Главная страница Дерево Дом Строй      

Дерево Дом Строй - строительство кирпичных, каркасных, деревянных домов

Домашняя страница Контакты Добавить в избранное
     Главная страница
     Проекты домов
     Видео
     Породы дерева
     Архив статей
     Контакты
     Пеллетные горелки





Статьи о строительстве >> Дизайн. Архитектура дизайн интерьера квартиры. Статьи по дизайну интерьера квартиры. >> Страница 1

Листать: 1 2

Проблемы реставрации памятников архитектуры и реставрационные технологии
В отличие от других областей строительства реставрационные технологии более консервативны, а применение новых материалов и конструкций допускается только в том случае, если это не вредит памятнику и не искажает его первоначальный вид. На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ: реставрация, консервация и ремонт. В последние годы к ним добавилась реституция - воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью - восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация. Все производимые на сегодняшний день реставрационные и консервационные работы могут быть разделены по видам на 37 основных разделов - от предпроектной стадии до реставрации монументальной живописи, которая состоит из 12 специальных разделов по конкретным видам работ. Стадии проведения реставрационных работ предшествует стадия археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований, с тем чтобы на момент начала реставрационных работ существовала исчерпывающая информация о памятнике, были выявлены археологические находки, обследовано состояние памятника, выявлены разрушающие факторы и разработаны методы их устранения, а также необходимая проектная документация. Первой и основной задачей при реставрации памятников архитектуры является усиление оснований и фундаментов: перекладка существующих и подведение новых фундаментов, устройство обойм для усиления кладки фундаментов и уменьшения давления от здания на грунт основания, устройство рядом с уже существующими разнообразных по конструкции свайных фундаментов и усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями. При усилении оснований и фундаментов буроинъекционными сваями вначале производится укрепляющая цементация, когда усиливается кладка существующих фундаментов инъекциями в них цементного раствора (или раствора иного состава), а также заполняются раствором пустоты на контакте фундамент-грунт. Затем устраиваются буроинъекционные сваи, которые передают нагрузки от зданий на грунт основания и препятствуют возникновению неравномерной осадки. Именно этот метод показал себя как наиболее эффективный при реституции (воссоздании) объектов, первоначальные фундаменты которых частично или полностью утратили свою несущую способность
Организация пространства
Сегодня рынок услуг по В«обустройству окружающей средыВ» медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются. О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов — их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. В«Если раньше люди редко заказывали проект, в основном В«евростандартВ» делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительстваВ», — считает Михаил Иванов, генеральный директор компании В«Бау-ГруппВ». Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок. Свободные и несвободные художники Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать В«деталиВ». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков. Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает В«индивидуальныеВ» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к В«типовымВ» предложениям (5 вариантов проектов для В«панелекВ»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, В«Первый макетный цехВ» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов
Львівські дворики
Мовою архіїекторів дворик — невеликий замкнений простір, який у жодному разі не слід плутати із подвір'ям. Подвір'я переважно розташовані на периферії міста, тобто біля садибного типу будинків. Пересічні ж громадяни двір розуміють як місце, куди зазвичай чужі не заходять. Саме із двором у нас пов'язані чи не найдорожчі дитячі та юнацькі спогади. Ще ціннішою є пам'ять історичних дворових просторів. Особливо багатим на дворики є місто Львів. Завдяки тому, що в останні десятиліття нове житлове будівництво велося у нових мікрорайонах і мало торкалося історичної забудови, місту вдалося зберегти свої пам'ятки у їх первозданному вигляді. Дуже цінною, на думку фахівців, є перша планувальна забудова міста, сформована у XIV-XV ст. Забудова парцелі (земельних ділянок) середньовічного міста складалася із головної кам'яниці та бічних флігелів. Таке планування було зумовлене великою вартістю землі. Дуже часто зв'язок головного будинку з тильною офіциною (флігелем) здійснювався через дерев'яні галереї на кам'яних кронштейнах. Найбільших змін місто зазнало після пожежі 1527 року, яка зруйнувала дуже багато будинків. Відбудований пізніше Львів вже був і зовсім іншим. Як свідчать окремі пам'ятки, зокрема, межова стіна готичної кладки висотою в 10 метрів будинку Бандінеллі, розташованого на площі Ринок, до цієї пожежі можна було говорити про готичний Львів. Чимало кам'яних споруд впали разом із дерев'яними перекриттями під час пожежі. А вже після цього кам'яниці почали відбу-- довувати разом із кам'яними склепіннями.
Придворный архитектор Гитлера
У многих королей и царей средневековья были придворные архитекторы, строившие дворцы по вкусу своих хозяев. От них ничем не отличаются и диктаторы ХХ ст. - Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн и другие, которые также имели "карманных зодчих". На вершине "архитектурного гигантизма" возвышается фигура Альберта Шпеера, работавшего под мудрым руководством Гитлера. Так вышло, что Шпеер малоизвестен в широких кругах современного зодчества. Этот архитектор не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера В«несчастной любовью шефаВ». Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ "нестяжательного гения", которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это В«купилсяВ» и попал под влияние незаурядного авантюриста. В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету — математике, и намеревался посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец — владелец крупной в Германии строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное депо и заручился папиным обещанием передать ему десяток-второй обеспеченных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком. В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокашников пригласили в Афганистан 8 качестве придворных архитекторов Амануллы II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство в прекраснейшую и богатую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле В«1001 ночиВ» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, ввергнул азиата в языческий трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Случилось непредвиденное: Амануллу сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры.
