Технологии строительства и деревообработки.

Чудо, а не рожки да ножки

Об охотничьей выставке в Дортмунде.

Гансовская А. Чудо, а не рожки да ножки // Сафари. 2002. №2. C.54-56

Современный темп жизни оставляет нам все меньше времени для того, чтобы расслабиться, насладиться покоем и комфортом в уютном уголке собственного дома. И, может быть, поэтому в последнее время люди все больше внимания стали уделять созданию этого самого комфорта в своей квартире, прибегая к помощи профессиональных дизайнеров. Самое уютное место для охотника, конечно же, рядом с трофеями, анималистической живописью, своеобразной охотничьей мебелью, и именно последней мы посвятим сегодня несколько слов. К сожалению, ее очень и очень мало. На последней охотничьей выставке в Дортмунде я видела только двух мастеров, предложивших посетителям свои немногочисленные изделия.

Скажите, в чем разница между f шахтером, поэтом, механиком, с одной стороны, и охотником ? с другой. Возможно, вы уже догадались, о чем я говорю. Не существует специальной мебели ни для шахтера, ни для поэта, ни для механика, ни для еще тысячи людей самых разных профессий. А вот охотничья мебель есть! О какой такой особой мебели идет разговор?

Первое, что приходит на ум, ? это мебель-ретро. Действительно, представления об охотничьем интерьере у большинства людей ассоциируются с прошлым, скорее даже позапрошлым веком. Старинные стулья и столы, обитые зеленым сукном, ковры на стенах и на полу, этажерки и жардиньерки, оттоманки и кушетки ? и все это из резного дерева и грубой потрескавшейся кожи. Не стану спорить: да, ретро ? это то, что уютно, комфортно и в значительной степени ?по-охотничьи?. Распространено и другое представление: охотничья мебель ? это ?лесное кантри?. То есть кресла, стулья и столы из плохо оструганных досок и плохо ошкуренных еловых палок, перевязанных (а не стянутых шурупами!) пеньковой веревкой. Что ж, возможен и такой вариант, который ко всему готовые американцы называют outdoor design.

Но я веду разговор об истинно охотничьей мебели, созданной из трофеев ? рогов, шкур, кожи добытых животных. Тот, кто ее не видел, может подумать, что ничего путного из рогов и прочих ?копыт? сделать невозможно и разговор идет о каких-то вульгарных самоделках. Это далеко не так!

Впервые я увидела кресла и диван, основными конструктивными элементами которых являются рога оленей, на фотографии в книге о зарубежных трофейных комнатах, а потом воочию в ?Салоне охотничьих трофеев и интерьера ?Марко Поло?. Прошу прощения за подобные подробности, но первое, что пришло в голову при виде этой ажурной ?мягкой? мебели, ? попробовать посидеть на ней. И первая мысль, которая полностью отражала возникшее ощущение, ? я ни на чем более основательном в жизни ни сидела. Разве что на гранитных ступенях одного московского памятника. Но там было жестко, а эти кресла и диван оставляли то самое чувство комфортности, о котором мы все так хлопочем. Прежде всего это мебель для гостиной, каминной, кабинета. Конечно, можно и кухню обставить особой мебелью в охотничьем стиле, но он найдет отражение лишь в декоре, а по сути своей это будут обычные функциональные элементы и узлы. Легко могу представить себе аналогичную кровать в спальне, или этажерку для сувениров, но видеть их пока не приходилось.

Конечно, переплетенные с каким-то рациональным лаконизмом рога оленей не могли не произвести впечатления. Я все смотрела и повторяла про себя: ?Как красиво! Сказочно красиво!? Наверное, поэтому мне не сразу бросились в глаза детали ? тиснение в виде дубовых листьев на коже и резьба по рогу. Дело в том, что ?коронована? эта мебель рогами типично европейского оленя ? лани, которая носит лопатообразные рога, подобно лосю. Так вот на этих ?лопатах? и вырезаны, я бы даже сказала, выгравированы анималистические сюжеты, сцены охоты на глухаря, оленей, косулю. Профессионализм мастера, скрупулезная проработка деталей как в резьбе, так в рисунке тиснения на коже (те же сцены охоты и сюжеты из жизни животных) оставляют впечатление добротной, несерийной, ручной работы. Мою уверенность в том, что подобная мебель ? авторская работа, то есть работа мастера, которого скорее можно назвать художником, чем мебельщиком, укрепил консультант ?Салона?, который указал мне на кованые (кованые!) гвозди, которыми крепится кожа к резной дубовой доске.

Диван, кресла и журнальный столик на ножках-рогах с массивной дубовой столешницей образуют гарнитур, способный создать самую непринужденную атмосферу при общении с гостями и в офисе, и дома.

И еще хочется сказать об одном ощущении, возникающем при первом взгляде на все это великолепие: на такой гарнитур нужно собирать рога отстрелянных оленей, наверное, всю жизнь. Когда я поинтересовалась, откуда мастера берут столько ?стройматериала?, мне объяснили, что мебельщики закупают сырье в оленьих парках Европы и у фирм, занимающихся сбором маральих рогов в Сибири. При этом совершенно не обязательно отстреливать зверя ? ведь олени теряют и отращивают рога ежегодно. Только вовремя собирай.

Африканская тема вообще дает фантазии мебельщиков неограниченный простор: торшеры, подсвечники, пепельницы, карандашницы из ног зебры или экзотических антилоп, коврики и подушки из прекрасно выделанных шкур и многие другие предметы и детали интерьера, наличие которых в значительной степени и создает в нем атмосферу уюта.

Журнальный столик ? один из наиболее популярных предметов мебели в ?африканской серии? и. конечно же, непременный атрибут уголка отдыха. Например, изящный столик со стеклянной столешницей, покоящейся на ?незыблемой? основе ? четырех ногах бегемота, не просто оригинален и позволяет при каждом взгляде на него вспоминать об удачной охоте где-нибудь в Зимбабве или Танзании, но и употребить в дело, казалось бы, бесполезную часть трофея.

Одной из самых интересных особенностей подобной мебели является то, что она вполне адекватно воспринимается как в ретроинтерьере, так и в помещениях, отделанных в соответствии с современным (скандинавским) стилем. Поклонники минимализма, или делового интерьера, то есть те, кто предпочитает видеть у себя дома одноцветные стены, не покрытые никакими обоями или коврами, и не признает вычурную старинную мебель, не почувствуют дискомфорта, установив подобные столики и кресла в своей квартире. В офисе или студии натуральные рога, кожа и дерево сыграют роль акцентных деталей, так сказать, самых выразительных мазков всей архитектурно-дизайнерской композиции. Конечно же, разглядывая охотничью мебель, не придет в голову вспомнить ни о каком авангарде. Стиль кресел, диванов и журнальных столиков неиндустриален и не соответствует какому-нибудь новомодному направлению в дизайне. Охотничий стиль вне времени. Он вечен, поскольку в основе его лежат неповторяющиеся природные материалы, обладающие животворной энергией, и немашинное производство, при котором каждая частичка изделия помнит теплоту рук мастера, ее создавшего. Помнит и дарит это тепло счастливчикам, обладающим подобной мебелью.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com