Иностранная мебель возвращается в Россию
Мебельный рынок ? на сегодня один из самых впечатляющих примеров победы отечественного производителя над импортом.
Ментюкова С. Иностранная мебель возвращается в Россию // Коммерсант . 2001 . 2 февраля 2001 (№ 18) . С. 8
По итогам 2000 года доля импортной продукции на нем составила всего 30%. Тогда как в стратегически более важной пищевой отрасли этот показатель до сих пор составляет более 50%. Правда, этой победой наши мебельщики обязаны кризису. Сейчас, когда экономическая ситуация стабилизировалась, импортеры вновь наращивают объемы поставок готовой мебели в Россию. И намерены вернуть былые позиции.
Кустари выходят на экспорт
Сегодня в России мебель производится в 77 регионах из 89. Подсчитать точное количество предприятий, занимающихся производством мебели практически невозможно. 70% отечественной мебельной промышленности составляют цеха и мелкие производства, годовой оборот которых не превышает $4 млн. Крупные фабрики, в свое время составлявшие гордость советской промышленности, находятся в полном упадке и либо простаивают, либо сдают помещения тем же кустарям. Тем не менее за прошедшие после кризиса годы отечественные фирмы значительно увеличили объемы производства мебели, активно используя зарубежный опыт и комплектующие. Многие мастерские увеличили свои торговые обороты до $20 млн, приблизившись к промышленным лидерам. Для сравнения: одно из наиболее крупных предприятий ? ОАО ?Мебельная компания "Шатура"? ? в 2000 году реализовало продукции на $74,6 млн.
Сегодня на рынке весьма оживленно идет процесс создания совместных предприятий, кроме того, зарубежные партнеры охотно покупают акции российских производителей мебели. Правда, многие операторы рынка считают, что такая активность западных инвесторов связана прежде всего с возможностью экспортировать из России сырье (чаще всего натуральную древесину). Например, шведская компания Swedwood (принадлежит шведскому концерну IKEA) планирует в 2001 году начать в Белоруссии строительство деревообрабатывающего предприятия стоимостью $20-25 млн, которое будет заготавливать лес и осуществлять полную переработку древесины. Работы по созданию аналогичного предприятия ведутся шведами и в Санкт-Петербурге. Представительство компании IKEA осуществляет также покупку у отечественных производителей полуфабрикатов из древесины для того, чтобы поставлять их на свои заводы в соседних странах.
Как бы то ни было, сотрудничество с иностранцами позволило целому ряду российских мебельных компаний приступить к выпуску мебели, практически не уступающую по качеству и дизайну западным образцам, но при этом более дешевой ? на 30-50%. И по итогам 2000 года объем продаж импорта оценивается всего лишь в 30% от общего объема продаж мебели. И это при том, что потребление мебели в России остается достаточно низким: в 2000 году среднестатистический россиянин потратил на мебель всего $10.
Интересно, но российская мебель худо-бедно тоже пошла на экспорт. Очень активно в этом направлении работает все та же компания IKEA, на долю которой в 1999 году пришлось около 45% экспорта мебели из России ? примерно на $40 млн. В ближайшие два года IKEA планирует увеличить закупки мебели в России более чем вдвое. Тем не менее, по данным ГТК, объем экспорта мебели из России в денежном выражении примерно в 14 раз меньше импорта.
Растет благосостояние народа
Впрочем, иностранцы проявляют интерес к российскому мебельному рынку не только как к
сырьевой базе, но и как к перспективному рынку сбыта. По прогнозам экспертов, в этом году на мебельном рынке ожидается значительное увеличение покупательской активности, причем в средней и высшей ценовых категориях. Это именно те сегменты, в которых иностранная продукция представлена наиболее широко. По словам гендиректора ООО ?Торговый дом МООН? (производитель мягкой мебели) Константина Котцева, значительная часть россиян уже может делать накопления и приобретать дорогую мебель.
