Воссоздание художественного паркета
О возможностях паркета
Сорочкин М. Воссоздание художественного паркета // Технологии строительства. 2003 . №1. C. 84-86
Виденья старины средь блеска новоделов
В полутемной застывшей комнате, сидя за широким, сколоченным из досок столом, кутался в подбитый мехом кафтан худощавый молодой мужчина. При свете восковой свечи, оплывавшей на деревянной чурке, он всматривался в мудреные узоры на развернутом свитке белой ломкой бумаги, лежавшей перед ним. ?Молодцы, не посрамили отечественного ремесла, не забыли петровской науки да расстреллиевых рисунков. Красиво сделали, лепота. Дворец лицом в грязь против других не ударит. Да и перед иностранцами будет чем весной погордиться. Только бы в срок успеть, да и подсушиться бы малость, а то от сырости кости ломит. Она же и дерево погубить может?. Мужчина закрыл усталые глаза, взъерошил и без того растрепанные волосы и потянулся. Неожиданно вспыхнули лампы под потолком и на столе, и, немного погодя, замерцал экран монитора, на котором, не торопясь, проявилось -WINDOWS 2000. ?Вот и свет дали?, -подумал, задувая свечу, один из руководителей фирмы-подрядчика реставрационных работ в Константиновском дворце, в Стрельне под Санкт-Петербургом. Он вынул из плоттера лист, выключил свет и вышел. Темнота слизнула с бумаги затейливый рисунок и четкую надпись в штампе: ?Ковчег-Паркет?.
Реставрация не только тем от обычной стройки отличается, что ход работ иногда не от фундамента начинается, а от готовых стен, которые, чтоб не рухнули, стягивать между собой приходится. Что греха таить, часто про ?национальное архитектурное достояние? тогда только вспоминают, когда это достояние в груде кирпича под обломками рухнувшей крыши мало чем от свалки строительного мусора отличается. Даст бог, чтобы до этого не дошло, чтобы нашлось старому зданию применение, чтобы появились деньги из не очень толстого государственного или не очень щедрого частного кошелька, чтобы не пропали, не сгорели в огне революций и войн, просто не оказались выброшенными ?за ненадобностью народу? бесценные старинные планы, чертежи и эскизы. Чтобы строгие учреждения по охране памятников культуры не начали войну на истребление (памятников, прежде всего) под боевым девизом: ?Пусть развалится, но народное достояние бизнесменам не отдадим?. Чтобы собралась мастеровитая и грамотная команда единомышленников: проектантов и строителей, архитекторов, подрядчиков и субподрядчиков. Чтоб обустроили дороги, выровняли и облагородили ландшафт, вдохнули новую жизнь в старые стены.
И вместе с тем, чтобы бережно возродили старые традиции, с толком использовали новые технологии и материалы, да так, чтобы они в глаза не били, в нос не шибали, да со старым укладом, образом экстерьера и интерьера сжились. И тогда не наглый новодел среди укрытых рулонным травяным газоном холмов и свежепосаженных деревьев вылезет, а встанет возрожденный архитектурный Памятник предкам, их мастерству и умениям, их трудолюбию, их любви к родной природе и стране, а также свидетельство нашей памяти о них, нашей любви к ним и к родной стране, нашего мастерства и умения.
Константиновский дворец в Стрельне
В 1710 г., еще до победоносного окончания войны со Швецией, у Петра I возникла идея создания масштабного садово-паркового комплекса на берегу Финского залива, что должно было символизировать выход России к балтийским берегам и прославить мощь новой морской державы. По замыслу российского императора, ?Северную Версалию? следовало возвести в Стрельне, недалеко от Санкт-Петербурга. Работы над проектом возглавили крупные европейские зодчие: Ж.-Б. Леблон, Б. К. Расстреляй и ландшафтный архитектор Н. Микетти. В качестве главной архитектурной доминанты предстояло построить Большой дворец (ныне Константиновский), который предполагалось окружить парком, соединенным каналами с заливом. Здесь же планировалось устроить трехступенчатую террасу с гротом, ведущим к саду, широкий каскад, фонтаны и т. д. Однако в силу стечения обстоятельств, проект не был осуществлен полностью.
