Технологии строительства и деревообработки.

Огни ночного города.

Огни ночного города. строительство Статьи по Проектированию Архитектура и строительство проектирование дизайна квартир постройка рекомендация Дизайн интерьера квартиры интерьер квартир ограждения из нержавейки статьи о лестницах

Ленская Е. Огни ночного города. . Ватерпас 2000 №5-6 C.76-83




Современный город полноценно живет не только днем, но и ночью. И не обязательно те, кому не спится, проводят ночной досуг за вязанием носков или чтением детектива, в ночном клубе или казино. Очень часто после работы да и просто перед сном хочется пройтись по любимому городу, погружающемуся после дневной суеты в тишину, полюбоваться не только светящимися витринами дорогих магазинов, но и силуэтами окружающих зданий, памятниками, фонтанами, которые выглядят совершенно иначе при умелой художественной подсветке.

При переходе на зимнее время в ночную мглу наши города начинают погружаться уже в 17 часов. Для большей части работающих сограждан это время (окончания рабочего дня) ассоциируется с монотонной кромешной тьмой, из которой хочется поскорее выбраться, без В«приключенииВ», так как освещение улиц, а особенно дорог, ведущих во дворы, настолько экономное, что с трудом различаются контуры людей на расстоянии 5 метров. Экологический дискомфорт, испытываемый человеком от недостатка света, В«световой хаосВ», в который попадает он в темное время суток, сказывается на психическом состоянии, которое непосредственно связано с нормальным функционированием жизненно важных органов. Выдержать четыре месяца В«полярнойВ» — городской ночи достаточно тяжело без В«северного сиянияВ». Поэтому после напряженного рабочего дня людям обязательно нужны визуальные положительные эмоции, возникающие при контакте с красивым изображением. И это можно им предоставить.

Рассматривая опыт наших северных соседей по подсветке своей столицы, можно только искренне позавидовать их творческим успехам, реализация которых оплачивается из городской казны. С1999 по 2ОО5 год в правительственной программе по подсветке Москвы (программа начала действовать с 1993 года) значится 388 объектов, на подсветку которых выделено 35О млн рублей (по 5О млн в год). Например освещение московских набережных, намеченное на 2ОО2 год, делается не только для того, чтобы изменить их облик, но и чтобы способствовать снижению преступности ( по той же причине освещаются парки и скверы).

Благодаря распоряжению киевского городского головы А. Омельченко В«О совершенствовании системы подсветки улицы Крещатик на участке от Европейской площади до бульвара ШевченкоВ», в недалеком будущем сограждане и гости столицы смогут насладиться красотой главной улицы (хотя частично современная подсветка уже имеет место на некоторых объектах). До 1 марта 2ОО1 года В«КиевгорсоветВ», В«ГлавархитектураВ» и В«КиевпроектВ» должны разработать и представить на утверждение КГГА программу обустройства подсветки фасадов домов, мостов, путепроводов и подъездов к Киеву на 2ОО1-2ОО2 годы. Предусматривается, что финансирование этой программы будет осуществляться за счет районных бюджетов, средств балансодержателей сооружений и инвесторов.

Единственным пожеланием при осуществлении столь необходимых распоряжений может быть только то, чтобы архитектурной частью освещения руководил специалист — архитектор, В«поднимающий проблемы освещения города до уровня искусстваВ». Он должен научиться В«конструировать световую среду, ведь она такая разная по характеру и ощущениям на огромных площадях и в замкнутых дворах, в зеленых зонах и в пешеходных переулкахВ», — говорит Н. Щепетков, рук. мастерской Моспроекта - 3, которая успешно занимается подсветкой Москвы.

Проектирование архитектурно-художественного освещения исторических памятников и сооружений города прежде всего требует создания определенной единой концепции, которая включала бы в себя программу основных композиционных и светотехнических параметров, координирование действии всех осветительных систем. Художественный образ ночного города обязательно строится по законам градостроительного искусства (чтобы не прийти к стихийной светоцветовой среде). Разрабатывается проект светоцветового зонирования, при этом обязательно учитываются различия в стилях соседствующих зданий (как вписывается один высвеченный дом в окружающую среду). Определяются принципы и нормы светового дизайна, которые за счет умелого сочетания света и тени, цветовой палитры способствуют созданию удивительных и неповторимых силуэтов. Световой образ здания при ночном освещении не всегда уподобляют дневному, но все равно обязательно выявляют его архитектурные особенности.

