Технологии строительства и деревообработки.

Цемента нету -- гони монету!

В Киеве появился самый настоящий, советского образца, дефицит. Да еще на что -- на цемент!

Захарин С. Цемента нету гони монету! // Сегодня . . 19 июля 2000 (№ ) . С. 5


Дожили! В Киеве появился самый настоящий, советского образца, дефицит. Да еще на что -- на цемент! А ведь "Сегодня" еще в прошлом году предупреждала об этой опасности: теперь можно признаться, сама с трудом в нее веря, -- но все шло к тому.

СУПЕРДЕФИЦИТ ИЗ-ПОД ПОЛЫ



Цены резко подскочили, но и это не спасает. Мои знакомые решили положить плитку в ванне -- и вынуждены были везти цемент с другого конца города. Им удалось купить мешок -- по большому блату (!) и переплатив втрое (!).

Решив разобраться, в чем дело, я обзвонил несколько фирм, которые, если верить прайс-листам, специализируются на поставках цемента в столицу. Ответы были практически одинаковы:

-- Цемента нету. Но должен быть. Звоните позже.



-- Уже два месяца не имеется. В Киеве вообще сейчас туго с цементом. Вы же знаете: заводы стоят.

-- Можем вам организовать. Но только -- вагон. И через неделю. А мешками мы не торгуем.

Два дня ушло на то, чтобы выяснить: цемент все-таки кое-где можно купить. Но -- по 340--360 гривен за тонну (а в начале мая он стоил не более 130). Да и то, повторяю, подавляющее большинство посреднических фирм не могут продать стройматериал даже по завышенной цене.

ЗАВОД УПАЛ И ВСТАТЬ НЕ МОЖЕТ...



-- В последние два-три месяца почти остановились сразу несколько цементных заводов, в том числе крупных, -- рассказал газете "Сегодня" пожелавший остаться неназваным сотрудник Госкомстроительства. -- Производство сократилось на треть. Причина банальна: нет топлива. Резко ограничены поставки газа -- а без него, понятно, печи не работают. Как вы знаете, правительство решило отключать от энергопоставок всех должников. Но у цементных заводов практически нет текущих долгов, только "прошлые", когда применялись бартерные схемы и "давалка". И ведь все равно сейчас они не смогут заплатить за когда-то потребленный газ. Им же сегодня надо работать, "раскручиваться", продавать продукцию за "живые" деньги и постепенно погашать долги, в том числе газовые. Может, заводы кто-то хочет искусственно обанкротить?

Правда, в пресс-службе Госкомстроя нам не дали официальной информации о состоянии дел на цемзаводах и заявили, что по всем вопросам надо обращаться в корпорацию "Укрцемент". А комитет, мол, такие "мелочи", как исчезновение и подорожание стройматериала, не отслеживает.

-- Да, многие заводы работают не в полную мощность, -- констатирует заместитель руководителя корпорации "Укрцемент" Михаил Салдугей. -- Нет энергоносителей. Но подробнее я ничего говорить не уполномочен. Давайте свяжемся позже -- через недельку...

СКУПИЛИ, ЧТОБЫ ЗАДУШИТЬ?



Народный депутат Виктор Жердицкий, бывший глава "Градобанка", как говорится, когда-то имел интерес к цементной отрасли. Парламентарий имеет кардинально иную точку зрения по поводу кризиса:

-- Если помните, "Градобанк" кредитовал программу реконструкции и развития цементной промышленности. Деньги получили крупнейшие заводы: "Балсем", Каменец-Подольский, Здолбуновский, Николаевский (Львовская область). В эту отрасль мы вложили свыше $35 млн. -- примерно треть нашего кредитного портфеля.

В 1996-м лично ко мне пришел представитель одного западного банка -- молодой человек с хорошими манерами -- и потребовал, чтобы я продал все "цементные" долги, все акции и так далее. В обмен пообещал, кроме денег, еще и прекращение негативных публикаций в прессе по "Градобанку". А в случае отказа пообещал "наезды" со стороны наших же чиновников из самых разных ведомств. Я отказался -- мы были связаны с цементной промышленностью обязательствами, фактически взяли на себя ответственность за ее развитие. Да и деньги сюда были вложены не мои, а вкладчиков и инвесторов -- и они, понятно, должны были работать и приносить прибыль.