Дальнейшая судьба этого уникального памятника архитектуры и ландшафтного искусства поистине трагична. В разное время дворец горел, а в годы Второй мировой войны серьезно пострадал от артиллерийского обстрела. В послевоенный период хотя и проводилась частичная реставрация Константиновского дворца, но для полного восстановления ансамбля этого было недостаточно. Постепенно здание и прилегающий к нему парк пришли в полный упадок...
В наши дни ?Северная Версалия? рождается заново. Разработан проект воссоздания дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. К его реализации привлечены лучшие строители, реставраторы и высококвалифицированные специалисты по декоративной отделке помещений. Так, вместе с Константиновским дворцом возвращаются из небытия прекрасные традиции русского строительного ремесла...
С самого начала решено было полы в интерьерах Константиновского дворца класть по старому обычаю, по лагам. Когда-то знаменитые охтенские мастера, что чередовали работу в сезон на корабельных верфях с укладкой в свободное время ?цветных? полов в царских да княжеских дворцах, делали под паркетные щиты решетку из прочных сухих брусьев с врубленными в них для прочности перпендикулярными ригелями.
Современный проект предусматривает укладку деревянных лаг сечением примерно 200 x 70 мм с межцентровым расстоянием порядка 400 мм. По концам лаг предусмотрена металлическая обвязка, крепящая их к основанию. По лагам укладывается дощатый ?черный? пол (толщина досок - 30 мм, между досками предусмотрен промежуток в несколько миллиметров), на котором в свою очередь крепятся листы фанеры толщиной 18 мм. Поверх этого ?черного? пола монтируется конструкция паркетного пола, которая содержит влагостойкую фанеру с размера-ми листа 750 х 750 мм и толщиной 12 мм. На эти квадраты фанеры приклеивается и пристреливается паркет фирмы ?Ковчег? толщиной 16 мм. Таким образом, отношение расстояния между лагами к суммарной толщине горизонтальной части пола составляет примерно 5,3. Этого более чем достаточно для обеспечения прочности пола на прогиб при практически мыслимых эксплуатационных нагрузках. (Известное практикам эмпирическое правило требует, чтобы это соотношение было не более 10.)
Воссоздание художественного паркета является лишь завершающей частью комплексного процесса восстановления старинного здания. В связи с этим показатели влажности и запыленности в реконструируемых помещениях соответствуют тому, с чем приходится встречаться в конце отделки обычной новостройки. Относительная влажность в описываемом случае превышала 80%, и потребовались специальные осушители воздуха для снижения этого уровня. Требования к влажности древесины лаг и их деревянного покрытия характеризуются показателем, не превышающим 10%. Предусмотрена также антисептическая/антигрибковая обработка материалов конструкции ?черного? деревянного пола.
Запыленность, связанная с наличием в воздухе взвеси цемента и других загрязняющих агентов, характерна не только для всего процесса реставрации, но, к сожалению, и для его завершающей стадии. Наличие в воздухе частиц загрязнения особенно опасно на этапе финишной отделки полов и может повлиять на качество лакового покрытия паркета.
В связи с этим было выдвинуто требование завершить наладку и ревизию системы приточно-вытяжной вентиляции к началу финишной отделки полов, очистив воздух, по возможности, с помощью его многократного прохождения через фильтро-вентиляционные узлы. В процессе финишной отделки и до момента отверждения лака вентиляция не должна работать (обеспечивается с помощью централизованного или локального отключения). При этом применяются паркетные лаки, полимеризация которых не сопровождается резким запахом. Стабилизация последнего слоя лака, позволяющая ходить по полам, обычно требует выдержки примерно одни сутки.
