Деревянные постройки вновь в моде
Об опыте и преимуществах строительства деревянных домов
Деревянные постройки вновь в моде // Современное строительство. 1996. №3. C.6-7
Опыт, полученный в Северной Америке показывает, что системы из деревянных конструкций являются конкурентоспособными, экономичными, экологически целесообразными решениями для строительства домов высотой до пяти этажей.
90% домов имеют деревянный каркас
В Канаде и лесистых штатах США строительство многоэтажных деревянных зданий ведётся уже давно. В Северной Америке 90% всех домов высотой до пяти этажей имеют деревянный каркас.
В Европе дерево традиционно используется в качестве материала для строительства одно - и двухэтажных домов. В настоящее время системы деревянных конструкций и деревянные многоэтажные дома являются предметом разработок и испытаний в странах Скандинавии, Великобритании и Германии. Во многих европейских государствах осуществляется пересмотр норм пожарной безопасности, целью которого является облегчение возможностей строительства деревянных домов. В Скандинавии проекты многоэтажных домов из дерева выполняются в рамках общескандинавской научно-исследовательской программы "Нордик Вуд".
В Канаде и США обычно используется т.н. система каркаса "precut", то есть, когда каркасные столбы распилены до необходимых габаритов. Толщина столба составляет около 40 мм, а ширина около 95 мм или 145 мм, в зависимости от требований теплоизоляции. В качестве перекрытия применяется т.н. конструкция-платформа", которую можно легко смонтировать непосредственно на стройплощадке. Плитой жесткости служит американская плита OSB (oriented strand-board), представляющая из себя ДСП из крупных стружек, где склеивающим веществом является водостойкий фенол.
В качестве конструкции наружной стены американцы используют конструкцию-платформу". Её сборка выполняется либо на полу, после чего конструкция устанавливается в вертикальное положение, либо на заводе панельных конструкций, расположенном неподалёку. Все необходимые коммуникации, монтаж трубопроводов, электропроводки и т.п. выполняются под полом. Наиболее популярной наружной обшивкой является трёхслойная штукатурка.
Противопожарная безопасность - в центре внимания
В Америке, при строительстве деревянных домов строго соблюдают нормы деления территории на пояса пожарной безопасности. Противопожарная стена с 2-х часовым временем горения служит границей между участками площадью 600 кв. метров. Предел огнестойкости стен между квартирами и стен, граничащих с коридором также составляет 2 часа. Кроме того, во всех комнатах имеется спринклерная система. На практике это означает, что м вспыхнувший пожар можно потушить в самом начале. В деревянных многоэтажных домах, построенных в шведском городе Векше, которые заселены в мае 1996 года, внутренняя сторона деревянных стен обшивается гипсовыми панелями для обеспечения огнестойкости. При этом отпадает необходимость в монтаже спринклеров.
В Америке системы противопожарного контроля, т.е. тепловые и дымовые извещатели, устанавливаются в каждой квартире. Кроме того, большое внимание обращется на устройство в домах эвакуационных путей.
Высокая звукоизоляция...
В Скандинавии предмет особого внимания ? звукоизоляция. В особенности это касается деревянных многоэтажных домов. По результатам звуковых испытаний, проведённых в лаборатории акустики Лундского университета, звукоизоляция деревянных домов не уступает звукоизоляции домов из бетонных панелей.
По словам профессора Лундского университета Свена Теландерссона, в Европе обращают особое внимание на вопросы акустики многоэтажных домов, а также их стабильности, влагонепроницаемости и осадки каркаса.
Дёшево...
По опыту шведских специалистов, строительство деревянных многоэтажных домов обходится на 5-20% дешевле по сравнению с затратами на строительство бетонных панельных домов. Сокращение расходов связано со свойствами дерева. Производство работ можно организовать эффективнее и использовать более простые инструменты, что способствует сокращению сроков строительства. Деревянный дом весит в пять раз меньше по сравнению с бетонным домом такого же размера. При строительстве деревянного дома уменьшается объём транспортировок, а на стройплощадке не требуется применения дорогостоящих подъёмных кранов. Лёгкий дом может быть построен практически на любом грунте и часто не требует забивки свай.