Сказочный город Антонио Гауди
На протяжении всей истории развития цивилизации, человек работает над тем, чтобы создать для себя комфортные условия жизни. И не случайно, люди устремляются именно в города, где благодаря науке, технике, новым материалам и технологиям решается вопрос строительства красивых и комфортных жилых домов, современных зданий и сооружений. Важную роль в этом процессе всегда играл архитектор. Конечно, в течение столетий роль архитектора постоянно менялась, чтобы соответствовать нуждам и потребностям времени, но неизменным оставалось историческое предназначение профессии архитектора - используя опыт прошлых поколений зодчих, создавать архитектурные объекты, которые будут служить людям сегодня и в отдаленном будущем. Учитывая важную роль архитектурной деятельности в развитии мирового сообщества, в 1996 г. Международный союз архитекторов на XX Генеральной ассамблее в Барселоне принял резолюцию об установлении профессионального праздника зодчих - Всемирного дня архитектуры, который отмечается в первый понедельник октября. Символично, что данное решение было принято именно в Барселоне, городе, в котором творил великий мастер Антонио Гауди - автор самых причудливых и необычных за всю историю архитектуры зданий. Создатель облика Барселоны 48 лет было отведено Антонио Гауди для занятия любимым делом - архитектурой. За это время он создал архитектурный облик одного из красивейших городов мира - Барселоны. Ведь именно в столице Каталонии прославленный зодчий осуществил почти все свои замыслы. Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны, включая дом Батльо (La Casa Batllo) в В«квартале раздоровВ», построенный в период с 1905-1907 гг. В его плане нет ни одной прямой линии, даже стены искривлены и кажутся обтянутыми кожей
Скульптура как лицо вашего офиса
Что посоветовать тем, кто решил украсить скульптурой пространство перед офисом или оформить рельефами фасад" Как выбрать стиль и материал, подходящий для этой цели" С этими вопросами мы обратились к И. А. Бурганову, скульптору, директору Московского государственного музея В«Дом БургановаВ», кандидату искусствоведения. Для того чтобы говорить о материалах, сначала нужно хорошо представить себе процесс создания скульптуры. Сначала художник рисует эскиз. Потом по этому эскизу делается небольшая так называемая рабочая модель из мягкого материала - например, пластилина. Затем из того же пластилина или глины мы изготавливаем модель в натуральную величину и потом - в натуральную же величину - модель из гипса. Затем выбираем собственно материал для скульптуры и готовим форму. А форма для каждого материала нужна своя. Бронза Пожалуй, бронза - наиболее популярный материал для создания эффектных скульптурных групп. Со временем на бронзе образуется патина -тончайшая пленка окисла, защищающая поверхность от загрязнений и разрушений. Бронза - наиболее крепкий из В«скульптурныхВ» материалов, у нее самые сильные антивандальные свойства. Изделие из бронзы сложно сломать, только если приложить серьезные усилия. Курьезный случай произошел с известной скульптурой В«Золотая ТурандотВ», что возле Театра им. Вахтангова на Старом Арбате. В ночь на 12 июня, День независимости России, неизвестные под покровом темноты отпилили скульптуре руку. Да так тихо, что в отделении милиции, находящемся аккурат напротив оной, никто ничего не заметил.
Прыжки в высоту
Почему небоскребы растут, и рост их никто не остановит Только мы запомнили, что самое высокое здание в мире — 452 метра — находится в Малайзии, как знание наше устарело. Дом уже на Тайване, и метров в нем 508. Называется он Taipei-101, по числу этажей. Но это и запоминать необязательно, потому как скоро самое высокое здание в мире будет у нас. Над котлованом между Красной Пресней и Кутузовским проспектом, то есть в Москве-сити, вырастет 600-метровая башня В«РоссияВ». С В«РоссиейВ» надо спешить, потому как китайцы на хвост наступают: в Шанхае к 2007 году собираются выстроить новый финансовый центр. Высота его пока неизвестна, но уже решено, что это будет самое высокое здание на земле. Но и это ненадолго. Потому что гонка небоскребов, взявшая тайм-аут на время расчистки руин Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, рванула вперед.
Місто європейського Ренесансу
На початку жовтня цього року місто Жовква святкуватиме 400-річчя надання йому Магдебурзького права. У рамках підготовки до цієї дати два роки тому було прийнято державну програму відновлення Жовкви, розраховану на 20 років. Але вже сьогодні тут проведено чимало реєстраційних та відновлювальних робіт, їх організація може служити прикладом для інших українських малих міст. Значний внесок у відновлення міста зробив Жовківський центр міського розвитку В«Світло культуриВ». Історія Жовкви Далеко не кожне місто могло отримати такі почесті права, як невелике, щойно зведена Жовква (у польській транскрипції - Жолква), - розповідає директор Центру міського розвитку Михайло Кубай. Безпосереднім приводом для такого відзначення стала перемога гетьмана Станіслава Жолкевського над шведською армією у боях під Ревелем. Високий рівень культури, освіченість, толерантність засновників цього населеного пункту сприяли побудові міста на основах гуманізму епохи Ренесансу, залученню до розбудови міста кращих європейських архітекторів і художників. Жовква була побудована як приватне місто-резиденція в кінці XVI - початку XVII ст. на землях села Винники. Проектували і будували місто архітекто-риіталійці Паоло де Дуката Клеменсі (відомий як Павло Щасливий) і Паоло Домінчі (Павло Римлянин). Завершував спорудження міста у 40-х pp. XVII ст. Амброзіо Нутклаус Ваберене (Амброзій Прихильний). Для розпланування міста-фортеці з замком було застосовано ренесансну концепцію В«ідеального містаВ» за пропорційною схемою відомого італійського теоретика П'єтро Катанео. Тут проживали три найбільші громади: українська (русинська), польська та єврейська. А також незначна кількість вірмен, татар, їх наявність була врахована при розплануванні міста архітекторами, зокрема, були передбачені громадські культурні центри. Кожний з них мав храм, школу, притулок для бідних, шпиталь, громадську криницю та інші необхідні речі.
