Технологии строительства и деревообработки.

Маты...из базальтовой ваты

О базальтовом супертонком волокне, не нуждающемся в связующих веществах, которое производит ирпенский комбинат ?Прогресс?

Маты...из базальтовой ваты // Бизнес . . 29 октября 2001 (№ 44) . С. 36-37


Почему о нём



Помните, БИЗНЕС в свое время (см. №31 от 2 августа 1999 года, стр.26,27) писал об одном из самых ?крутых? по состоянию ?на сейчас? (в мировом масштабе, что приятно) утеплителей ? базальтовом? Речь шла о несколько подзабытом деловым народом базальтовом супертонком волокне, не нуждающемся в связующих веществах, которое производит ирпенский комбинат ?Прогресс?.

Еще в 1969 году, оправдывая свое название, ?Прогресс? (первым не только в СССР, но и в мире) выпустил партию базальтовой ваты для флота. Одного этого хватило бы на статью даже сейчас, спустя 32 года.

Но поскольку наша страна ? странная страна (как сказал Борис Гребенщиков) и не намерена помнить о собственных достижениях, мы решили разузнать, помнит ли о своем славном прошлом сам комбинат. И не кроется ли в том факте, что рынок мало наслышан о супертонком волокне, какая-то тайна стратегического свойства? Не ?заценило? ли правительство товар ?Прогресса? до того сильно, что снова, как в советское время, окутало тему государственной тайной?

Да и вообще, чего нам все время писать о предприятиях с массовой ?аудиторией?, зачатых в рынке, на широкий рынок изначально ориентированных и уже потому в некоторой степени обреченных на успех? Пора поговорить и о чем-то наукоемком, отвлеченном как бы. А поскольку телефоны ?Прогресса?, как ни странно, рассекречены и на другом конце провода откликаются живые люди, мы напросились на комбинат в гости, дабы развеять все сомнения, подозрения и шпионские страсти.



Панорама



Ирпень ? город небольшой, но с норовом: третья зона чернобыльского заражения. Тут сложно найти ?царские села?, зато полно всяких заводов. Можно вспомнить, например, что здесь же, в Ирпене, неподалеку от ?Прогресса?, есть еще парочка производителей базальтовой ваты ? завод ?Перемога? и Мостыщанское заводоуправление. Так что город Ирпень вполне можно назвать мировым центром производства сверхтонких волокон.

Всё, выпускавшееся в ?совдепии? супертонкое базальтовое волокно, имело, так сказать, стратегический статус и шло на нужды военных. 80% из 2,5 тыс. ежегодных тонн ? флоту, 20% ? аэрокосмической промышленности. До 1994 года завод ежегодно производил около 2500 т ваты. Затем аппетиты российской ?оборонки? увяли, что тут же сказалось на местном производстве. Самым тяжелым стал 1996 год, когда на заводе выпустили всего 187 т волокна. После 1996-го объемы производства начали понемногу расти и в 2000-м превысили 400 т.

?Прогресс? производит не только базальтовую вату. Он не зря называется комбинатом и не зря занимает 65 гектаров. Здесь кроме производства базальтового волокна присутствует крупнейшее кирпичное производство. Некогда оно выдавало 120 млн шт. условного кирпича в год. Нынешние объемы поменьше ? 25 млн шт. в год. Но современные строительные потребности страны невелики. Так что и 25 млн для сегодняшнего кирпичного завода считаются большой цифрой. У ?Прогресса? есть несколько собственных глиняных карьеров, так что в глине (зеленоватой; типичный цвет глины в киевских окрестностях) недостатка нет.

Сама местность, занимаемая комбинатом, ? настоящая находка для сталкера: людей на улице почти не видно, зато налицо десятки корпусов (расставленных, на первый взгляд, как попало), подъездные пути, забытая всеми аллея на валу (в самом деле, до нее ли сейчас?), гигантские кучи глины в низине, разные железки-механизмы там и сям и все такое прочее.



Процесс



Корпус, в котором занимаются производством базальтового волокна, имеет в высоту метров 12 и вмещает два с половиной этажа. Этажность входит в замысел проектировщика и нужна, чтобы сэкономить место, а равно и энергию при внутризаводских перемещениях технологических продуктов.

Самое интересное ? на втором этаже. Там плавят базальтовую крошку, вытягивают ее в нити и раздувают из нитей волокно. Все эти функции ?собраны? в едином (на взгляд корреспондента) агрегате. Сам агрегат отдаленно напоминает не то мясорубку, не то перевернутый пистолет. В общем, он изогнут под прямым углом, соответственно изогнута и ?траектория? продукта.