Как в Америке, так и в Европе деревянный дом находится на вершине популярности. Вопросы охраны окружающей среды и благоустройства жилых микрорайонов приобретают всё большее значение и в этом случае выбор строительного материала очевиден.
Баллада о Дэдроке
Большую популярность в Америке деревянных домов подтверждает целый город состоящий исключительно из деревянных построек, построенный недавно талантливым архитектором Ником фуллертоном
Дэдрок - город "фантазия"
В самом центре ранчо Барбары и Гленна Пэтчей в Монтане лежит Дэдрок-город, совсем недавно созданный архитектором Ником Фуллертоном в стиле "середины 1800-х". Владельцы устраивают здесь целые представления для своих гостей, друзей и родственников.
Деревянный тротуар, который тянется по всей длине Главной улицы, связывает различные фасады зданий в единый ансамбль.
"Бог создал деревню"- написал английский поэт Уильям Купер, а человек построил город". Редко эти слова так точно к чему-то относились, как в случае с Дэдроком, городом, построенным на месте, где раньше были разбросаны несколько незаметных построек. Раньше здесь перед глазам представали луга, горы, озеро и высокое небо Монтаны. Пару лет спустя тут пролегла Главная улица с её салоном, залом для пула (разновидность биллиарда, распространёном в США), "платными конюшнями", отелем и россыпью деревянных домиков, выглядящих так, словно бы они стоят здесь со времён правления Джеймса К. Толка (11-й президент США).
Дэдрок расположен на двадцати тысячах акрах, у подножья Крейзи Маунтинз в южной Монтане. Первоначально он устраивался как место, где чета хозяев устраивала семейные праздники. "Нас здесь всегда около тридцати человек",-говорит Гленн Пэтч,-"и мы ежегодно празднуем здесь День Независимости. Одеваемся в костюмы той эпохи и устраиваем музыкальные представления".
Начало проекта
Проект начался, когда встретил фуллертона осенью 1993. Он просто сказал: "Я хочу построить город. Давай поставим несколько деревянных домов и, может быть салон. На что Фуллертон ответил кратко: "Великолепно".
В феврале 1994 года Пэтч решил достроить двухэтажный отель. После этого Фуллертон не виделся с ним четыре месяца, до тех пор, пока город не был построен. В следующем году к салону был добавлен зал для пула и "платные конюшни", в начале Главной улицы. В том же году, по мере того как Дэдрок превращался из нескольких гостевых домиков в настоящее ранчо, Фуллертон начал работу над ещё восемью зданиями, среди которых - центральный магазин (здесь продаются товары тех времён), почта, тюрьма и прачечная.
"Фасад салона был спроектирован так, чтобы он выглядел как три отдельные постройки и напоминал старый город с Запада, где дома достраивались по мере роста города" - комментирует Фуллертон. Внутри салона - гранитный камин, сосновый пол, грубо обработанные балки потолка и крашенные стены. Седло из 1930-х лежит на камине. На заднем плане - двери в зал для пула.
Для Ника Дэдрок явился лишь однажды в жизни. "Кто просил тебя строить подобный город?" - сам у себя спрашивал архитектор, кто настаивал на его соответствии выбранной эпохе?" Достоверность, в случае с Дэдроком, означала уловить тот аромат времён, построенного, скажем, в середине прошлого века маленького городка на Западе,который по мере роста прожил несколько десятилетий и, соответственно, был достроен. Для исследования архитектуры тех времён Фуллертон : посетил Баннак город -приведение и Вирджиния-Сити - территориальную столицу периода золотой лихорадки.
Я ещё рисовал, а плотники уже забивали гвозди
Вдохновение долго ждать не пришлось. Даже в современной Монтане остались следы деяний первооткрывателей. Самой большой проблемой, по словам Фуллертона, было объединить все постройки в целостный ансамбль. "Мы переделывали улицу несколько раз, да так, что дорога уже не выглядела как новенькая".
