные шедевры // Строительство и реконструкция . . 7 ноября 2003 (№ 11) . С. 18-19
Когда-то декоративные эффекты отделки интерьеров красками были привилегией элитных домов, теперь же, благодаря продуктивным технологиям и доступности материалов, украсить ими свое жилище может практически каждый. Уходят в прошлое сложные смеси на масляной основе, лессировки, которые непросто наносить и сушить. Отныне всякий может преуспеть в исполнении великолепных декоров, не обладая специальным опытом.
Как и в обычной живописи, подготовка поверхностей для декорирования - это уже полдела. При работе поверх слоя краски в хорошем состоянии достаточно обезжирить и вымыть стены. Если стены оклеены обоями, необходимо их снять и, прежде чем наносить краску, прошпаклевать поверхность. То же самое стоит сделать, если стены очень неровные.
В полосочку
Для того чтобы окрашенна в один цвет стена не выглядела монотонной, ее можно украсить разноцветными полосами. Декорированная таким образом она будет выглядеть скромнее, чем стены со сплошным узором. Простое и весьма эффективное средство оформления интерьера - нанесение на стены двухцветных, согласованных по тону полос. В зависимости от того, на каком расстоянии от границ стены они наносятся, цветные полосы могут визуально изменять пропорции стен. Такими полосами можно расчленять поверхность стен на отдельные зоны, создавать рамки для предметов мебели и картин, более четко выделяя их на общем фоне.
Особого эффекта можно достичь, если разделенные цветными полосами зоны выдержать в разных цветовых тонах. В результате создается впечатление, что в стене есть ниша. Очень изящны широкие, составленные из повторяющихся цветовых полей бордюры, которые можно украсить узорами в виде цветов или геометрических фигур, наносимых на стены с помощью шаблонов.
Цветовые полосы на окрашенную стену наносятся довольно просто. Для этого сначала необходимо определить ширину полос, место их нанесения на стены, и при помощи карандаша отметить на стенах их границы. Затем, точно по разметке, оклеить поверхность стен защитной малярной лентой - кромки цветных полос получатся ровными и четкими. Поверхность стены должна быть гладкой, чтобы защитная лента плотно прилегала к ней. Иначе наносимая краска будет подтекать под ленту и у полос не будет четких ровных кромок. После того как малярные ленты наклеены можно приступать к разрисовке стены цветными полосами.
Кирпичная кладка
Только вплотную приблизившись к этой стене, можно увидеть, что она не кирпичная. Для ее создания понадобятся полимерные акриловые эмульсии: титановые белила, сажа газовая, охра красная и светлая, сиена натуральная и жженая, умбра, марс коричневый.
Прежде всего, надо отчертить мелом ту часть стены, которая будет раскрашена. По нанесенной линии наклеить защитную клейкую ленту. Нанести слой белой полуматовой акриловой краски, а сверху - слой фоновой, воспроизводящей цвет цементного
раствора, который после окончания работы останется виден в промежутках между ?кирпичами?. Фоновая краска (2/3 части титановых белил, 1/6 черной краски и 1/6 часть умбры) наносится с помощью большой губки, смоченной в краске и отжатой (тампонирование). Не надо стремиться равномерно покрыть всю поверхность -достаточно несколько раз пройтись в разных местах для создания оттенков.
Когда фоновая краска высохнет, мелом наносятся контуры ?кирпичей?, начиная с нижнего ряда. Между ?кирпичами? должны оставаться совпадающие по горизонтали и смещенные по вертикали промежутки в 10-12 мм -именно так выглядит кирпичная кладка. Чтобы придать ей больше натуральности, рисовать лучше от руки.
Эффект ?кирпичной стены? построен на игре оттенков. Поэтому лучше смешивать краску небольшими порциями и сразу наносить ее на стену. Для раскрашивания ?кирпичей? необходимо использовать охру и сиену, добиваясь при смешивании разных оттенков - от желто-коричневого до цвета подсушенного хлеба. При подборе цвета не упустите из виду, что акриловая краска темнеет при высыхании. Чтобы получить фон кирпичного цвета, необходимо смешать натуральную сиену, охру красную и охру светлую, добавив немного белил. Широкой кистью закрасить по несколько ?кирпичей? на каждой стене в произвольном порядке и сразу же промокнуть губкой. Для ряда других ?кирпичей? (тоже взятых в произвольном порядке) к указанной смеси красок добавить немного воды и коричневого марса. Третий оттенок получится, если добавить белила и жженую сиену. Принцип нанесения краски одинаковый во всех трех случаях. Края ?кирпичей? лучше оставлять немного неровными.