Сырье загружают на самом верху ? на этаже номер два с половиной, так сказать. Здесь оно плавится и, проваливаясь сквозь пол на второй этаж, проходит через фильеры ? пластины из весьма драгоценного сплава (какого именно ? коммерческая тайна) с множеством отверстий. Получаются нити. Затем нити попадают во вторую горелку, совмещенную с мощной воздуходувкой, снова плавятся и, распыляясь, летят уже горизонтально. Остывая, они осаждаются в сверхтонкое волокно. Осталось собрать его и скатать в цилиндрические ?клубки?. Этим занимается конечный ?орган? агрегата.

Затем ?клубки? разделят на слои и прошьют их, скажем, стеклонитью. Получится прошивной безобкладочный мат. Он может быть и обкладочным, если его покрыть стеклохолстом.

Самое живописное место производства ? плавильные печи. Они невелики (каждая ? с тумбочку), но выглядят грозно. Проектировщик предусмотрел в них несколько основательных дыр (теплотехника ? сложная наука, знаете ли). Сквозь дыры вырывается газовое пламя и виден расплав, нагретый до температуры 1400 градусов. Расплав ? до ?зайчиков? в глазах ? ослепительно желто-красного цвета. Самая настоящая магма. Очень впечатляет.

А вот нити, выходящие из фильер, уже твердые. Их можно даже потрогать.



Изобретательство



Заводские спецы вовсю занимаются изобретательством. К этому их вынуждают творческий дух и историческая необходимость: приходится расширять, адаптировать к рынку ассортимент, улучшать кондиции.

Взять, к примеру, хотя бы линию для подготовки базальтовой крошки. Она придумана заводчанами, построена ими же и вполне уникальна: в Украине ничего подобного нет. Места линия занимает не слишком много, вид имеет обособленный и напоминает здоровенный стол, на одном из концов которого высится что-то вроде этажерки. В ?этажерку? (главная ее часть ? приемный бункер) монорельсовый грейферный кран сыплет базальтовую крошку. Высыпаясь с нижнего конца бункера, крошка попадает в просеиватель и мойку. Потом ее подхватывает транспортер и проносит мимо ?миноискателя? ? прибора, извлекающего железосодержащие фрагменты.

Говоря точнее, ?миноискатель? ? это магнитный сепаратор, притягивающий ?чермет?. Дальше ? конструкция местного электрика (очень опытного и умного): плоская коробочка размером с книгу. Ее задача ? искать цветные металлы. Любой металл очень вреден для чрезвычайно дорогих фильерных пластин.

Козыри ?Прогресса? ? не только подготовительные технологии. У комбината есть разработки новых товаров, вполне уникальных по потребительским свойствам. Например, здесь налаживают производство минераловатных плит. Чтобы склеить волокна в плиту, нужно связующее вещество. Завод, сделавший ставку на эксклюзивность, не хочет применять в своих плитах фенолоспирты (как это делает остальной мир) и осваивает другой ?клей? ? бентонитовую глину, предварительно ?заваренную? в специальном котле. Этот котел заводской народ полушутя называет ?реактор?. В самом деле, усеянный заклепками массивный округлый цилиндрический корпус величиной с поставленный ?на попа? грузовик наводит на мысль о некоей адской кухне, бушующей у него внутри. Но внешность обманчива: глину ?парят? всего лишь при 80 градусах. А готовое связующее качают по трубе наверх, на второй этаж, в накопитель.

Установка для формовки из ваты полужестких плит тоже весьма экзотична. Главная ее деталь ? стоящий на ребре трехметровый барабан. Он, если говорить по-простому, прессует плиты из ваты, пропитанной связующим. Пока этот механизм стоит, ни за что не догадаешься, для чего он предназначен и с какой стороны к нему подходить.



Люди



Народ на ?Прогрессе? занятой. Детального разговора с простыми пролетариями, стоящими у станков, не получилось. В цехах не то чтобы слишком шумно, но разговаривать тяжело: сказывается мощнейшее вентиляторное хозяйство, совпадающее по генерируемым частотам с речью. А отвлекать людей от непрерывного производства не рекомендуется. Сквозь шум удалось расслышать, что зарплата у операторов на волоконном участке неплоха даже по киевским меркам, применимым к подобным предприятиям с государственным прошлым. В месяц ? 480-500 грн.

Объяснение тому простое. Операторы ? высококвалифицированный народ. Их профессия уникальна. Ее нельзя получить в ПТУ или техникуме: таких учебных заведений просто нет. Обучаются на производстве. Работа требует не только дисциплины и знаний, но и чисто физических способностей (отменной координации движений, например), доступных далеко не каждому человеку. Так что даже пролетариат на ?Прогрессе? ? элитный. И его (в меру сегодняшних сил) ценят.



