Технологии строительства и деревообработки.

Новая жизнь дворца Потоцких

Об истории дворца Потоцкого, о его нынешнем состоянии и проводимых в нем противоармейских работах.

Худицкий В. Новая жизнь дворца Потоцких // Строительство и реконструкция . . 13 сентября 2001 (№ 9) . С. 33


После длительном строительного застоя ю Львом вновь начинается реставрационное оживление. На этот раз в центре внимания реставраторов памятник архитектуры XIX века - дворец Потоцких. Предполагается, что в октябре именно здесь соберутся президенты государств на очередной саммит.



История дворца Потоцкого



Дворец Потоцких был построен в 1880 году по проекту французского архитектора Людвига де Верни при участии львовского архитектора Юхнана Цибульского на месте небольшой усадьбы, также принадлежавшей Потоцким. В то время в Европе была широко распространена мода на французскую архитектуру, подобные дворцы строили от Португалии до Урала. Сами Потоцкие имели за пределами Львова много различных домов и имений с дворцами, парками и озерами. Поэтому дворец во Львове был возведен как дворец для приемов, важных встреч. Территория, на которой решили построить дворец, как нельзя лучше подходила для этих целей. Даже после того, как значительная часть земли Потоцких была продана под городскую жилищную застройку, ее размеры впечатляют. Первоначально здесь располагался большой парк. Уже в конце XIX ? начале XX веков вокруг дворца Потоцких возвели целый ряд многоэтажных домов, которые, как правило, выходили передними фасадами на улицу, а задними ? в сторону дворца. Если сейчас посмотреть из окон третьего этажа, можно увидеть неприглядный вид задних дворов, балконов... Усадьба потеряла былое великолепие отчасти по вине самих Потоцких.

Уже в середине 90-х годов, когда во Львове решено было возвести Дворец искусств, обратили внимание на территорию вокруг дворца Потоцких. Дома, расположенные рядом с ним, пребывали в плохом состоянии, разрушались. Их решили снести, а на этом месте построить здание для Дворца искусств. Из множества других проектов конкурсная комиссия отобрала работу архитектора Василия Каменщика. Многие его коллеги до нынешнего дня не понимают замысла автора. Но, как признался Василий Викторович, он сознательно хотел создать рядом с дворцом Потоцких фоновую архитектуру здания, заведомо подчиненную дворцу, своими формами никак не мешавшую памятнику старины. Не зря новое здание почти лишено окон. "Это практически павильонная архитектура", ? говорит Василий Каменщик.

Для приемов во дворце Потоцких было предусмотрено все: места для подъезда экипажа, встреч и приемов гостей, комнаты для одежды, многочисленные гостиные. Общая площадь дворца составляет 3100 квадратных метров. Из них цокольный этаж занимает 900 кв.м, первый этаж, предназначенный для приемов, ? 800 кв.м.

Местонахождение в центре города и устройство дворца Потоцких оказалось удобным и для разместившегося здесь с 1972 года Дворца бракосочетаний. Но его хозяева не имели средств для поддержания здания в надлежащем виде, о чем свидетельствует его нынешнее техническое состояние.



Мотивы смены владельца здания



Львовская коллекция живописи ? одна из лучших в Европе. Часть картин, как и прежде, располагается во дворце Потоцких среди старинных каминов, зеркал, бронзовых и мраморных украшений. Эти картины дополняют интерьеры.

В последнее время после долгих дискуссий было решено возвратить дворцу Потоцких его былое предназначение и совместить в нем галерею искусств и место для приема важных гостей. Для этого на время международных приемов здесь будут вывешены флаги участников встреч. Так же поступили поляки с замком Потоцких в городе Лянцут.



Состояние дворца и противоаварийные работы



На первом этапе восстановительных работ здание дворца требовало не столько вмешательства реставраторов, сколько специалистов, которые бы устранили его аварийное состояние. Поэтому бразды правления на это время передали институту "Містопроект". Сегодня эти работы находятся в стадии завершения.