Когда все ?кирпичи? раскрашены, на поверхность стены способом тампонирования нанесите смесь из разведенных водой белил и небольшого количества охры. После этого обмакните старую зубную щетку в краску ?жженая кость? и разбрызгайте, чтобы воспроизвести фактуру кирпича.
?Кирпичи? можно сделать рельефными. С этой целью тонкой кисточкой справа и снизу обведите каждый ?кирпич? краской, полученной в результате смешивания черной умбры и белил. Рельефные выделения должны быть направлены на каждой стене в одну сторону, в зависимости от того, куда падает свет из окна. Если рельефы резко выделяются, можно сгладить этот эффект, растушевав их зубной щеткой, слегка смоченной в очень жидком растворе белил с натуральной сиеной.
Над ?кирпичным? участком стены будет хорошо смотреться покрытая лаком планка из дерева или ряд шлифованных ?камней?.
Полированное дерево
Эта техника идеальна для придания роскошного вида двери из фанеровки или вдыхания ?жизни? в старую панельную дверь. Если и существуют разные технические способы создания эффекта дерева, то этот -самый простой. Для создания эффекта ?полированное дерево? понадобятся две краски - акриловый фоновый и глицерофталическая лессировка Dulux Valentine, ретардатор, плоская 50-миллиметровая кисть, кисть для работы ?под дерево?, раскатная кисть, треугольная кисть и ударный флейц. Набор для покраски пяти стандартных дверей обойдется в $50-70.
Матовый кроющий краситель фона ровно наносится на всю поверхность двери флейцем. Единственное условие - постараться избежать затеков и сгустков краски - поверхность должна быть как можно более гладкой. Несмотря на то что акриловые краски сохнут быстро, необходимо подождать около 4 часов, прежде чем класть отделочный краситель толстым слоем. Этот первый слой (действительно толстый) впоследствии лессируют. Окончательную отделку производят в 3 этапа. Чтобы определить ритм будущего рисунка, попеременно используют кисть ?под дерево? и раскатную кисть. Раскатной кистью выводят вертикальные прямые. Одно движение сверху вниз, не отрывая кисть. Дабы избежать однообразия, кисть каждый раз переворачивают и протирают.
Затем без перерыва треугольной кистью проводят волнообразно сверху вниз. Таким образом достигается муар. Желательно не изменять угол наклона кисти, осуществляя движение всем предплечьем. Предпоследний этап заключается в том, что предыдущие линии усиливаются при помощи кисти ?под дерево?, которая движется разнонаправлено. Для завершения работы по всей поверхности проводят ударным флейцем, стараясь соблюдать общий ритм. Это слегка смягчает рисунок, придает эффектное ощущение открытости древесины.
Мрамор
Два цвета (в местах их слияния появляется третий) наносится на фоновый цвет широкой кистью неравномерными полосами, с четким разграничением светлых и темных доминант. Затем смешиваются краски, нанесенные на стену - тем самым создается ритмика будущего рисунка.
Рисунок промакивается губкой, на которую также наносится цвет - так достигается прозрачность. И остается лессировочным флейцем проработать рисунок, чтобы достигнуть эффекта туманности. Ворс кисти слегка выровняет и ?расцветит? еще непросохшую поверхность лессировки.
Дешевле, чем обои
До недавнего времени известковая краска на клеевой основе использовалась для промышленной окраски фасадов зданий, а также внутренних перегородок, балок и потолков. Рецепт приготовления прост: две или пять частей воды на одну часть порошковой извести - получается сметанообразная жидкость более или менее прозрачная. Ее подцвечивают песком или натуральными красителями (глина, охра, печная сажа), но только не красителями на металлической основе. По этой же причине из такой краски нельзя получить светлых оттенков.
