Родом из Венеции
Техника нанесения штукатурки
Родом из Венеции // Строительство и реконструкция . . 5 сентября 2003 (№ 9) . С. 29
История не сохранила имя того, кто первым придумал смешать мраморную муку, известь, растительные красители и нанести получившуюся массу на стену. Но сохранила результат - бесшовный тонкослойный мрамор, более известный как ?венецианская штукатурка?.
Состав
Отличить традиционную венецианскую штукатурку от ее имитаций можно, прежде всего, по составу. Пропорции бывают разными, но основные компоненты неизменны. Во-первых, пыль - мраморная, гранитная, кварцевая, известковая, малахитовая, оникса и других ценных сортов камня. Иногда в одной смеси встречаются комбинации нескольких перемолотых камней. Степень помола - важнейший момент, определяющий декоративные качества покрытия. Чем мельче пыль, тем тоньше, воздушнее будет рисунок. Чем крупнее - тем ближе к фактуре тесаного камня.
Второй компонент - связующее вещество. В традиционных ?венецианках? - это гашеная известь (гидрооксид кальция). При ее контакте с каменной пылью начинается процесс карбонизации, в результате которого получается густая сметанообразная смесь - собственно штукатурка. Благодаря извести покрытие приобретает прочность и способность поглощать и отдавать влагу без потери качества, что позволяет использовать многие марки ?венецианок? для внешней отделки. Впрочем, нередко известь дополняется небольшим процентом акриловых смол или других полимерных связующих. Это нарушает традицию, зато существенно упрощает труд штукатура и удешевляет покрытие.
Еще один компонент венецианской штукатурки - пигменты. Сейчас применяются как органические, так и неорганические красители. Тщательно перемолотые натуральные пигменты под воздействием ультрафиолета не меняют свой внешний вид. Вместе с тем, высококачественным синтетическим красителям также не страшны солнечные лучи и печать времени не скоро сказывается на их ?челе?. Покрытие выполняется, как правило, в нескольких оттенках одного цвета, хотя возможно создать практически любое колористическое решение - контрастные цвета, пятна, геометрические узоры, налет патины, золотистый блеск...
Последний компонент - воск. Его наносят поверх финишного слоя покрытий, используемых в интерьерах. Воск выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он защищает штукатурку от грязи и влаги: попадая на поверхность ?венецианки?, вода просто скатывается с нее. С другой - воск ведет себя достаточно ?агрессивно?: он проникает внутрь слоев, но делает это с благородной целью - усилить блеск, глубину и сочность цвета штукатурки.
Нанесение
Традиционная венецианская штукатурка состоит из нескольких тонких слоев. Их количество варьируется от 2 до 10, но чем больше слоев, тем заметнее ?свечение? штукатурки. Этот оптический эффект получается благодаря световым лучам, отражающимся в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия.
Техника нанесения предполагает заглаживание (запрессовывание) каждого слоя вручную шпателем, теркой, полутерком. Это достаточно трудоемкий процесс. Каждый слой выглаживается до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Причем многослойный ?сэндвич? из мраморной пыли, связующего и красителей нужно спрессовать до толщины около 1 мм! Мастеру приходится тратить довольно много времени на создание покрытия. Усилия при этом прикладываются такие, что инструмент и стена нагреваются.
Однако физическая сила и терпение - далеко не полный перечень требований к мастеру. Некоторые техники создания покрытия из ?венецианки? по силам выполнить только профессиональным художникам. Например, классическую фресковую роспись по мокрой минеральной штукатурке. Для этого стена превращается в подобие акварельной бумаги: штукатурный состав наносится несколько раз, чтобы поверхность стала рыхлой, способной впитать краситель и только затем художник начинает роспись стен. Фреска создается множеством слоев - зная, какой цвет требуется в итоге, художник работает с составляющими этого цвета. Сочетание дара художника и современной технологии способно придать помещению поистине эксклюзивный дизайн.