Арочные проемы
Арочные дверные проемы - архитектурное решение, зрительно разделяющее помещение без устройства дверей. Арочные проемы позволяют уйти от стандартных решений, применяемых в типовом строительстве. Арки могут иметь стрельчатое или круглое очертание. Проемы с круглым контуром имеют несколько основных типов: • В«классикаВ» - самая распространенная - дуга арки правильного радиуса; • В«модернВ» - дуга арки выполнена с подъемом; • В«романтикаВ» - дуга арки с прямой частью в центре и с закругленными углами нужного радиуса; • В«эллипсоиднаяВ» - дуга арки в виде правильного или неправильного эллипса. Арка может устанавливаться в виде В«фрамугиВ» над прямоугольным дверным или оконным проемом. Сегодня на рынке появились готовые арочные проемы, которые поставляются в разобранном виде. Комплект состоит из двух дуг, четырех стоек, панелей для дуг и стоек, и декоративных замков. Декоративные замки бывают двух видов: узкие закругленные (как правило, их ставят наверх) и широкие (их ставят вниз). Стандартные модульные арки, изготовленные из МДФ, пригодны для проемов шириной 820-1550 мм и высотой до 2330 мм при толщине стены 50-185 мм. Комплект арочного перехода может включать и разнообразные декоративные элементы. Арки могут быть монолитными бетонными, кирпичными, гипсовыми и деревянными (дубовыми, буковыми, сосновыми). Бетонные, кирпичные и деревянные арочные проемы надежны как снаружи, так и внутри помещений, а гипсовые, пластиковые, арки из ДВП и ДСП должны находиться только внутри помещений.
Восклицательный знак в интерьере
Колонна - ровесница первого человеческого жилища. В настоящее время декоративная и опорная функции колонны не равнозначны. Колонна все чаще играет роль украшения интерьера, подчеркивает его стилевую принадлежность и служит организации пространства. Она может скрыть массивную несущую конструкцию, неудачно расположенные или сильно выступающие коммуникационные сооружения. Например, если требуется спрятать какую-нибудь неуместную трубу, то лучше колонны способа для этого еще не придумано. В декоративно-пространственных решениях обычно применяются парные или сдвоенные колонны. Пар может быть несколько - 2, 3 и даже 4, если позволяет площадь. Функциональные же задачи колонны в современном частном интерьере таковы: 1. Создание или усиление ритмической организации окружающего пространства. 2. Зрительное изменение пропорций помещения. Этот архитектурный элемент успешнее других справляется с непростыми задачами зрительного расширения или повышения пространства. 3. Зонирование помещения. Чаще всего колонны встречаются в интерьерах дворцового стиля. Они придают помещению, которое проникается образами нетленной классической красоты, торжественность и величие.
Рай на вулкане
Свою летнюю резиденцию Джоржо Армани решил построить на вулканическом острове Пантеллерия, что расположен между Сицилией и Тунисом. Это одно из самых удивительных мест на земле, мистически красивое и странное. Но еще более мистическим и странным кажется дом и шпалерный сад, созданные здесь великим дизайнером. На фоне черного каменистого острова фосфоресцирующий бассейн с морской водой словно приводит все стихии в движение. Небо и море, отражаясь в этой капле роскоши, будто усиливают свой цвет. Бассейн окружен изысканной террасой из тикового дерева. И что-то во всем облике дома сразу выдает почерк дизайнера, который создал его. В«На Пантеллерию меня привела судьба, - рассказывает Армани. - Я приехал сюда просто погостить у своих друзей. И, если быть откровенным, я не влюбился в это место с первого взгляда. Оно показалось мне слишком темным, диким и даже враждебным: полное отсутствие растительности и пейзаж, состоящий из одних только гор. Я остался совершенно холоден к его красоте. Но позже я увидел, что этому месту есть, что мне показать. Море здесь необыкновенно синее, такое вряд ли увидишь где-то еще, а воздух настолько чистый и наполненный головокружительными ароматами, что хочется непрерывно его вдыхать... Незаметно мое сдержанное отношение к Пантеллерии переросло в настоящую любовь. В любовь такой силы, с какой мы любим кого-то за его недостатки. Я понял, что мне надо обязательно вернуться сюда, поэтому за два дня до отъезда я бросился покупать себе здесь участок. Переговоры с продавцами были похожи на скоропалительную женитьбу: ничего специально продуманного. Может быть, именно поэтому они оказались столь успешнымиВ»
Асфальтовые реки, цветочные берега
В городах, с их бесчисленными подземными коммуникациями, сплошными твердыми покрытиями площадей и тротуаров, традиционное озеленение все чаще вытесняется мобильными контейнерными формами. Еще недавно так решалось лишь цветочное оформление, теперь же особой популярностью стали пользоваться хвойные и вечнозеленые растения. Подвесные вазы с яркими петуниями украшают витрины, уличные фонари и бензозаправки. Строгие кипарисовики и можжевельники верой и правдой служат визитной карточкой едва ли не каждого офисного строения. Плотные ряды лиственниц и голубых елей обрамляют террасы кафе, а пихты и тисы декорируют балконы и окна граждан, неравнодушных к дорогостоящей и престижной флоре. Похоже, что к традиционным символам Киева, зеленым днепровским кручам и каштанам, прибавились два новых - вечнозеленые в кадках и петунии колера В«diable ROSEВ» в вазонах В«чаша правосудияВ». И если первым, слава Богу, ничего не делается, на новинки ландшафтного дизайна иногда бывает больно смотреть: пожухлая хвоя, аляповатые цветы, безвкусные, грубоватые формы контейнеров... Вот и получается, что подобная форма озеленения может стать эффективной только после всестороннего изучения различных взаимосвязанных аспектов. Два из них -архитектурный и биоэкологический - играют первостепенную роль.