Рассказывает главный архитектор проекта реконструкции, архитектор "Містопроект" Василий Каменщик:

- Дворцу Потоцких не повезло еще в 1920-е годы, когда во время одного из празднований на его крышу упал военный самолет. Его падение вызвало пожар, принесший большие разрушения крыше, выполненной из довольно редкого материала ? сланцевого шифера. Крышу починили, но при этом использовали частично другой материал, изменивший облик здания.

Много вреда нанесло зданию прежнее бездарное хозяйствование. Так, во время передачи здания под Дворец бракосочетаний в нем провели ремонт инженерных коммуникаций. Но сделали это бездумно. Заменив часть водопроводных и канализационных сетей, старые обрезали и завалили. Через некоторое время трубы проржавели, и вода под большим давлением размывала фунт. Была повреждена канализация, и сточные воды уходили под фундаменты. Когда в 1998 году были вскрыты инженерные сети, в фунте обнаружили провалы.

Практические меры по спасению дворца были предприняты только недавно, когда здание решили передать на 10 лет в аренду картинной галерее. Детальный осмотр сооружения показал плачевное состояние его инженерных сетей. В неприглядном виде пребывали также интерьеры. В свое время при устройстве центрального отопления рабочие, не считаясь с ценным убранством стен, мраморными украшениями крепили к стенам железными костылями трубы и батареи. Сегодня старые инженерные коммуникации демонтируют со стен и прячут в их толще. Затем эти комнаты будут отреставрированы.



Такие разные реставрационные подходы



Восстанавливать дворец Потоцких начали еще в прежние годы. Благодаря подготовке Львова к саммиту президентов в 1999 году капитально отремонтировали ул.Коперника и большую часть инженерных коммуникаций, подходящих к зданию дворца. Теперь осуществляется реставрация фасада здания, флигелей (сторожек у ворот), восстанавливается в прежнем виде крыша, будет произведено благоустройство дворца, восстанавливают интерьеры. Эту часть работ возложили на институт "Укрзахидпроектреставрация" под руководством Ивана Могитыча.

После того, как были завершены основные противоаварийные мероприятия, начались реставрационные работы. Реставрацию здания начали с крыши в мае этого года. Решено было вернуть зданию его сланцевое покрытие, а декоративные элементы выполнить из цинка. Не все разделяли эту идею. Предлагали покрыть здание медью, она, мол, долговечнее. Но ведь ее здесь прежде не было ? не соглашались реставраторы. К тому же, современная медь со временем приобретает не зеленоватый опенок, как это можно наблюдать на старинных зданиях, а темно-коричневый, до черного. Сланец же в окружении светло-серого обрамления цинкового декора выглядит куда интереснее, чем сегодняшняя медь. Сейчас большая часть сланцевого материала уже завезена во Львов из Чехии. Но поскольку этот материал очень дорогой, решено провести замену только части крыши, просматривавшейся с ул.Коперника. Остальные скаты крыши предполагается покрыть старой сланцевой плиткой. Сланцем также будут покрыты флигели и сторожевые домики.

Как считает руководитель архитектурно-реставрационной мастерской института "Укрзахидпроектреставрация" Евгений Соболевский, в таких масштабах и в подобные сроки восстановительные работы во Львове еще не проводили. Сложность ? в необходимости качественно выполнить очень ответственные работы в сжатые сроки.

Следующими после реставрации крыши должны стать мероприятия по восстановлению водоотводов и водостоков. Но времени нет, и многое приходится вести параллельно. Как показали исследования, от просадок и деформаций особенно пострадали фасады здания. В стенах появились серьезные трещины, во многих местах отпала штукатурка. Наибольшие повреждения ? на мансардном этаже, где в свое время в результате пожара потрескались и развалились даже каменные сандрики мансардных окон. Прежние хозяева прикрыли эти элементы оцинкованным железом.

