Технологии строительства и деревообработки.

Честная имитация

Новые тенденции в интерьерной моде

Реполовская Н. Честная имитация // Ведомости . . 10 октября 2003 (№ 185) . С. А5

Мы уже привыкли к мысли, что современные предметы повседневного обихода призваны не только выполнять практические функции, но и удовлетворять наши эстетические запросы. Они способны будить наше воображение, жить своей загадочной жизнью, как и подобает объекту дизайнерского искусства, и даже маскироваться.



Современные архитекторы или дизайнеры все чаще приглашают нас сыграть в изощренную пространственную игру. "Вы думаете, это пробковое дерево? Нет! На самом деле это стекло!" (производитель Vitacolor). Или: "Это хрустальная люстра? Нет, на самом деле она из плюша!" (производитель Kare design). "Это стол из пластика? Нет, он из... воды, а вещи могут лишь плавать по его поверхности!" (дизайнер Казухиро Нозаки). То же самое в сфере отделки. Обои, краски, керамическая плитка теперь способны видоизменять пространство, создавать у зрителя легкий эффект потери ориентации не хуже, чем живопись или кино.

Ежегодная выставка строительной керамики и оборудования для ванных комнат CERSAIE 2003, проходившая с 30 сентября по 5 октября в Болонье, показала, что по части художественного обмана дизайнеры вполне могут соперничать с иллюзионистами. Но они не ставят целью выдать дешевую вещь за дорогую, они мистифицируют нас по другим соображениям. Часто первопричина в чистой эстетике и еще потребности удивлять и удивляться. Например, керамогранит португальской фабрики Revigres способен более чем убедительно передавать фактуру дерева, складываясь в строгий "дощатый" пол или знакомую "елочку". Богатая фактура и нюансы сохраняются и в "мореном", и в "выбеленном" варианте. Мало того, чуть более активный рельеф поверхности издалека кажется более натуральным, чем у настоящего дерева. Разница лишь в том, что таким "деревом" можно на долгие годы вымостить и дорожку в саду, и вестибюль людного офиса.

"Дизайн отделочной керамики ? сфера традиционная, ? говорит архитектор Алена Агафонова, арт-директор компании "Интерьер-М" и сети салонов "Бутик плитки", ? настоящие прорывы здесь встречаются довольно редко. Реальный двигатель моды в этой сфере ? технологии и концептуальные пространственные программы, способные изменить облик помещения".

Игры с пространством ? поистине неисчерпаемое поле для создания иллюзий. Например, сейчас становятся все более популярными вертикальные бордюры на стенах ванных комнат. В отличие от традиционных горизонтальных они способны раздвинуть пространство, а не подчеркивать его периметр. У входящего в помещение создается ощущение, что он, условно говоря, стоит на опушке леса, где за стволами видна наполненная светом поляна. То есть светлая стена за яркими темными, подчас рельефными вертикалями практически растворяется. Умелое использование геометрии стало новым выразительным элементом в интерьерном дизайне. Ведь даже почти незаметная, намеченная пунктиром из мелких квадратов вертикаль способна создать эффект дополнительной перспективы. Правда, чем вы ближе к стене, тем эффект незаметнее. Поэтому плитка собирается таким образом, что независимо от расстояния "есть на что посмотреть". Вблизи становится заметна тонкая фактура материала: искусственная состаренность, рисунок вафельного полотенца или бамбуковой стены и т. д. Издалека воспринимается общая пространственная идея. Кстати, игра контрастов позволяет "подвесить" сантехнику, белую на темной, а темную на светлой стене, придав оттенок сюрреализма помещению, где предметы не имеют веса.

Еще одна возможность для обманных маневров ? фактура самих материалов. Интересные эффекты получаются, если использовать металл и металлические рисунки на плитке. Блеск, игра отражений даже в незначительных элементах способны создать игру на всей стене. Схожий эффект получается и при использовании стекла, в том числе и оптического. Объемное стекло с рисунком на внутренней поверхности создает эффект глубины и движения. Что бы ни помещалось под таким стеклом, от замысловатой графики до композиции из разноцветного песка, ? все приобретает стереоэффект.

Той же цели служит тонкое соотношение глянцевой и матовой поверхностей в коллекции Solaris фабрики Viva. Там прозрачные "лаковые" круги, расположенные строгими ровными рядами, накладываются на рукотворный, "неправильный" рисунок и переливаются. Даже при незначительной перемене угла зрения и в зависимости от освещения рисунок живет и дышит, двигается. Другая обманка фирмы ? керамическая плитка, имитирующая упаковочный пузырчатый полиэтилен. Объемные пузырьки настолько скрывают и сглаживают стыки квадратных плит, что покрытие кажется однородным и создает ощущение круглого пространства.

Главной особенностью болонской экспозиции можно назвать то, что представленные там материалы, казавшиеся деревом, стеклом, мрамором или металлом, на самом деле были керамикой.

"Неважно, что вы производите, ? керамическую плитку или любой другой продукт, задача дизайна остается неизменной, ? говорит дизайнер Фабрицио Занфи, арт-директор Viva, ? творчество для меня сродни проявлению активного человеческого духа. И выражается оно в том, чтобы не просто смотреть на вещи, а видеть их. А разница между взглядом и видением заключена в воображении".

Итак, игра уже началась и все, что мы можем сделать, ? расширить границы своих представлений. А главное, суметь оценить и порадоваться тому, как красиво нас обманывают.

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com