Излучающая свет
Уже объявлен победитель международного конкурса на сооружение новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Им стал француз Доминик Перро, прославившийся строительством здания Национальной библиотеки в Париже. Он - известный в мире архитектуры человек, признанный В«мастер дел строительныхВ» в своей стране, лауреат Большого национального приза Франции в сфере зодчества, кавалер Ордена Почетного легиона. Так что Санкт-Петербург может гордиться тем, что проект Мариинки-2 был разработан именно Перро. Предыстория В 1997 году Валерий Георгиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра, обратился к Ельцину с просьбой: реконструировать театральный комплекс, так как в связи с нехваткой помещений потребности известного театра обеспечены лишь на 40%. Зимой 2001 года в Госстрой России из театра были отправлены предложения по проведению международного конкурса на лучший проект реконструкции и развития Мариинки. Конечно, самостоятельность В«петербургских театраловВ» не понравилась москвичам. Госстрой, используя административный ресурс, объявил территорию театра и близлежащие площади объектом особого регулирования федерального значения. Именно Москва определила сроки проведения международного архитектурного конкурса. Он стартовал в январе 2002 года. Конкурс не был представительным: в нем участвовало всего четыре коллектива. А вскоре и вовсе остались лишь проекты питерского архитектора Олега Романова и американца Эрика Мосса. Радикальный вариант одного из лидеров мирового деконструктивизма, представляющий собой модернистское здание в бесформенной стеклянной оболочке, не прошел. И во многом благодаря твердой позиции и наступательной политике местных зодчих, утверждавших, что ультрасовременный проект обезобразит архитектурный ансамбль питерского центра. Местных зодчих поддержал и Герман Греф, министр экономики России, который демонстративно отказался знакомиться с эскизами американского архитектора. Результат конкурса был аннулирован.
Тайбэй 101
::::: Тайбэй 101 Тайбэй 101 // Строительство и реконструкция .-- .-- 5 сентября 2003 (№ 9) .-- С. 51 Каким образом высочайшие в мире сооружения противостоят землетрясениям, тайфунам и неудачам Для такого гигантского небоскреба трудно было выбрать более неудачное место, чем город Тайбэй на острове Тайвань. Мало того, что этот город расположен в Тихоокеанском геосинклинальном поясе (пояс тектонических разломов земной коры, где примерно раз в 10 лет происходят серьезные землетрясения), к тому же он еще и стоит на пути продвижения огромного числа тайфунов, зарождающихся в Южно-Китайском море. Тем не менее, в конце этого года, когда будет закончено возведение его стен (строительство полностью завершится в 2004 г.), Тайбэй 101 отнимет звание самого высокого в мире здания у башен Петронас-тауэрс в малайзийской столице Куала-Лумпуре, обойдя их на 55 м и достигнув высоты 507,77 м. Тайбэй 101 станет первым небоскребом, построенным в зоне землетрясений и сильных ветров. Это требует смелого проектировочного новаторства. Каждая из этих двух видов опасностей предполагает особое и, в некотором смысле, противоречивое конструкционное решение. Так, в сейсмических областях здания должны обладать упругостью и гибкостью для поглощения энергии колебаний, а для противостояния сильным ветрам им нужна жесткость. Для уравновешивания этих противоположных свойств проектировщики компаний В«Торнтон-Томазетти инжинирсВ» и В«Эвергрин консалтинг инжинирингВ» использовали в конструкции небоскреба Тайбэй 101 массу различных технических новшеств - от внешнего каркаса для защиты от землетрясений до гигантского висящего шара, именуемого демпфером, который не позволяет зданию слишком сильно раскачиваться под ураганными ветрами
Загородная жизнь урбанистов
Дом, в котором предполагается отдыхать летом и в выходные, - далеко не то же самое, что постоянное загородное жилище. Если в первом случае возможна некоторая непринужденность обстановки, то во втором - требуется пространство, максимально соответствующее своим хозяевам, ничем их не раздражающее, позволяющее сосредоточиться, а потом расслабиться. Владельцы строящегося здания отнеслись к изменению его статуса со всей серьёзностью. Если раньше они собирались заниматься оформлением интерьера сами, руководствуясь общими рекомендациями строительной фирмы, то теперь решили обратиться за помощью к профессионалам. Побывав В«на объектеВ» и побеседовав с заказчиками, архитекторы сразу пришли к нескольким выводам. Во-первых, что молодая семья (родители и маленькая дочка) далека от сентиментальной приверженности сельскому быту и не намерена отказываться от своих урбанистских привычек. Тем более что дом расположен всего в двадцати минутах езды от центра города. Во-вторых, что работу придется вести в режиме строжайшей экономии, не имея достаточных средств на обустройство всех помещений, хозяева сначала даже не включили в договор цокольный этаж. Таким образом, для относительно свободного творчества предоставлялись два этажа, имеющие вполне квартирный масштаб. Что было дальше" Взяв неделю на размышление (и, говорят, не превысив этот срок), архитекторы подготовили несколько проектных предложений, одно из которых, самое необычное, пришлось хозяевам по душе. Смысл его сводился к следующему. Никакого стандартного разделения дома на зоны (первый этаж представительский, второй - приватный, один санузел внизу, другой вверху и т. д.). Весь верхний этаж, имеющий, по воле строителей здания, в плане форму короны, целиком превращался в детскую (33 м2). Внизу же располагались остальные жизненно необходимые помещения: спальня родителей, ванная и отдельный туалет, кухня, гостиная. Причём планировка первого этажа тоже получалась весьма необычной, основанной на непрямых углах и волнистых линиях. Соединять этажи было назначено лёгкой кованой лестнице, изготовленной по авторским чертежам. Впрочем, по-настоящему оценить достоинства этого жилища можно, лишь увидев его собственными глазами.