Однако полное отверждение лака, соответствующее его максимальной устойчивости к механическим воздействиям при эксплуатации, требует большего времени. Поэтому расстановку мебели в помещениях желательно производить не ранее, чем через 7~10 дней после завершения финишной отделки полов.
Крайне нежелательно в процессе и после отделки полов проводить какие-либо работы, связанные с резкими изменениями влажности воздуха или попаданием воды на полы. Нормальные условия при проведении работ характеризуются температурой 20?3?С и относительной влажностью 40-60%.
При необходимости использования в помещениях после отделки полов каких-либо строительных конструкций (лестниц, стремянок, подъемников и т.д.) оно должно производиться по согласованию с производителем паркетных работ и при применении средств защиты полов.
Нежелательно укрытие паркетных полов на любой стадии их изготовления полиэтиленовой (или другого типа) непроницаемой пленкой на сколько-нибудь длительное время. В случае загрязнения полов необходимо удалить его пылесосом или с помощью специальных средств по уходу за паркетом. Возможна укладка по поверхности пола с достигшим нужного отверждения лаком листов гофрокартона, стыки которых проклеиваются сверху скотчем.
Совместно с городской службой охраны памятников архитекторами, разрабатывавшими проекты интерьеров второго этажа, были предложены рисунки укладки, основанные на сохранившихся эскизах отделки XVIII века. Эти строгие и достаточно упрощенные композиции были положены в основу дизайн-проекта укладки паркетных полов в помещениях второго этажа. Другая группа архитекторов использовала при разработке задания на полы помещений первого этажа идеи знаменитого архитектора А.И. Штакеншнейдера (1802-1865 г.г.). Ему принадлежат реализованные в стилях барокко и рококо проекты Итальянского зала (ныне зал Леонардо да Винчи), Невской анфилады и Зеленой столовой в Зимней резиденции русских царей, ныне Государственном Эрмитаже, а также паркетов Мариинского дворца. Это позволило художникам и дизайнерам фирмы ?Ковчег-Паркет? разработать для первого этажа более парадные и насыщенные сложными элементами рисунки художественных полов в стилистике рококо.
Для художественных работ дворца предусмотрено использование таких высококачественных и характерных для традиций русского художественного паркета пород древесины, как дуб, орех, клен, ясень, красное (мер-бау) и черное (венге) дерево. Использование матового бесцветного паркетного лака позволяет максимально сохранить выразительные свойства поверхности дерева, бережно воспроизвести эстетику полов, явившихся прообразом современного проекта. Дополнительные сложности связаны с необходимостью установки в полах вентиляционных продыхов и специальных люков, обеспечивающих работу служб эксплуатации здания.
В старинном дворце существовала планировка помещений, предусматривавшая разбивку пространства в основном на небольшие объемы с целью обеспечить подогрев и сохранить тепло в зимнее время. Стремление максимально приблизиться к старому проекту создало для укладчиков полов дополнительные трудности, когда на площади около 2000 м2 сформировано около 50 помещений с разбросом площадей от 9 до 60 метров с единственным исключением для Голубой гостиной (350 м2).
В мире, где из пушек расстреливают изваяния Будды, где взрывают храм, построенный на народные деньги, чтобы возвести на его месте Дворец Советов, где вандалы разрушают небоскребы, крадут из музеев, заливают краской и режут картины, создают палимпсесты, выскребая с пергаментов античные тексты, где забвение прорастает стволами деревьев сквозь скульптуры и творения храмовых зодчих в Ангкор-Вате, в этом мире также воссоздают из праха и небытия разрушенные войнами или взорванные храмы, годами отмывают закопченные фрески Сикстинской капеллы, спасают от наводнений и бедствий сокровища флорентийских и дрезденских музеев, десятилетиями воссоздают разрушенную красоту дворцов Петергофа, Гатчины, Павловска, удерживают от падения Пизанскую башню.
В нашем мире реставрация -это не просто разновидность строительных и отделочных работ. Это способ не дать порваться связи времен, это залог нетленности шедевров искусства, залог преемственности культурных и творческих традиций.