Правда, иностранные компании оценивают ближайшие перспективы более сдержанно. ?Рост рынка в нашем сегменте действительно есть, и это очевидная тенденция на ближайшие несколько лет. Однако темпы роста будут несопоставимы с темпами роста периода 1997-1998 годов?,? считает управляющий сети ?Интерьеры экстра-класса? Удо Ремпфер (Udo Rempfer). Такая осторожность понятна: даже обеспеченные россияне чаще отдают предпочтение мебели отечественного производства. Тем не менее активность импортеров налицо. Даже при высокой ввозной пошлине (30-50% от стоимости ввозимого товара) за последние два месяца доля импорта увеличилась на 4%. А несколько иностранных предприятий заявили о своих планах по строительству производств в России. Так, турецкая фирма Olgun собирается начать строительство уже в следующем месяце и завершить его до конца года. Это означает, что российским мебельщикам предстоит выдержать нелегкую борьбу с иностранцами за свою долю рынка.
Страшный дизайн далек от народа
Чтобы выдержать конкурентную борьбу с западными производителями, российским мебельщикам необходимо поработать над качеством и дизайном своей продукции. До сих пор промышленный дизайн отечественной мебели рождался путем копирования моделей из каталогов итальянской, испанской или германской мебели, которые потом воспроизводились в упрощенном виде.
Проходящая сейчас в Москве выставка ?Мир мебели и интерьеров Fidexpo 2001? призвана обратить внимание производителей на работы российских дизайнеров. Однако, по мнению президента гильдии мебельщиков, генерального директора Первой мебельной фабрики (Санкт-Петербург) Александра Шестакова, не более 5% из представленных на выставке экспонатов смогут найти применение в массовом производстве. Слишком далеки еще наши дизайнеры от производителей. С ним согласен и Константин Котцев. По его словам, в производстве мебели есть только две творческие составляющие ? разработка и продажа.
То, что разрабатывает основная масса дизайнеров и дизайнерских студий, рассчитано на узкий круг покупателей с доходами выше среднего. Получается, что дизайнеры работают на одного клиента и разрабатываемые ими модели не применимы для массового производства. Кроме того, творцы обращают мало внимания на конечную стоимость выпущенного продукта. ?Осознавая важность дизайна, мы создали собственное дизайнерское ателье, которое занимается разработками моделей для наших двух фабрик?,? говорит Константин Котцев. Наиболее активно внедряют новые дизайнерские разработки предприятия, работающие с ценными породами дерева,? московская мебельная фабрика ?Ольховская?, воронежская ?Мебель Черноземья?, дубнинская ?Экомебель? и рыбинская ?Свобода?. Уже сейчас они выпускают на рынок товар, мало чем отличающийся от импортного по качеству и стоимости.
Без скрипа и упрека
Помимо заботы о внешнем виде своей продукции российские мебельщики стараются вкладывать средства в развитие собственного производства. По словам Константина Котцева, ТД МООН планирует в ближайшие два года добавить к двум имеющимся у него фабрикам по производству мягкой мебели еще одну. Примерные размеры инвестиций составят порядка $10 млн, что для этой отрасли немало. Мебельный комбинат ?Шатура? в 2000 году уже вложил в развитие производства 254 млн руб. А в ноябре 2000 года руководство предприятия подписало контракт с немецкой компанией Siempelkamp на поставку оборудования для производства высококачественных ДСП мощностью 150 тыс. куб м. Общая расчетная стоимость проекта ? около $9,5 млн. За счет расширения производства компания планирует увеличить свою долю на российском рынке с 11% до 15-20%.
Увеличение объемов производства мебели также способствовало росту выпуска плитных и облицовочных материалов, мебельной фурнитуры и комплектующих ? именно их недостаток сильно тормозит развитие российских мебельщиков.
К сожалению, основу российского мебельного бизнеса сегодня составляют производители мягкой мебели. Производство корпусной мебели требует наличия передовых технологий, которых в России пока нет. И именно производителям кресел и диванов предстоит смягчить удар наступающих импортеров. Выдержат ли кресла и диваны этот натиск, покажут результаты работы этого года. Главное, что понятия ?отечественный? и ?некачественный? уже не воспринимаются как синонимы.