Мы - художники, а уже потом конструкторы и архитекторы
Сравнительно недавно в дизайне появилось новое направление, цель которого - системное проектирование средового окружения человека. О том, что такое средовой дизайн и как готовят специалистов этого профиля, читателям журнала рассказывает заведующий кафедрой средового дизайна МГХПУ им. С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения, профессор Сергей Владимирович Курасов. - На что должны быть направлены усилия специалиста, профессионально занятого в сфере средового дизайна" - Наиболее четко задачи средового дизайна как особого вида проектной деятельности сформулированы в официально принятой концепции нашей кафедры. Это, так сказать, наша В«хартияВ», текст которой я хотел бы привести дословно. Итак, В«Среда как объект проектирования представляет дизайнеру уникальную возможность прочувствовать и освоить целый спектр взаимосвязанных категорий. Рассмотрение каждой из них невозможно без осмысления целого, а это особенно ценно для вузовской подготовки дизайнера. Проектный анализ и системный подход, комплексное проектирование и совместная работа с другими специалистами, разработка концепций и составление программ, сценарное моделирование ситуации и художественный синтез - эти и другие формы работы в современном дизайне необходимы для проектирования среды. К тому же единственной мерой ее оптимальности всегда остается человек, что также соответствует назначению дизайнерской деятельности. Дизайн среды в полном смысле возникает лишь при осмыслении человека в пространстве в реальном действии, для чего среда должна обладать эмоциональной информативностью, В«отзывчивостьюВ» по отношению к человеку. Именно в этой ситуации деятельность дизайнера как специалиста, участвующего в формировании среды жизнедеятельности человека, очень велика. Недостаточно В«насытитьВ» существующую или проектируемую пространственную ситуацию оборудованием, назначение которого -удовлетворение функциональных и эстетических потребностей человека, должна быть создана предметно-пространственная среда полифонического звучания, обладающая возможностью развития во времени и пространстве, гармоническая по отношению к человеку во всех проявлениях его жизнедеятельностиВ».
IV всеукраинский конкурс "ИНТЕР'YEAR 2003"
Открытый всеукраинский конкурс В«ИHTEP'YEAR 2003В» традиционно проходил в Киеве с 23 по 28 июня, накануне Дня архитектора. Конкурс проводится в четвертый раз, и уже стал популярным и престижным среди архитекторов и дизайнеров. За прошедшие годы он собрал около 250 архитектурных объектов из Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Полтавы, Симферополя, других городов Украины. Победители были награждены призами и денежными премиями. Дважды Гран-при получили работы харьковских архитекторов, один раз — киевских, а на IV конкурсе В«ИHTEP'YEAR 2003В» сильнейшими снова оказались харьковчане. В этом году на суд международного профессионального жюри было представлено 103 конкурсных работы из 12 городов Украины в трех номинациях: • интерьеры жилых помещений; • интерьеры административно-общественных зданий; • интерьеры торговых помещений и предприятий общественного питания. Конкурсные работы, объекты - победители конкурсов прошлых лет и стенды фирм-партнеров разместились в Доме архитектора. Все желающие могли ознакомиться с экспонатами и даже отметить понравившиеся работы. Здесь же на протяжении конкурсной недели В«ИНTEP'YEAR 2003В» состоялась презентация каталога В«Лучшие интерьеры Украины 2002В», общение за импровизированным круглым столом на тему В«Культурный слойВ». Программа мероприятия включала также семинары и презентации продукции компаний -спонсоров конкурса фирм Schuco International KG, Friedrich Grohe AG и В«Ideal StandardВ».
Водные мотивы в архитектуре Венгрии
К числу стран, где есть что посмотреть и одновременно с комфортом отдохнуть, относится и Венгрия. Венгрия привлекает туристов прежде всего своей живописной природой, термальными источниками, лечебными озерами и богатыми культурными и архитектурными традициями. Даже такое привычное для нас место, как зоопарк, в Будапеште отличается своеобразием. Будапештский зоопарк - один из старейших в мире, он был открыт в 1866 году и с тех пор по праву считается вторым в Европе по красоте. Участок, на котором расположен зоопарк, находится в самом центре города, возле Площади Героев и является неизменной составляющей исторической застройки этой части города. В планировке комплекса сочетаются регулярность и живописность, прямые дорожки и узкие извилистые тропинки, симметрические и асимметрические павильоны. Не прав тот, кто считает, что в зоопарк ходят только с детьми: будапештский зоопарк интересен и детям, и взрослым, и изначально был задуман как место отдыха жителей и гостей столицы. Тот, кто слышал об австро-венгерском сецессионе - декоративном направлении стиля модерн конца XIX - начала XX века, обратит внимание на фантастический вход в зоопарк. В маленьком по объему строении четко выдержаны все традиции декоративного модерна: декоративные цветные панно над стрельчатой псевдоготический аркой входа; вытянутый силуэт; обилие скульптур - четыре смирных слона с погонщиками-индусами поддерживают стрельчатую арку портала;
Замок Нойшванштейн: идея и реализация
В«СказочныйВ» Баварский король Людовик II родился в 1845 г. и прожил всего 41 год. Это был необычный король, в Баварии до сих пор его помнят, любят и называют В«сказочнымВ». Об этом свидетельствуют многочисленные открытки с его изображением, которые продаются не только в Мюнхене, но и в маленьких городках. Людовик стал королем в возрасте 18,5 лет. Свою юность будущий король провел в основном в купленном и отреставрированном по указанию отца замке Хоэншвангау, который существует и сейчас и находится недалеко от замка Нойшванштейн. Яркое впечатление производили на принца находящиеся в замке многочисленные картины из мира средневековых сказаний и немецкой истории. Они усиливали присущую ему любовь ко всему романтическому. Он часто бродил по лесам и долинам этой замечательно красивой местности, в которой было все - горы, отвесные скалы, узкие ущелья, озера. С возрастом он все больше и больше увлекался изучением искусств, поэзии, живописи, архитектуры. Будучи хорошим пианистом, он высоко ценил музыку Рихарда Вагнера и всю свою жизнь щедро поддерживал его и сохранял с ним дружеские отношения. Став королем в очень молодом возрасте, не имея практического опыта, Людовик понимал: идеалы королевства не соответствуют реалиям и он является лишь номинальным правителем страны, а все решения принимаются двумя палатами баварского парламента. Этот факт, а также конфликты со значительно старшими по возрасту членами правительственного кабинета постепенно уменьшили его интерес к управлению государством. Прохладно относившийся к военному делу и презиравший войну, Людовик стремился спасти свою страну от военной угрозы.