Даже сильно разбавленная краска на извести обладает несомненным преимуществом - ?взявшись? и высохнув, она выравнивает поверхность, даже ту, на которой несколько раз проводился косметический ремонт или шпаклевочные работы. В качестве фиксаторов, при проведении интерьерных работ, добавляют клеи (наилучший результат дает Sikalatex), казеин или желатин.
Род известкового красителя с меловым наполнителем называется стукко. Кроме красителей и клея в состав добавляется мраморная пыль (знаменитые имитации полированных блоков), мел, карбонат кальция или один только пигмент. В последнем случае красителя никак не может быть больше 25% общего объема состава (имеются в виду голубые или зеленые оксиды, сиена, желтые или красные кадмиевые), в случае превышения дозы состав не зафиксируется.
В среднем килограмм смеси (1 часть воды, 2 пигмента, 3 извести и 10% фиксатора) хватает на покрытие 2 м2. Весь состав растирается на мраморной или стеклянной поверхности, до достижения необходимой пластичности. Ко всему приготовленному неплохо добавить для облегчения работы несколько капель жидкого мыла. Идеальный вариант- приготовить смесь накануне, чтобы она ?надышалась?.
Какой бы ни была подложка, ее необходимо смочить прежде, чем наносить первый слой красителя. Когда первый слой (без пигмента) закрепится и высохнет, его при помощи распылителя смачивают и наносят непосредственно декоративный слой, уже определяющий основные эффекты: мрамор, облака, трафаретные фризы, фигурная живопись. Состав - чистый краситель или поделенный на две-три части состав разной пигментации. Эти три разных оттенка смешиваются под шпателем, они придадут краске особое очарование.
Среди возможных отделок - обработка поверхности мастихином. Регулярно погружаемый в мыльную воду, которую добавляли в стукко, он усилит переходы красок из одной в другую. Можно обработать поверхность при помощи слегка влажной шкурки - это позволяет проработать фактуру и найти специальные решения поверхности и декора в целом. Конечно, есть еще много приемов, позволяющих достигнуть живописных эффектов, например, вкрапления из натурального воска, которые добавят глянца.
Стукко лучше всего ?обрамить? краской на клеевой основе, но в которую добавить гораздо больше воды. Несмотря на такой облегченный состав, краска, обладающая большими кроющими характеристиками, выровняет многочисленные дефекты предыдущей краски.
Красочные имитации
Имитации различных материалов - от кожи до дерева - можно достичь, используя всевозможные приспособления-инструменты и, иногда, специальную краску. Например, чтобы достичь эффекта влажного шелка, поступают следующим образом. Слой краски накатывают обычным валиком, а затем по окрашенной поверхности проводят специальным ?ушастым?. В тех местах, где этот валик касался поверхности, краска снимается и обнажается подложка (как правило, контрастного цвета). Лепестки авлика оставляют на стене причудливый, похожий на тонкие кружева след. Если удачно подобрать цвета, то на стене возникает глубокая, объемная картина.
Если использовать специальный валик и наносить им краску зигзагообразно, то можно получить рисунок, имитирующий структуру древесных волокон. Еще один декоративный материал - покрытие ?под старину?. Краска наносится кистью с длинным ворсом круговыми движениями. В тех местах, где мастер сильнее надавливает кистью, появляется эффект потертости. А после обработки поверхности обычной губкой, тканью или щеткой получается эффект старины.
Эффект расчески
На стену при помощи широкого шпателя и перчатки наносится смесь акриловой краски с ретардатором высыхания акрила. Деградационной каучуковой кистью проводятся вертикальные линии. Движение кисти - сверху вниз, слегка заезжая на предыдущий слой. Каждый раз после проведения линии с кисти стираются излишки смеси. После того как расчерчена вся стена, начинают работать треугольной стороной кисти. Движения должны быть не очень ровными -это создаст эффект муара. В этом случае существует лишь одно неудобство: передвигаться придется на корточках и стоять ровно напротив рисунка. Желаемый эффект - оригинальный рисунок фоновых линий.
Облака и звездное небо
На поверхность стены, окрашенной фоновым цветом, при помощи широкого шпателя накладывается декор (6 частей ре&