Самым распространенным на протяжении многих лет в наших городах является моноприем — прожекторное лобовое освещение при котором приборы ставятся по принципу В«пусть будет светло как днемВ». Но заливающий свет не дает реального представления об архитектуре здания он направленно бьет своим лучом на отдельный объект. От него уже давно ушли в цивилизованных странах. Существуют различные приемы художественной подсветки зданий. Например, когда надо обрисовать колонны пилоны лучше использовать локальную подсветку. Изящно скользящий луч сделает видимым даже то что теряется в пасмурный день (когда отсутствуют светотени).

- Световые волны - сильное выразительное средство воздействия на человека — целесообразнее всего использовать при крупных архитектурных членениях здания, так как при небольших размерах декоративного убранства интенсивный свет растворяет его в себе, делает поверхность плоской, размывает осязаемые границы.

- В«Световой подзорВ» основан на использовании одного типа осветительного приема как по светораспределению, так и по спектру излучения применяемых источников света что позволяет устранить разношерстность освещения, создать единый и целостный образ сооружения.

- Контражур дает возможность выявить прорезные элементы здания.

- Световой ламбрикен дает ярко выраженные равномерные световые пятна.

- Световая графика позволяет ярко обрисовывать основные контуры здания, проецировать на грубую поверхность слайды, создавать различные полихромные или цветовые иллюзии на безликих плоскостях.

В арсенале у светодизайнеров существует еще множество приемов, грамотное сочетание которых между собой дает неповторимые результаты. В обиходе у профессионалов существует термин — стиль освещения, от которого [стиля) в большой мере зависит психологическая атмосфера ночного города.

При проектировании обязательно учитывается, какого рода здание освещается жилое или общественное, так как яркий свет фонаря, бьющий в окно спальни вряд ли кому-нибудь понравится. Поэтому при освещении жилых домов, выходящих на центральные улицы и магистрали или в спальных районах с типовой безликой застройкой, акцент делается на подсветке торговых комплексов, ресторанов, магазинов.

Процесс проектирования установок освещения включает в себя несколько этапов. Для начала производится дневная натурная фотосъемка. Затем по полученному изображению средствами компьютерной графики осуществляется поиск светоцветового образа объекта. На втором этапе производится выбор необходимых световых приборов для найденного образа, их типа, количества, мест оптимального расположения и нацеливания, проверка количественных и качественных показателей освещения. За счет создания двух, трехмерного изображения можно получить полную картину распределения освещенности и яркости на объекте с учетом реальных отражающих свойств поверхности и светораспределения световых приборов. Немаловажную роль при проектировании, а в дальнейшем и эксплуатации осветительных установок играют вопросы экономики, требования нормативных документов, которые несколько ограничивают фантазию архитектора, но, с другой стороны, обеспечивают реализацию проектов. Установка прожекторной техники на фасадах зданий, кровле, в нишах, галереях, в заколонном пространстве и т. п. требует большого разнообразия конструктивных решении и соответственно конструкций для установки световых приборов. Они не должны бросаться в глаза, а по возможности прятаться.

Как правило, установки архитектурного освещения работают во временных интервалах. Обычно разграничивают праздничное и будничное освещение. Ночной режим также может состоять из нескольких фаз. Например, в час ночи основной массив световых приборов может гаснуть, оставляя включенными только прожекторы, освещающие завершения высотных зданий, шпили и купола. Включение осветительных установок осуществляется автоматически от реле времени с программным управлением, учитывающим ежемесячное изменение долготы дня и ночи. На каждом объекте предусматривается возможность переключения работы осветительной установки на ручное управление.

Сегодня, благодаря применению разноспектральных источников излучения, правильному выбору световых приборов, мест их установки, соотношения световых характеристик по фасадам объекта, можно осуществить самые смелые светокомпозиционные замыслы архитектора.

Создание новой реальности (которая ранее не привлекала внимания или отпугивала своей темнотой и монотонностью] путем художественной подсветки зданий, памятников, мостов, парков и пр. дает возможность для комфортного пребывания человека в искусственной городской среде вне зависимости от времени года и суток.








Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com