По словам Евгения Соболевского, сегодня наилучший выход из ситуации ? применение легких полимерных материалов для восстановления утраченных каменных архитектурных деталей. Эти материалы с успехом были использованы при реставрации Львовского оперного театра, на Грандотеле, в Подгорецком замке из них выполнена фигура Атланта и др.

- Мы можем восстанавливать аварийные или утраченные элементы из искусственных материалов, ? говорит Евгений Зигмундович. ? Некоторые из них, например, аварийные каменные вазы, расположенные на венчающем карнизе по периметру здания, придется срочно демонтировать, так как они опасны для работающих внизу людей. А уже потом будем решать, из какого материала их выполнить заново.

Много потерь произошло из-за природного выветривания и разрушений камня на фасадах. Замене подлежит часть каменной облицовки цокольного этажа, ограждений террас, подпорные стены парадного подъезда и ограда по ул.Коперника. Реставрация этих частей здания ведется из того же материала. Строители уже завозят камень из соседних районов ? Сколиевского и Николаевского, именно оттуда его брали строители дворца Потоцких.

К сожалению, сегодня утеряны некоторые технологии, применявшиеся при возведении зданий конца XIX ? начала XX века. В частности, технологии каменного литья. Это портик главного входа, над которым расположена терраса, капители, весь декор, геральдика и т.п. Бетонное литье ? жалкое подобие, хотя это тоже искусственный камень.

Дворец Потоцких очень насыщен декоративными украшениями. Стены здания отделаны глубоким и мелким рустами. Карнизы, сандрики, обрамление стен и окон выполнены из искусственного камня. За 120 лет эксплуатации здание получило много повреждений. Во время текущих ремонтов никто не брался за их восстановление. Поврежденные детали заштукатуривали или закрашивали. Теперь реставраторы намерены их восстановить в первоначальном виде.

Как рассказал Евгений Соболевский, реставраторы изучили состояние здания, его фасадов. Это обязательное требование при восстановлении любой памяти. К счастью, стены здания не так часто красили, поэтому реставраторам быстро удалось найти цвет, позволяющий повторить прежнюю окраску здания. Если следовать названиям цветов фирмы Капароль, то это будет "Марок" номер 14. Более популярно этот цвет можно отнести к светло-охристой 'гамме.

На вопрос об уникальности производимых работ Евгений Соболевский ответил, что они ничем не отличаются от других. Сложность в их громоздкости и крайне сжатых сроках. "От нас требуют сдать объект до начала октября, ? говорит он, ? хотя проводимые работы требуют гораздо большего времени. К памятнику ведь лет двадцать никто не будет притрагиваться".

А пока архитекторы, строители и реставраторы заняты своими проблемами, генподрядчик и заказчик?Управление капитального строительства горисполкома ? поиском средств на завершение реконструкции здания. Почти год никто не финансировал их, подрядчик работал на энтузиазме. Финансовую сторону дела прокомментировал заместитель начальника Управления Петр Хаба:

- Эскизный проект реконструкции дворца Потоцких был разработан еще в 1998 году. Стоимость всех работ составила 14 млн. 995,8 тыс. грн. С каждым годом по мере усложнения задач эта сумма увеличивалась и теперь составляет 24 млн. грн. В 2000 и 2001 годах на объекте продолжались работы по выведению его из аварийного состояния. Всего на эти цели предусмотрено 4 млн. 825 тыс. грн., профинансировано 4 млн. 367 тыс. грн. Одновременно начаты ремонтно-восстанови-тельные работы по замене крыши, восстановлению фасадов, ограждений и прокладке инженерных сетей, благоустройству территории. Рабочая документация ? в стадии завершения. Если отбросить стоимость некоторых сооружений, которые не вошли в согласованный проект нынешних работ, то для их завершения и сдачи дворца в эксплуатацию нужно еще 6 млн. 447 тыс. гри. По поводу выделения недостающей суммы мы обратились за помощью к местной госадминистрации, городскому совету Львова и в Кабинет министров Украины.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com