"Я ещё рисовал, а плотники уже забивали гвозди" - Фуллертон начал с реконструкции четырёх из дюжины уже стоящих в ранчо Пэтчей домиков. Они были переоборудованы и им был придан соответствующий внешний вид, а затем они, со всеми возможными предосторожностями, были перенесены в северную часть Главной улицы. Два из них Фуллертон соединил вместе, оснастил псевдо - фасадами в классическом стиле первопроходцев. Так в городе появились жилые помещения.
Салон Фуллертон расположил в южной части улицы. Это было первое из построенных здесь общественных зданий. В проектировке комнат Фуллертон рассчитывал не менее, чем на 50 человек проживающих , но хотел, чтобы и более маленькие группы людей чувствовали себя комфортно. Он расположил удобные места для отдыха перед камином, который сделал из камня взятого поблизости и устроил интерьер из старинных столов и стульев, расположенных вокруг бара, в стиле конца девятнадцатого века. Привезённый из Южной Дакоты бар из красного дерева придаёт интерьеру салона непередаваемый колорит. Иллюзия тех времён может быть разрушена, если заглянуть в комнату, расположенную за баром, где расположена современная кухня. "Но, разумеется мы не собираемся позволять каждому открывать эту дверь - твердо говорит Фуллертон. "Современные удобства скрыты в мебели - в шкафу телевизор и видеомагнитофон, а лёгкие перекрытия переделаны так, чтобы выглядеть старыми".
В выборе старинных интерьеров в стиле Дикого Запада "мы постарались дать гостям ощутить себя гражданами того времени", говорит Фуллертон об одной из восьми спальных комнат отеля. Сознавая, что они нуждаются в большем количестве спальных мест ? ?кроватей не хватало, даже если заполнялись все места в салоне?, Фуллертон принялся за постройку отеля "Хрустальный Дворец". Его фасаду был впоследствии придан более красный цвет, с тем чтобы краска постройки имела "выцветший" оттенок.
Никакой бутафории
В 1995 году, когда город переживал свой первый бум, Фуллертон прибавил к салону зал для пула, используя готику в украшении фасада. Это создало впечатление роста города и хронологически меняющихся стилей, а также создало нужный баланс с большой "конюшней". Зал для пула оборудован в том же стиле, что и бар. В "конюшне" расположены сцена, дансинг, современно оборудованная кухня; на пяти тысячах квадратных футов площади возможно разместить тысячу посетителей.
Зал для пула выполнен в стиле "Монтана Викторией", говорит Фуллертон. В Дэдроке нет никакой бутафории и девиз "обманщики будут убиты!" был неотъемлемой частью этого проекта. Строительная компания "Йеллоустоун Трейдингз" использовала при постройке всего города экологически чистые материалы. Их целью было создание присутствия в городе духа Викторианской эпохи и они достигли этого с помощью оштукатуренных стен, еловых и сосновых полов и стеклянных переплётов окон над дверьми. Чтобы разыскать Викторианскую мебель они изъездили сотни миль. В "Хрустальном Дворце" обустроено восемь спален и шесть ванных комнат, все они расположены под холлом, как было принято в ту эпоху.
На протяжении всего города, архитектор настоял на этом, выдержана полная подлинность в архитектуре и все современные детали конструкции умело закамуфлированы. В "конюшне", например, подогрев спрятан под каменный пол. Для деревянного тротуара использовано исключительно старое дерево. Уличное освещение имеет вид старинных светильников. Город снабжается водой из природных источников, имеется система очистки и зимнее утепление водопровода.
Возможно, Дэдрок - фантазия, но его архитектор настаивает, что город - не парад фасадов "под старину" и различных дизайнерских уловок:
"Здания архитектурно совершенны; только технические удобства оборудованы в современном ключе". Этот город был первым опытом исторического воссоздания и он изменил отношение Ника к своей работе. "Я стал тоньше чувствовать грань между стилями, эпохами" - говорит он. "Дэдрок будет влиять на мои творения в будущем, я уверен".