"Размышления об архитектуре и человеке"
С начала 80-х годов прошлого столетия человечество стало переходить от общих, абстрактных разговоров об экологии к разработке конкретных экологических принципов для их применения в градостроительной и архитектурной практике. Сегодня проектировщики стремятся анализировать все формы воздействия окружающей среды на человека, будь то излучение земных недр или подземных водных потоков, биохимическое воздействие В«малыхВ» доз ядов, выделяемых с поверхности материалов, или влияние электромагнитных полей, рождаемых радиотелефонами. Особое место в настоящее время занимает экология искусственно создаваемой визуальной среды, или видеоэкология. Основателем этого научного направления является российский ученый В.А.Филин, биолог по образованию, директор московского центра В«ВидеоэкологияВ». Но некоторые творческие люди идут дальше, рассматривая создаваемую специалистами архитектурную среду не только как место, в котором должна формироваться и развиваться духовность, но и как лечебное средство, гармонизирующее человеческую личность. Таков Кристофер Дэй, размышления которого на эту тему изложены в книге В«Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средствоВ». Учитывая чрезвычайную актуальность темы для Украины мы предлагаем некоторые выдержки из его работы.
Дом с именем
За долгие годы, в течение которых строительство и распределение жилья оставались прерогативой государства, у наших граждан сложился стойкий стереотип В«квартиры со всеми удобствамиВ». Перечень удобств был предельно краток: наличие в квартире холодной и горячей воды, канализации, теплоснабжения и электричества, а также туалета, ванной комнаты (нередко совмещенных в так называемый санузел) и кухни с газовой плитой. Размеры и количество комнат жестко регламентировались, а самовольная перепланировка квартиры была немыслимой затеей и строго преследовалась. В конце концов, подчиняясь велению времени, государство изменило позицию в квартирном вопросе, до минимума сократив свое участие в строительстве и распределении жилья. Граждане получили возможность покупать и продавать его по собственному усмотрению, а многочисленные строительные компании в условиях рыночной конкуренции стали выдавать такие архитектурные решения, что о типовом жилищном строительстве вспоминаешь разве что под Новый год, когда в очередной раз демонстрируют В«Иронию судьбыВ». Правда, прошлое дает о себе знать ностальгическими воспоминаниями о сравнительной дешевизне типового жилья. Несомненно, это больная тема для большинства из нас, и без нее не обходится ни один разговор о современном жилищном строительстве. Не обойти ее и нам, но сначала — об уникальном проекте, гармонично объединившем техническое совершенство канадских кондоминиумов (многоквартирных комплексов с развитой инфраструктурой) и прелести западноевропейского сервиса.
Новое лицо Китая
Возвышаясь над новым шанхайским бизнес-центром, башня Джин Мао стала символом нового Китая. Запроектированное совместно чикагскими (фирма Skidmore, Owing and Merrill, главный архитектор Адриан Смит) и китайскими архитекторами здание Джин Мао является одним из самых высоких зданий в мире — 422,5 м. Его металлические конструкции весят около 70 тысяч тонн. В нем располагается самый высокий в мире отель, который может похвастаться самым высоким в мире атриумом и самым длинным желобом прачечной. Стоимость постройки составила 540 млн. долларов. Джин Мао вмещает в себя целый город, строительство которого было чрезвычайным событием. Никогда до этого в Китае не закачивали бетон так высоко, никогда не забивали сваи так глубоко. Это самое уникальное в Китае здание, и это также статуя, уже известная в мире, как В«Сверкающая жемчужина ВостокаВ». Строительный бум 80-х годов совершенно преобразил китайский ландшафт. Горы буквально сдвинулись из-за постройки железнодорожных путей и пригородных дорог, а старые городские кварталы уничтожены и превращены в торговые и офисные комплексы. В Шанхае этот квазикапиталистический В«Новый КитайВ» приобрел свою особенно захватывающую дух форму. Весь новый город буквально В«прорвалсяВ» сквозь рисовые поля и застройку в виде В«берлог-норВ», не оставив от них даже следа
Культурный слой
Круглый стол под многозначительным названием В«Культурный слойВ», продолжил в виде дискуссии тему восприятия архитектуры и интерьера как искусства и части культуры, затронутую Константином Бондаренко. Участие в дискуссии и обсуждении современных особенностей архитектуры и культуры в целом приняли: Дмитрий Харитонов, телепродюсер; Ирина Данилевская, главный редактор журнала В«L*OfficcelВ»; Константин Бондаренко, профессор и архитектор; Елена Олейник, главный редактор журнала В«Архитектура и престижВ»; Вадим Жежерин, заслуженный архитектор Украины и председатель жюри конкурса; Юрий Макаров, журналист и телеведущий. Дмитрий Харитонов: — Интерьер, архитектура - это то, что окружает нас фактически 24 часа в сутки. Интерьер квартиры, дома, кафе, машины, в конце концов, зависит от того, хотим мы проводить там время или нет, хотим оттуда поскорее убежать или наоборот, раствориться и не покидать его. Посмотрите, какой на удивление популярной стала программа В«Квартирный вопросВ». Мечта каждого канала сделать интересную программу о строительстве, архитектуре, дизайне, но оказалось - это невероятно сложно. Ведь наша проблема в чем - 80 лет советской власти и все как один, и все интерьеры похожи, как один. Вспомните фильм В«Ирония судьбыВ» - это достаточно горькое зрелище, когда все дома похожи и интерьеры похожи, и шкафы похожи, и вешалки для пиджака похожи. И мне кажется, что чем больше будет людей, которые отважатся не походить на других в своем творчестве - тем будет лучше для всех нас.