Государственные дела



Местное начальство давно бросило ?западать? на всякие госпрограммы (кои все еще плодятся в нашем абсурдном мире). Работяги и руководители отозвались о родном государстве весьма однозначно: ?Абы не мешало?. Корреспондент БИЗНЕСа рискнул спросить: а что, сильно мешает? И тут же пожалел о том: надо же, заставляет хороших людей вспоминать всякие гадости. Но было поздно. Полилась ничем не приукрашенная прямая речь.

Нового в рассказах заводчан, конечно, немного. Типичный сценарий взаимоотношений производства с государством скучен. Налоговые ?человеки?, как положено, пытаются присосаться к заводу на предмет подкормки материнского ведомства, да еще требуют материальной благодарности для себя лично. Ведут себя на чужой территории как хозяева. За бестактность ? карают. В общем, колонизаторы.

Но нашла коса на камень. Председатель правления ЗАО ?Ирпенский комбинат ?Прогресс? Валерий Николаевич Росстальный ? человек тертый. В свое время возглавлял райком комсомола. Имеет обширный опыт общения с ?государственными людьми?. Наглости не прощает. А поскольку Росстальный ? человек представительный и за словом в карман, в случае чего, не лезет, налоговики постепенно (сами тому не веря) стали его побаиваться. Тем более что председатель не раз и не два инициировал судебные разбирательства с ?опекунами?.

Коллеги Росстального рассказали анекдотичный случай. Некий молодой человек из налоговой при экстраординарной проверке решал очередной спорный вопрос и принялся учить Росстального законодательной грамоте. Валерий Николаевич сперва пункт за пунктом переспорил оппонента, а потом резюмировал: ?Иди учи законы. Заходи через месяц. Сперва я тебя проверю. Выдержишь экзамен ? тогда меня и проверяй?. (Эта фраза, по мнению всех без исключения сотрудников БИЗНЕСа, ? должна стать ключевой в диалоге с любыми инспекциями.)



Вместо послесловия



Комбинату по-прежнему трудно. Руководство этого и не скрывает. Среди акционеров компании нет сколько-нибудь заметных капиталистов. Комбинатом владеют члены трудового коллектива и пенсионеры. Заступников нет.

Поэтому сложности сыплются со всех сторон: то упомянутые налоговики донимают, то с господами монополистами-энергетиками приходится любезничать, то районное начальство выдумает ?многоступенчатый? прожект, пригласив ?Прогресс? на ударную стройку и наобещав кучу благ в ближайшем будущем, то еще какое ?счастье? свалится. Но ничего, комбинат живет, несмотря на советское прошлое, а равно и на ........ настоящее (прилагательное для которого еще не придумано).



Монологи о...





... экономии



Председатель правления ОАО ?Ирпенский комбинат ?Прогресс? Валерий РОССТАЛЬНЫЙ:

? Усилий одного предприятия маловато, чтобы преодолеть ценовой разрыв между супертонким волокном и импортной теплоизоляцией.

Мы сохранили производство базальтовой ваты. Это ? уже много. Но государственных программ, направленных на поддержку отрасли, нет.

Однако мы планомерно, изо дня в день, ищем пути снижения цен на нашу продукцию ? за счет экономии энергоресурсов, совершенствования технологий, разработки новых видов продукции.

Уверен: несмотря на все трудности, мы достигнем приемлемых цен и докажем не только Украине, но и всему миру, что супертонкое базальтовое волокно ? лучший теплозвукоизоляционный материал из всех известных. На меньшее я не согласен.



... рынках сбыта



Главный инженер ОАО ?Ирпенский комбинат ?Прогресс? Алексей БОВСУНОВСКИЙ:

? Сейчас рынок понемногу переориентируется на супертонкое волокно, и его потребление растет. В свое время был снят мораторий с развития атомной энергетики, и наше производство ?задышало?.

Помимо высоких теплозащитных параметров и термостойкости, у супертонкого волокна нет никаких вторичных, непредвиденных факторов при возникновении нештатных ситуаций там, где оно применяется. Такое волокно ?безразлично? к пожарам, химии и прочему; эти факторы не вызывают в теплоизоляции каких-то опасных напряжений, способных усугубить нештатную ситуацию.

А поскольку на атомных станциях регулярно утилизируют теплоизоляцию (она работает и в зоне облучения), мы надеемся на этот рынок как на основной фактор спроса.

Но есть и другие рынки. Есть самолетостроение, судостроение, химическая промышленность. Они рано или поздно ?проснутся? ? и у нас, и в России.

Есть, наконец, совершенно ?


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com