Короче, шла война, окончившаяся тем, что в 1999-м Украина эти заводы фактически потеряла. Николаевский перешел в собственность французского концерна, а Каменец-Подольский -- ирландского. Вот-вот продадут Здолбуновский. Причем, за все три завода страна получила (вернее, получит, а когда это будет -- неизвестно) примерно $30 млн. Да в соседней Польше больше стоит один цемзавод! Участвовать в аукционе хотели и украинские компании, но их туда не пустили по смешным причинам. Вышвырнули украинцев, как котят. Иностранцы же на аукционе торговались с подставными фирмами, фактически самостоятельно назначая цену. Скоро эта участь постигнет и другие крупнейшие заводы.

Западноевропейские корпорации устанавливают полный контроль в отрасли! Вы спросите, зачем им это нужно? В развитых странах себестоимость тонны цемента -- $80, в Польше и Чехии -- 60--65, в Румынии и Венгрии -- 50. В Украине -- меньше $30. Крупнейшие западные концерны хотят довести цены на наш цемент до мирового уровня, что даст возможность извлекать сверхприбыли и переводить их за границу. А для того, чтобы поднялась цена, нужно создать дефицит. Часть заводов вскоре будет закрыта, часть готовой продукции будет вывозиться. Мы будем получать цемент по цене в те же $80 за тонну. И никто ничего не сможет сделать. Да мы уже видим начало этого процесса.

Общая мощность отечественных цемзаводов -- до 20 млн. тонн в год. Фактически отрасль сейчас работает на треть своих возможностей. Иностранцам же выгодно, чтобы упали и сегодняшние показатели. Через несколько лет, когда закончится передел собственности, будем производить около 10 млн. т -- этим количеством можно обеспечить украинских потребителей (но -- по завышенной цене) и кое-что экспортировать.

И СТРОЙКЕ -- "ШАБАШ"?



Юрий Гапоненко, глава корпорации "Монолит", в которую входило несколько цемзаводов, придерживается аналогичной точки зрения. Он считает, что Украина оказалась в центре интересов международного картеля, в рамках которого крупнейшие корпорации координируют свои действия. Продажа заводов проходит по той же схеме, что и в странах Центральной Европы: 85--90% акций принадлежит фактическому владельцу, а остальные распределяются между другими участниками картеля. А вот Россия, что называется, "устояла": там цементная промышленность осталась в руках местных бизнесменов. Иностранцам досталось лишь несколько заводов, да и то некрупных.

Но главный вопрос остается: где достать цемент? Ведь без него, как известно, ничего не построишь. Выходит, и строительная отрасль на грани очередного кризиса? А не будет стройки -- не перестанут работать еще с десяток отраслей: транспорт, промышленность пиломатерилов, отделка, железобетон, химия, панельное производство, кирпичные заводы... Неужели никому это не интересно?

Правда, пока дефицит цемента почти не ощутили крупные строительные предприятия, которые зачастую договариваются о поставках напрямую с его производителями, а также имеют некоторый запас. Но повышение цен неизбежно. Значит, следует ждать подорожания квартир, офисов, магазинов. Ведь общеизвестно, что рентабельность и прибыль строителей зависит от цены использованных материалов. И если дорожает цемент, одновременно растут затраты и по другим "статьям"...

Интересно, что организовать поставки цемента в Киев с других заводов не так-то просто. По нескольким причинам, полагает г-н Гапоненко. Во-первых, то, что производится, уже, как правило, выкуплено. Во-вторых, излишки цемента, где они есть, расходятся зачастую прямо на месте. А, в-третьих, чтобы перевезти товар из одного региона в другой, с железной дорогой нужно договариваться за месяц--два. Плюс -- обеспечить автотранспорт, склады, подписать договора... Реально справиться с дефицитом цемента можно лишь за полгода. А можно и не справиться -- если заводы и дальше будут падать...

Так что моим знакомым, доставшим втридорога мешок цемента, еще подфартило. Ведь разрешение кризиса не предвидится -- по крайней мере, пока цементик не "взлетит" до заоблачных высот...




Другие разделы

© 2003-2025 www.derevodom.com