Поміняв Неву на Дніпро
Про нього можна сказати мовою приказки: він і дім збудував, і дерево посадив, і аж чотирьох синів виростив і виховав. Архітектора Володимира Ніколаєва називають творцем київського неоренесансу. За його проектами збудовано 27 оригінальних будівель, 18 церков, які стали невід'ємною частиною історії, культури і просто зовнішнього вигляду Києва. Народився Володимир Миколайович З березня 1847 року у Царському Селі. У 1870 році з великою срібною медаллю закінчив Петербурзьку академію мистецтв. А навесні 1872 року на запрошення київського підприємця А. Термена приїздить до Києва для будівництва пивоварного заводу. За його проектом на Подолі, на Кирилівській вулиці (зараз Фрунзе, 41) виросли корпуси заводу, котрий невдовзі запрацював на повну потужність. Купці Г. Енн, Ф. Енн, інженер-технолог А. Термен, усі акціонери В«Товариства пивоваренних заводів КиєваВ» з задоволенням відзначили, що споживання пива різко зросло. Збудований завод працює й понині... Місто потребувало досвідчених архітекторів. В. Ніколаєв полюбив ці живописні благодатні місця і, побачивши перспективи для своєї діяльності, вирішив залишитися з сім'єю у Києві назавжди. У 1873 році Володимира Миколайовича призначають міським архітектором, а пізніше — ще єпархіальним та лаврським. З 1892 р. він — академік архітектури, активно займається державною та громадською діяльністю. Ніколаєва обирають гласним міської думи, головою архітектурного відділу Київського відділення Російського технічного товариства, директором художнього училища, головою Російського літературно-артистичного товариства.
Енциклопедист мистецтва
Кінець XVII — початок XVIII ст. позначився активним торуванням економічних та культурних зв'язків Росії з Західною Європою. Насамперед, у галузі будівництва. Особливо поталанило відомому архітектору Іогану Шеделю, чиї шедеври мистецтва досі дивують нас красою. Виходець із Німеччини Шедель (чи Шейден) народився 1680 р. у Вандсбеці, поблизу Гамбургу. Працював під впливом архітекторів нідерландської школи. Знав також секрети італійських зодчих. Це його серед зарубіжних майстрів запросив до Росії сам Петро І для В«введення каменних та гіпсових робітВ» у столицях імперії. Чимало будівельних цікавинок освятилися архітектурним умінням Шеделя в Петербурзі. З-поміж найяскравіших — палаци на Василівському острові, в Оранієнбаумі, Кронштадті, дача в Стрільні. У першій половині XVIII століття активно розвивається будівництво на Україні, передусім у Києві. Цьому сприяла відміна заборони на В«всяке каменне будівництво, якого б імені воно не булоВ» в містах Росії. Архітектура розвивалася в складних умовах. Місцеві майстри, беручи за основу національні традиції, створювали свій напрям в українській архітектурі: Російські зодчі, які працювали на Україні, наближались до класицизму та сприяли розповсюдженню цього стилю у будівництві. Кам'яне будівництво у Києві почалося у Лаврі після пожежі, яка знищила також і багату старовинну бібліотеку. Дізнавшися про це, цар Петро не стримався й заплакав, як дитина. З Москви до Петербурга, а звідти до Києва були послані талановиті архітектори. Шедель був чи не найпримітнішим з-поміж них. Тоді на Україні домінувало бароко й ширився класицизм
Ума палаты
Хороших офисов сегодня на рынке катастрофически не хватает. И, даже отхвати в неплохое помещение, арендатор оказывается вынужден самостоятельно тянуть интернет и делать вентиляцию. Ненастоящий бум Корпорация В«ДЭКВ» (Дальневосточная энергетическая компания) несколько лет назад открыла в Москве небольшой филиал. Ехать туда далеко, дороги в округе плохие, и, пока доберешься до офиса, успеваешь пожалеть, что согласился на такое путешествие. Но стоит попасть внутрь, как об усталости тут же забываешь: удобное помещение с хитро расставленными колоннами вместо стен, большие окна, закуток для релаксации, приветливые сотрудники, которые чувствуют себя комфортно и потому работают с удовольствием. Утром и вечером автобус курсирует между офисом и ближайшим метро... Сегодня редко задумываются о том, какую роль в работе компании играют офисное помещение и структура его пространства. Очевидно одно: на смену помпезности и показному блеску В«эпохи первоначального накопленияВ» приходят грамотные эргономичные решения, хорошая техническая оснащенность офиса. Компании осознали, что офис - один из их материальных активов, и начали вкладываться в офисную недвижимость. На первый взгляд кажется, что рынок офисных помещений переживает такой же бум, как рынок московского жилья. Сайты риэлторских агентств в Интернете пестрят предложениями офисных и торговых помещений. Недавно возведенные бизнес центры интригуют загадочными названиями (вроде В«Черри-тауэрВ»), а на улицах становится все больше стройплощадок, отведенных под строительство офисов.
Черновцы - для Европы
Через пять лет Черновцы будут праздновать 600-летие со дня основания. Сейчас этот город снова открывается для Европы В Украине много городов, сохранивших историческую застройку, но Черновцы - особенные. На заповедной территории в 226 га в целостности сохранилась комплексная застройка времен Австро-Венгрии и Румынии. Сюда часто приезжают австрийские делегации, здесь проходят совместные конференции, семинары. Австрийские реставраторы рассказывают украинским коллегам о своих методах работы по восстановлению памятников истории и архитектуры. Украинские специалисты высказывают свою точку зрения. Александр Масан, сотрудник консультационного совета по вопросам сохранения культурного наследия г. Черновцов - Консультационный совет - это общественная организация, объединившая людей, неравнодушных к будущему своего города. Она была создана в мае прошлого года. В нее вошли научные сотрудники, промышленники, бизнесмены, журналисты - словом, люди различных профессий. Архитектура нашего города во многом уникальна, и нужно передать ее потомкам такой, какой она была в лучшие времена. И это требует научного подхода, привлечения различных специалистов. Мы прекрасно понимаем: для того чтобы привести город в порядок потребуется время. Но мы уверены: памятники должны сохранять свой первозданный вид - это европейская практика. Именно поэтому некоторые из проектов новостроек наш совет отклонил. Один из них - проект крытого рынка, который не вписывается в историческую застройку.
