Технологии строительства и деревообработки.

За зелеными кулисами

Законы ландшафтной архитектуры

Липская М. За зелеными кулисами // Архидея. 2002 . №1. C. 55-59

В ландшафтной архитектуре, как в любом другом виде искусства, существуют свои законы жанра, тесно связанные с мировоззрением, художественным стилем эпохи и особенностями национальной культуры. Если сначала может показаться, что новые стили возникают неожиданно, то при детальном рассмотрении оказывается, что они готовятся исподволь, очень долго. Так, основные черты пейзажного парка стали складываться еще в эпоху Возрождения, но свое развитие он получил только в Новое время на территории Англии, поэтому по праву называется ?английским?.

Английский классический ландшафт - это яркое стилистическое направление в садово-парковом искусстве, зародившееся в Англии в конце XVII века. По сути - это пейзажный парк со свободной планировкой, будто бы созданный самой природой. Английский пейзажный парк стал антиподом французскому регулярному парку: на смену геометрической планировке с торжественно-декоративной символикой пришел естественный ландшафт, по типу пейзажных садов, принципы построения которых были привезены из Китая.

Его появление можно связывать и с охватившим Англию духом либерализма, и с мировоззрением Нового времени, согласно которому природа и ?естественный человек? стали главными ориентирами в жизни. Но не стоит забывать и о том, что сам по себе ландшафт Зеленого острова не располагал к построению регулярных парков господствующего в то время в Европе французского типа. Живописные зеленые склоны, чередующиеся с небольшими равнинами, ручьи и реки, неровными линиями вьющиеся вокруг них, мало подходили для четкой геометрии. Скорее наоборот: уж очень хочется создать на них пасторальную идиллию с овечками и пастушками. Потому совершенно естественной частью английского ландшафта стал уникальный английский ?сад иллюзий?, или ?picturesque?, что означает ?живописный? - символ возвращения к естественной природной гармонии.

Большое влияние на непосредственное формирование отдельных садовых уголков и парковых ?картинок? оказала получившая тогда развитие пейзажная живопись. Произведения знаменитого английского художника Томаса Гейнсборо своеобразно запечатлели сложившийся в Англии в XVIII веке стиль сентиментализм с его подчёркнутой чувствительностью и увлечённостью красотами природы, а также, возможно, с некоторой ностальгией по ?доброй старой Англии?.

Первым выдающимся мастером нового направления в ландшафтной архитектуре стал английский художник Вильям Кент. Парк Стоув, который Кент перестроил в графстве Бакингем, в сотне километров от Лондона, стал образцом новой стилистики и полным антиподом регулярному французскому парку. Постоянная подвижность, непрерывная изменчивость пространства, освещения, цветовой гаммы, связанная с естественным ритмом чередования времен года, сменой дня и ночи, создавали особое очарование, усиливая живописность парка. Продуманное соотношение открытых пространств, которые позволяли наслаждаться красотой изумрудных английских газонов, и высокой растительности создавало особую ритмику ландшафта, а стремление к естественности рождало новые приемы в садово-парковом искусстве. Так появились парковые ограждения - изгороди, спрятанные в траншеях, - внезапно возникающие перед прогуливающейся компанией. Их называли ?хо-хо? или ?ха-ха?, что в разговорном английском означает ?стой!?. Стоило кому-то зазеваться, как он тут же, к всеобщей радости и удовольствию, оказывался в подготовленной ловушке. Иногда сплошные зеленые кулисы могли вдруг прерваться небольшим проемом, открыть дальнюю перспективу или укромное местечко для двоих.

Английский парк не стал бы классическим, если бы в его композиции не было обязательных сугубо английских элементов. Как правило, это вилла или замок, фасад которого густо увит зеленым плющом. Это традиционный стриженый газон с пасущимися овцами, которые играли роль изысканного декора, одновременно создавая пасторальный мотив и работая естественной ?газонокосилкой?.

С XVIII века мода на английский пейзажный парк распространилась по всей Европе. В XIX веке он появляется уже в Австралии, Южной Америке и даже Африке. На территории Украины в разное время по типу английского пейзажного парка создавались парк Александрия под Белой Церковью, Софийский парк в Умани, Тростянецкий парк в Черниговской области.

И в наше время классический английский пейзажный парк не утратил своей необыкновенной привлекательности. Он по-прежнему пользуется большой популярностью в разных странах мира.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com