Архиважные конкурсы
Администрация Екатеринбурга и частные заказчики пытаются создать иллюзию здоровой конкуренции на В«архитектурном рынкеВ». По образцу европейских стран в городе и области проводят архитектурные конкурсы на конкретные заказы. Только развитие идет, похоже, экстенсивным путем: количество конкурсов пусть медленно, но увеличивается, а вот их качество оставляет желать лучшего. Маловато будет Первый всплеск архитектурных конкурсов в Екатеринбурге пришелся на 1991-1994 гг. Потом наступило временное затишье – вплоть до недавнего времени. Зато за последние три года состоялось не менее 24 всевозможных конкурсов. Все подобные мероприятия можно разбить на два вида. Во-первых, конкурсы, цель которых продемонстрировать последние достижения в архитектуре и дизайне, выявить новые перспективные имена. Результатом здесь становится получение не конкретного заказа, а известности и признания в архитектурных кругах. В основном это смотры лучших архитектурных и дизайнерских работ молодых архитекторов и студентов, проводимые организациями Союза архитекторов России. Такие же конкурсы с рекламными намерениями устраивают и коммерческие организации – мебельные салоны, журналы (конкурсы В«Интерьер возможностейВ», В«Евразийская премияВ», В«Выбор В«ТатлинаВ»). По мнению Александра Старикова, ректора Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УГАХА), это скорее акции поощрительного плана, соревнования в профессиональном мастерстве. Иногда победители смотров получают интересную работу, но случается это крайне редко. В проведении таких смотров специалисты видят массу плюсов. Александр Барабанов, профессор УГАХА, архитектор: Я активно занимаюсь конкурсным проектированием в академии с 1982 г., и мне удалось В«воспитатьВ» более 60 лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов. Я могу со всей ответственностью сказать, что соревноваться в мастерстве нужно. Архитектура и дизайн – это не только ремесло, в большей степени это искусство. Даже студент средних способностей на глазах вырастает, когда перед ним есть стимул, когда он понимает, что может победить. Соревнуясь, участники самосовершенствуются, находят новые, неожиданные решения.
Встречи с химерами
PC 1 ноября 2003 года планируется ввести в эксплуатацию, после реконструкции, знаменитое сооружение столичного архитектора Владислава Городецкого, известное в городе, как В«Дом с химерамиВ», сообщили в пресс-службе Главного управления охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ Киевской горадминистрации. Теперь это здание будет государственной резиденцией для встреч высокопоставленных иностранных делегаций. Кардинально в доме ничего не изменится. Останется старая планировка, будет отреставрирована уникальная лепка, барельефы, скульптуры, печи с майоликовым кафелем. Кстати, сооружение уникально еще и тем, что Городецкий, создавая его чуть ли не впервые в мировой практике продемонстрировал возможности использования цемента - все фигуры химер изготовлены именно из этого материала. Да и при постройке здания натуральный камень вообще не использовался. Поэтому реставраторам досталась хоть и интересная, но очень трудоемкая и кропотливая работа. Кроме того, нужно восстановить все дверные и оконные проемы, которые со временем деформировались. Также нужно восстановить и сберечь инженерные сети в сооружении, а их здесь немало. Но главной проблемой была реставрация фундамента. Чтобы сооружение не подлежало дальнейшему разрушению, фундамент укрепляли специальными сваями, В«стягивалиВ» и само здание. Внешне дом напоминает средневековую башню. Он расположен на достаточно крутом спуске, и поэтому с главной стороны фасада -это трехэтажное здание, а со стороны площади Франка шестиэтажное. Первый этаж, который имеет выход на Банковую улицу, является одновременно и третьим. Отсюда и начинаются все чудеса, которые и придают сооружению такой незабываемый колорит: на потолке вестибюля устроился гигантский спрут, ступеньки украшены птичьими лапами, далее идут камины, изготовленные из самого дорогого мейсеновского фарфора. Оригинальность оформления создает в доме интерьер охотничьего жилища.
Доходная ниша
Волынь не случайно называют "внешним окном" и легкими Украины. Территориально область граничит с Польшей. На небольшой площади -десятки озер с целебной водой, огромное количество лесов. К природному богатству добавьте еще многочисленные памятники архитектуры, музеи, а также построенные еще в советское время санатории, дома отдыха, турбазы. Волынь - это В«притягательный магнитВ» для туристов и отдыхающих, историков и исследователей. Широкое поле деятельности открывается и перед строительными компаниями Украины, которые могли бы инвестировать свободные средства в реконструкцию существующей туристической базы и застройку новых зон отдыха современными комфортабельными сооружениями. Плюсы и минусы Представление о жилище древних обитателей этого края можно получить в селе Рокини (недалеко от Луцка), осмотрев экспозицию В«Волынский скансенВ» на территории Народного музея истории сельского хозяйства. В одном месте собрано богатое наследие прошлого сельского градостроительства. У руководства - серьезные планы по модернизации музея под открытым небом. Радуют глаз обновленные соборы и церкви, монастыри, крепости-замки (например, реконструированный Луцкий замок, где осенью традиционно проводятся рыцарские турниры), музеи (вызывают восхищение два из них -музей-усадьба Леси Украинки в с. Колодяжное Ковельского района и музей Волынской иконы в Луцке, где выставлен шедевр XI ст. - икона Холмской Богоматери, а также иконы, написанные малоизвестным для украинцев восточных и центральных областей - И. Кондзелевичем).


Листать: 1 2







English Russian Deutsch
© DEREVODOM.COM